Возрастные предпочтения и каноны красоты




Глубочайшая основа нашего бытия индивидуальна, как в переживаниях, так и в мыслях... Все виды животных, вероятно, не так сильно отличаются друг от друга, как один человек от другого. Иоганн Готфрид Гердер Одно из самых серьезных обвинений против геев заключается в том, чтоони преследуют и совращают мальчиков. Для обыденного сознаниягомосексуальность, педерастия и педофилия - синомимы. На самом деле это нетак. В сексологической литературе сексуальное влечение к младшим повозрасту, социально или сексуально несовершеннолетним, независимо от ихпола, подразделяется на три категории: 1. педофилия, влечение к допубертатным детям; 2. гебефилия, влечение к пубертатным подросткам, от 12 до 14 лет; 3. эфебофилия, влечение к постпубертатным подросткам и юношам, от 14 до18 лет. В отличие от первых двух категорий, которые употребляются в качестведиагнозов, эфебофилия считается психологически нормальной, хотя в некоторыхстранах удовлетворение такого желания противозаконно, это зависит отлегального "возраста согласия". Влечение к взрослым, половозрелым мужчинамназывается андрофилией. Вопреки стереотипу, подавляющее большинство "голубых" мужчин-андрофилы, которые предпочитают иметь дело не с маленькими мальчиками илиподростками, а с представителями собственной возрастной группы, причемвозраст идеального или предпочитаемого партнера большей частью меняетсявместе с собственным возрастом мужчины. Доля педофилов (они сами называютсебя "бойлаверами", мальчиколюбами, большей частью не уточняя возрастапредмета своего вожделения) среди геев практически такая же, как и средигетеросексуальных мужчин. Педофилия - особая, отличная от гомосексуальности,сексуальная идентичность. Для некоторых педофилов пол ребенка вообщеневажен. Бойлавера привлекают исключительно допубертатные мальчики илимладшие подростки, он не будет спать ни с девочкой, ни со взрослым мужчиной.Наоборот, андрофил, которого привлекают взрослые мужчины, не интересуетсямаленькими мальчиками. Это обстоятельство учитывается даже присудебно-медицинской экспертизе по делам о совращении несовершеннолетних. Какова статистика возрастных предпочтений у гомосексуалов? У 41. 3%белых мужчин в гомосексуальной выборке Кинзи большинство сексуальныхпартнеров были ровесниками и еще 20.7% имели "много" и "очень много" такихпартнеров. Старшие партнеры преобладали у 32.7%; младших партнеров вовсе неимели 40.9%, "немногих " - 33.2%, нескольких - 7.9%, многих - 6.1%, оченьмногих - 2.2% и большую часть - 9.7%. Еще более показателен возраст самогомолодого сексуального партнера с тех пор, как респонденту исполнилось 18лет. У 33% это были восемнадцатилетние, у 11. 8% - семнадцатилетние юноши, у18.1% - 14-16-летние подростки и только у 6.3% - мальчики младше 13 лет. Тричетверти белых и 86% черных сан-францисских геев не имели по достижении 21года сексуальных партнеров моложе 16 лет, а у остальных юноши составлялименьше половины общего числа партнеров. По данным Джозефа Харри, юноши имолодые 20-25-летние мужчины чаще всего предпочитают партнера немного старшесебя, 25-35-летние - своего возраста, а мужчины старше 35 лет - моложе себя.В большинстве случаев "оптимальная" разница в возрасте колеблется от 2 до 5лет. Средняя разница в возрасте реальных сексуальных партнеров также былаоколо 5 лет, хотя на полюсах она значительно больше. Интерес к сексуальным партнерам того или иного возраста тесно связан спредпочитаемым типом телосложения. Некоторых гетеросексуальных мужчинпривлекают пышные, большегрудые женщины, у которых всего "много", а другимбольше нравятся полуженщины-полумальчики, женственность которых приглушена ине бросается в глаза. Столь же различны эротические предпочтениягетеросексуальных женщин. Гомосексуальный канон мужской красоты и привлекательности примерно тотже, что у обычных мужчин и женщин, и так же многообразен. Если отвлечься отдеталей, есть три главных архетипа мужчины, с каждым из которыхассоциируется определенный набор телесных и психических свойств: 1) сильныйи мужественный мужчина (охотник, воин, борец и т.д.), 2) женственный, мягкийандрогин, полумужчина-полуженщина и 3) пубертатный подросток или юноша,полумальчик-полумужчина. В дворянской культуре XVII-XVIII вв. женственная внешность ирасслабленность считались признаками аристократизма и всяческикультивировалась. Прекрасные Адонисы Тициана и Рубенса, с нежными чертамилица и округлыми формами тела, так же гетеросексуальны, как и их авторы. ВанДейк, имевший огромный успех у женщин, на знаменитом автопортрете изобразилсебя томным юношей с расслабленной кистью (это считается одним из самыхнадежных внешних признаков гомосексуальности). Так же изысканно нежен на егопортрете граф Леннокс, в туфлях на высоких каблуках и с длинными локонами.Еще раньше Пьеро ди Козимо изобразил нежным юношей с вьющимися волосами ирасслабленной кистью спящего после утомительной ночи любви с Венерой Марса.Этот канон женственной маскулинности резко изменился под влияниемпуританства, когда для мужчины стало модно быть не изящным, а сильным исуровым. Хотя мера притягательности этих образов исторически и индивидуальноизменчива, большинство современных европейских и американских гомосексуаловсклоняются в сторону первого типа. 76.5% опрошенных Кинзи белыхгомосексуалов сказали, что предпочитают маскулинных и только 9.2% -женственных партнеров. На вопрос "Какой тип мужчины для вас наиболеесексуально привлекателен?" почти две трети западногерманских гомосексуаловвыбрали "особенно маскулинный" и только каждый шестой - "мягкий, женственныйтип"; 39% предпочли "того, у кого большой член". Отвечая на сходный вопрос,четверть сан-францисских геев отдали предпочтение типично мужской внешности(волосатое, мускулистое тело и большие гениталии) и почти никто -фемининной. То же самое показывает анализ эротических фотографий,литературных описаний и частных объявлений. Многие объявления в геевскойпрессе прямо просят женственных мужчин "не беспокоиться". Женоподобныемальчики и мужчины в гомосексуальной среде - такие же, если не большие,изгои, что и среди "натуралов". Сексуально их предпочитают главным образоммужчины, находящиеся в местах заключения и видящие в них как быэрзац-женщин. От чего зависят эти эротические предпочтения, точно неизвестно (дажеотносительно гетеросексуалов, которых изучают гораздо дольше). Иногда подборидет по принципу дополнительности: маскулинные мужчины предпочитают болеемягких и женственных и наоборот. Но чаще это поиск собственного подобия: чеммаскулиннее выглядит и/или кажется себе мужчина, тем сильнее он хочет иметьтакого же или еще более маскулинного партнера. Ориентация нагипертрофированную маскулинность (тип "мачо") коррелирует не только сособенностями телосложения (например, многие волосатые мужчины тянутся ктаким же волосатым, есть даже специальные клубы и сообщества "медведей"), нои с характером сексуального поведения субъекта. Немецкие гомосексуалы,имевшие многих партнеров, явно предпочитают гипертрофированно-маскулинныхмужчин, с большим членом, волосатой грудь и грубыми, властными манерами,нежные и ласковые мужчины им не нравятся. Завсегдатаи "кожаных" баров,желающие казаться и чувствовать себя крутыми мужиками, ищут еще более крутыхпартнеров, которым они могли бы отдаться, не теряя самоуважения. Хотя вглубине души многие из них знают, что их собственные устрашающие наряды ипогремушки - простая бутафория, они готовы верить, что у партнера все это -"настоящее". Более романтичных и сентиментальных геев грубая, подчеркнутаямаскулинность отталкивает, они предпочитают более гармоничные, классическиемодели. На конкурсах мужской красоты, где в определении призеров активноучаствуют женщины и геи, чаще побеждают не бодибилдеры, а более элегантные иизящные мужчины. Преобладают они и среди кино= и фотомоделей. Однако прямойзависимости между телесным обликом мужчины и тем, что он делает в постели,по-видимому, нет, за исключением того, что женственные мужчины чащепредпочитают рецептивную позицию, тогда как суперсамцы любят быть "сверху"или меняться ролями. Но даже из этого возможны исключения. Критерии маскулинности и степень их привлекательности также могут несовпадать. Один мужчина придает решающее значение волосяному покрову, другой- мощному торсу, третий - красиво вылепленным грудным мышцам, четвертый -узким бедрам и плотным ягодицам и т.д. Особым, поистине фетишистским, поклонением окружен пенис. Размерыполового члена волнуют не только геев. Фаллос - знак не столько сексуальнойпотенции, сколько власти и могущества. Уже на рисунках каменного векамужчины более высокого социального ранга изображались с более длиннымичленами, а популярнейшим русским эвфемизмом вместо нейтрального "прибора" нетак давно стало "мужское достоинство". По меткому замечанию У. Одена, "еслибы мужчина имел выбор - стать самым могущественным человеком в мире илиобладателем самого большого х.., большинство выбрало бы второе. От зависти кпенису страдают не столько женщины, сколько мужчины. В отличие от женщин,они могут страдать также от разнообразия пенисов... Члены не менееиндивидуальны, чем их владельцы, и эти две индивидуальности часто несовпадают". Фаллические ожидания, страхи и тревоги у геев часто доходят доабсурда, а желаемые размеры орудий "сексуального производства" сильнопреувеличиваются. Самая популярная книга на российском сервере gay.ru - "Какувеличить размеры члена". Однако следует еще раз подчеркнуть, что дело не столько в конкретныхфизических признаках, сколько в общем культе маскулинности. Типичные "иконы"гомоэротического воображения, представленные как в порнографии, так и в"высокой" литературе, имеют разное телосложение, но это всегда "настоящиемужчины": спортсмены, студенты, военные, строительные рабочие, полицейские,ковбои, шоферы - дальнобойщики и т.д. В образе матроса закодированы молодость, мужественная красота,физическая сила, особая эротическая аура, связанная с пребыванием в закрытоммужском сообществе, жажда приключений и романтика дальних странствий,элегантная форма и особая расхлябанная, с подрагивающими бедрами, походка.По выражению Жене, "флот - это прекрасно организованное учреждение, попав вкоторое молодые люди проходят специальный курс обучения, позволяющий имстать объектом всеобщего вожделения". Солдат, подобно матросу, живет в закрытом мужском сообществе и вситуации постоянного риска; его ружье - символ и одновременно продолжениечлена, униформа - его вторая кожа. Многие геи обожают наряжаться илинаряжать своих партнеров в военный мундир, который позволяет им чувствоватьсебя более мужественными и принадлежащими к закрытому мужскому братству.Напротив, раздетый и лишенный внешней атрибутики солдат кажется более голым,чем обычный нагой мужчина. Поскольку униформа деиндивидуализируетконкретного матроса или солдата, сексуальная близость с ним символическиприобщает гея ко всему мужскому миру. Геи дежурят у казарм и военных училищ не только потому, что лишенныйженского общества, бедный и сексуально озабоченный солдат легче идет насближение, но и потому, это - особая порода мужчин. Образ солдата занимаетодно из центральных мест в современной российской гомоэротике, будь то"(Интер)миссия" Димы Лычева (воспоминания о его службе в армии) или"Армейские элегии" Ярослава Могутина, воспевающие "пьянящий запах казармы игрязных ног". В образах полицейских и сыщиков к военному стереотипу дополняетсяповышенный риск и чувство парадоксальности ситуации, когда "дичь" соблазняети побеждает "охотника". Секс с полицейским подтверждает общезначимостьгомосексуальных чувств, не чуждых даже тем, кто по долгу службы с нимиборется. Столь же популярный тип мачо - преступник. Приручение грубой инепредсказуемой силы - не только сексуальная, но и моральная победа. Спать сбандитами - то же, что пировать с пантерами (выражение Уайльда), опасностьудваивает наслаждение. Непреодолимое тяготение к этой среде испытывал Жене,создавший поэтику тюремного секса. "Люди, призванные служить злу, не всегда красивы, но зато обладаютмужскими достоинствами. Любовные игры открывают невыразимый мир, звучащий вночном языке любовников. На этом языке не пишут. На нем перешептываются поночам хриплым голосом. На рассвете его забывают. Отрицая добродетели вашегомира, преступники отчаянно пытаются создать свой, обособленный мир. Ониготовы в нем жить. Здесь стоит жуткое зловоние, но они привыкли дышать этимвоздухом... Их любовь пахнет потом, спермой и кровью. В конечном итоге моейизголодавшейся душе и моему телу она предлагает преданность. Я пристрастилсяко злу оттого, что оно обладает подобными эротическими возможностями". Однорукий Стилитано "не был наделен ни одной христианской добродетелью.Весь его блеск, вся его сила заключались у него между ногами... Стилитанооставался для меня милым и надежным хозяином, ни сила, ни обаяние котороготак и не утолили мою жажду мужественности, сосредоточенной в солдате,моряке, авантюристе, воре, преступнике. Будучи недоступным, он стал в моихглазах воплощением вышеперечисленных типов, которые подавляют меня". Важнейшее свойство следующей иконы геевского пантеона, цветного мужчины- экзотичность. Для белого человека черный мужчина - чаще всего могучий итаинственный самец, у которого эмоции сильнее разума; азиатское телоимпонирует европейцу отсутствием волос и кажущейся вечной юностью и т.д. Ноглавное - это нарушение каких-то границ, езда в незнаемое. Очень популярны у геев образы спортсменов. Реальное отношение геев кспорту неоднозначно. Многие "голубые" юноши неуверенно чувствуют себя вспецифически мужской среде, стесняются своего тела и смертельно боятся, чтоневольный взгляд или непроизвольная эрекция может их выдать. В то же времяраздевалка и душ - единственная возможность увидеть предмет своегопоклонения. Занятия популярным мужским спортом позволяют юному гею самомустать красивым и привлекательным и, возможно, скрыть свою сексуальнуюориентацию - никому не придет в голову заподозрить футболиста (в отличие отчемпиона по фигурному катанию). Профессиональный большой спорт долгое время был, да и сейчас остается ввысшей степени гомофобным. Все выдающиеся спортсмены, публично заявившие освоей гомосексуальности (футболист Давид Копей, чемпион США по прыжкам вводу Грег Лауганис и др.) пережили в связи этим много неприятностей,некоторым даже пришлось уйти из спорта. Чтобы бороться с гомофобией,американские геи начали с 1982 проводить собственные спортивные игры и дажеолимпиады. Самые популярные иконы геевской "спортивной" порнографии - футболисты,персонифицирующие силу, мужественность и гетеросексуальность, бодибилдеры(идеальное мужское тело) и пловцы, которых любят за мягкость и изяществолиний. Сексуальное действие в этих произведениях, как и в жизни,развертывается в раздевалках, душевых, гимнастических залах и спортивныхлагерях и нередко бывает групповым. Между прочим, отношение геев к спорту еще раз приоткрываетмногомерность понятия маскулинности. Нелюбовь "голубых" мальчиков к силовомуспорту часто объясняют их женственностью и неагрессивностью. Но возможно,дело не столько в этом, сколько в том, что любимые мужские виды спорта непросто соревновательные (всякий спорт соревнователен), а командные: однагруппа молодых самцов должна "побить" другую, причем между победителями ипобежденными складываются иерархические отношения, не лишенные порой"сексуальных" коннотаций. Геям больше импонируют индивидуальные виды спорта,критерии которых имеют экспрессивный и эстетический аспект (гимнастика,фигурное катание, танцы) и которые превращают мужское тело не столько вмогучую, всесокрушающую машину, сколько в эстетический объект. Если судить о гомоэротике только по порнографии, может сложитьсявпечатление, что она воспроизводит и гипертрофирует самые опасные свойствамужской сексуальности: мачизм, культ господства и подчинения, милитаризм,расизм и т.п. Однако надо учитывать ее игровой, карнавальный характер. В"натуральной" мужской культуре гипермаскулинность ассоциируется сагрессивностью и презрением к женщинам, мачо - персонификация власти,насилия и принуждения. В гомоэротике, как во всех мужских отношениях, такжеприсутствует мотив власти одного мужчины над другим, но эта власть состоитпрежде всего в том, чтобы доставить - или не доставить - другому мужчинеудовольствие. Это та власть, которой обладают и умело пользуются женщины. Характерный пример многослойности гомоэротики - рисунки самогознаменитого геевского эротически-порнографического художника ТомаФинляндского (Тоуко Ласканен, 1921-1991). Все его персонажигипертрофированно маскулинны (огромные члены, мощные мускулы, черная кожанаяодежда) и агрессивны, они связывают, подвешивают, порют и насилуют другдруга. С точки зрения официальной геевской идеологии, рисунки Томаполитически некорректны, выглядят проповедью сексизма, мачизма исексуального фашизма. Но все это изображается с юмором, как игра, котораядопускает и даже предполагает смену ролей. Могучий мужик, перед которымблагоговеет художник, - не вождь, который всегда "сверху", а "один измальчиков", которого точно так же связывают, порют, трахают и т.д. Противоположный архетип гомоэротического воображения - андрогин,существо неопределенного пола, полумужчина-полуженщина. Андрогинные образышироко представлены в мифологии и в религиозной практике (двуполые божества,гермафродиты, бердачи), им часто приписывалась особая магическая сила исексуальная привлекательность. В быту такие люди не имеют выбора, им некудаскрыться от своей внешности и манер, так что их единственный выход - принятьданную роль и сделать ее предметом гордости. Женоподобный мужчина - единственный вариант гомосексуальнойидентичности, который под разными именами существовал всюду и везде. Всовременном английском языке этот тип чаще всего обозначается словом queen(буквально - "королева", на самом же деле - искаженное quean - распущеннаяженщина, проститутка), которое первоначально применялось к женщинам, а потомего взяли в качестве самоназвания женственные мужчины. Если этароль/идентичность включает переодевание в женскую одежду и усвоение женскихманер, речи и поведения, ее называют также Drag-queen. В русском геевскомжаргоне это передается словами "девка", "сестра", "пидовка", "королева"(ласковое или восхищенное), "мурка", "подруга", "хабалка" (агрессивная,скандальная "девка", афиширующая свою гомосексуальность и компрометирующаясвоих "подруг" в глазах окружающих) и т. п. Отношение к этому типу неоднозначное. Некоторые геи, которые по своемувнешнему облику могут сойти за "натуральных" мужчин, видят в нем злуюкарикатуру на самих себя и относятся к "девкам" с презрением и ненавистью(типичная психологическая защита, по Фрейду). Другие находят их сексуальнопривлекательными, чужая женственность позволяет им чувствовать себя болеемаскулинными. Различно и собственное самосознание "теток". Некоторые из них страдаюткомплексом неполноценности, потому что у них больше психологических проблеми трудностей. Другие принимают свою идентичность/роль с удовольствием:женское платье, парик, доведенные до гротеска женские манеры, разговор осебе в женском роде - их естественный способ существования в собственнойсреде. Для третьих это - психологическая компенсация, способ превратитьслабость в силу: раз меня дразнят девчонкой, докажу всем, что я - ненесостоявшийся мальчик, над которым смеются, а полноценная женщина, которойвосхищаются. Называть этих людей просто трансвеститами неправильно, потому чтоподавляющее большинство - 87% - обычных трансвеститов гетеросексуальны,переодевание в женскую одежду не меняет их сексуальную ориентацию В отличие от транссексуала, который чувствует себя женщиной и мечтаетсменить пол, гомосексуальный трансвестит этого не хочет, его призвание и гордость - быть мужчиной, которыйспособен затмить женщину и успешно соперничать с нею. Высший уровень этого -имперсонаторы, мужчины, выступающие в женском облике на сцене. Волшебное"превращение парня в богиню" требует огромного терпения и искусства.Знаменитые имперсонаторы пользуются мировой известностью, ими восхищаются, вних влюбляются. Это не просто представление, а перевоплощение, открытиеновых ипостaсей собственного Я: "Переодевание позволяет мне исследовать новые обличья, постоянноизменяться, становиться таким, каким мне хочется. У меня нет осиной талии,но я могу сделать ее с помощью корсета. Я могу иметь огромные ресницы исумасшедшую прическу. Могу стать элегантной красавицей или хиппи. Могуреализовать все мои дикие фантазии, а утром в своем обычном виде пойти наработу". Для знаменитого черного шоумена, танцора и имперсонатора РуПола,переодевание - прежде всего работа, представление, униформа ("Мы рождаемсяголыми, а все остальное - маскарад"), но также и самовыражение, проявление"способности открываться людям. Это моя женственная сторона". Эта женскаяэнергия имеет очень мало общего с женственностью, понимаемой как мягкость ихрупкость. Но не всем удается театрализовать свои гендерно-сексуальные роли идобиться таким образом общественного признания. Кроме того, эти роли и маскине снимают некоторых личных проблем, в том числе сексуальных. Как сказалодин знаменитый американский имперсонатор, "мужчины влюбляются в миссАдриану. У нее есть все, чем хочет быть мальчик Адриан: она общительна,дерзка, популярна. Любима. Но беда в том, что мисс Адриана никогда непоявляется в спальне. Я горжусь тем, что на моих простынях никогда не былоследов косметики. Мисс Адриана остается позади, после представления онасмывается вместе с гримом. Но ведь это в нее влюбляются мужчины. Это ее онихотят. И когда она уходит, они обычно тоже уходят". Хотя геи восхищаютсяталантливыми имперсонаторами, в обыденной жизни большинство из нихпредпочитает более маскулинных мужчин. Гипермаскулинный мужчина и женственный андрогин - полюсыгомоэротического воображения. Образ "мальчика" стоит как бы посредине, и егочерты, как с точки зрения возраста, так и со стороны его телесных ипсихических свойств, наиболее размыты. "Мальчик" - не столько существо определенного хронологическоговозраста, сколько символ молодости, зависимости, незавершенности. Обычныеподростки не любят, когда их называют мальчиками, обращение "мужики" -своего рода социальное притязание. Напротив, геи охотно называют себя исвоих любимых мальчиками, им кажется, что это делает их моложе. Поэтомучасто приходится уточнять, о чем конкретно идет речь. В медико-психологических терминах, большинство "бойлаверов" - гебефилыили эфебофилы. Поскольку сексуальные контакты с подростками моложеопределенного возраста запрещены законом (в разных странах легальный возрастсогласия колеблется от 12 до 18 лет, в России он установлен в 14 лет), этилюди часто оказываются в конфликте с законом, во-первых, как изготовители,заказчики и потребители детской порнографии и, во-вторых, как клиентыподростковой проституции и совратители несовершеннолетних. "Бойлаверы"широко используют в своих интересах различные подростковые организации, отспортивных школ и летних лагерей до религиозных клубов включительно.Консервативная общественность склонна считать их всех сексуальными маньякамии потенциальными серийными убийцами. На самом деле диапазон отношений между мужчинами и мальчиками оченьширок и эти привязанности могут иметь разные психологические основания.Общеизвестно, что мужчины, независимо от своей сексуальной ориентации,предпочитают общаться с мальчиками, нежели с девочками. Отцы, как правило,уделяют больше внимания сыновьям, чем дочерям, но при этом многие отцы неумеют общаться с собственными сыновьями. Как писал Франсуа Мориак, "между отцами и детьми высится стена робости,стыда, непонимания, уязвленной нежности. Чтобы эта стена не выросла,требуются усилия, на которые еле хватает человеческой жизни. Но дети родятсяу нас в ту пору, когда мы еще переполнены собой, сжигаемы честолюбием и отдетей просим не столько доверия, сколько покоя. Отцов отделяют от детей ихсобственные страсти". Некоторые мужчины компенсируют этот эмоциональный дефицитпривязанностью к чужим детям, в которых они видят собственное подобие илинереализованные возможности и которым пытаются передать свойневостребованный жизненный опыт. "Что зрелая мужественность ласково тяготеетк красивой и нежной, а та, в свою очередь, тянется к ней, в этом я не нахожуничего неестественного, вижу большой воспитательный смысл и высокуюгуманность" (Томас Манн). Так называемый "педагогический эрос" не надосчитать эвфемизмом для обозначения гомосексуальности. Как не всякая мужская дружба является гомоэротической и, тем паче,гомосексуальной, так и привязанность мужчины к мальчику может иметьмножество разных психологических смыслов. Иногда это отношение кажется по преимуществу эстетическим: "Мальчик вошел в застекленную дверь и среди полной тишины наискосьпересек залу, направляясь к своим. Походка его, по тому, как он держалкорпус, как двигались его колени, как ступали обутые в белое ноги, быланеобъяснимо обаятельна, легкая, робкая и в то же время горделивая, еще болеепрелестная от того ребяческого смущения, с которым он дважды поднял иопустил веки, вполоборота оглядываясь на незнакомых людей за столиками.Улыбаясь и что-то говоря на своем мягком, расплывающемся языке, он опустилсяна стул, и Ашенбах, увидев его четкий профиль, вновь изумился и дажеиспугался богоподобной красоты этого отрока... "Как красив!" - думал Ашенбах с тем профессионально холоднымодобрением, в которое художник перед лицом совершенного творения рядитиногда свою взволнованность, свой восторг". (Томас Манн) В другом случае мальчик как бы персонифицирует упущенные собственныевозможности субъекта: "Я смотрел, не стесняясь, прямо ему в глаза и понимал, что уже люблюего, люблю за то, что в нем еще так сильно присутствовала танепосредственность и живость, которые с каждым днем все быстрее уходили изменя. Я видел в нем себя совсем еще вчерашнего, которого еще сам не успелзабыть - веселого и беззаботного, с легким ветерком в голове, способным безвсяких усилий запросто исполнить любую мелодию в этой жизни. Я видел и то,что уже упустил - огромную свободу чувствовать и выбирать, а я был закованнаручниками непреодолимых условностей, придуманных мною же". (Влад Юркун) Одному "бойлаверу" нужно в мальчике только его тело, другому - толькодуша, а третьему - то и другое. Не замечать этих различий и, например,обвинять А.С. Макаренко в педерастии только на том основании, что он любилсвоих воспитанников и находил их красивыми, как делает популярныйамериканский журналист Борис Парамонов, просто глупо. Так же различны потребности подростка. Один ищет в старшем мужчинезамену отсутствующего или неадекватного отца, другой - мудрого наставника,третий - сильного покровителя, четвертый - товарища по играм и т.д. Этиотношения могут иметь и сексуальный аспект, причем, вопреки расхожемумнению, его инициатором не всегда бывает взрослый. Некоторые мальчики, изкорыстных побуждений или для удовлетворения собственных сексуальныхпотребностей, сами "охотятся" на мужчин. Итальянский писатель Умберто Саба психологически точно описал такойпоиск в повести "Эрнесто". Нед Рорем рассказывает, что подростком он долгоискал мужчину своей мечты и когда однажды в парке какой-то небритый мужик,наконец, "инициировал" его, единственной утратой Неда было "разбитое сердце"от того, что он не мог встретить этого человека вторично. "Меня никогда несовращали взрослые, это я подростком совращал их, в качестве воспламеняющегопредмета. Ко мне рано пришло свойственное каждому ребенку ощущение себяэротическим объектом. Но меня никогда не арестовывали за совращениевзрослых". Однако даже в самом безобидном варианте, когда нет ни нарушения закона,ни насилия, ни общественного скандала, сексуальная близость между взрослым иподростком остается в глазах общества проблематичной. Идеологи "бойлаверов"говорят, что общество не имеет морального права блокировать сексуальныепотребности подростка. Но отношения подростка и взрослого неравны. Частовзрослый гомосексуал просто манипулирует подростком, разжигает егосексуальные чувства, снабжает эротическими материалами, чтобы в конечномсчете овладеть им. Нередко имеет место и прямая покупка или изнасилование.Родители и общество не могут относиться к этому безразлично. Субъективная ретроспективная оценка раннего гомосексуального опытазависит главным образом от сексуальной ориентации мальчика и отобстоятельств, при которых это произошло. "Голубые" подростки оценивают этособытие, если все случилось по обоюдному согласию, без обмана и насилия, восновном положительно, видя в нем этап собственного становления. Напротив,многие гетеросексуальные подростки, даже если они получали от сексуальныхконтактов с мужчинами удовольствие, считают их лишь платой за внимание иподарки (очень часто так оно и есть). По мере взросления, юноши начинаютстыдиться этого опыта и считают, что ими злоупотребили. Любопытно, что этокасается только отношений со взрослыми, гомосексуальные игры и контакты сосверстниками такой переоценке обычно не подвергаются, их просто прекращают. Поэтому настороженное отношение общества к связям между подростками ивзрослыми, в любом сочетании полов, и ограничение их легальным возрастомсогласия, равно как и запрет детской проституции и порнографии, социально иморально оправданы. Ребенок имеет право на сексуальность, но тем более - назащиту от посягательств, смысла которых он подчас не осознает. Кроме юридических проблем, есть проблемы психологические. В отношенияхмежду мужчиной и женщиной социально-возрастное неравенство и "обмен" юнойкрасоты и свежести на жизненный опыт и покровительство считается нормальным,узаконенное неравенство полов как бы освящает асимметричность иразновозрастность сексуально-эротических отношений. В однополых отношенияхвсе сложнее. Для мужчины сознание зависимости от другого, тем более - младшегомужчины, оскорбительно. Когда его юный любовник опоздал на 20 минут, ДжонЧивер записал в дневнике: "Одно из неудобств гомосексуальной любви - что приходится ждатьмужчину. Ждать женщину кажется вполне естественным, это судьба, но ждатьсвоего любовника-мужчину крайне мучительно". Не менее двусмысленно положение молодого человека. Хотя власть надстаршим льстит его самолюбию, он не хочет чувствовать себя "мальчиком" имстит своему поклоннику капризами и изменами. Борьба самолюбий вносит вмужские отношения напряженность, для преодоления которой не существуетотработанных культурных механизмов. В романе Юкио Мисимы "Запрещенные цвета" 20-летний красавец Юсипостоянно демонстрирует свою власть над сорокалетним богачом Кавадой нетолько потому, что равнодушен к нему, но и потому, что это подкрепляет егосамоуважение. Когда Кавада с трудом выкроил время для встречи, Юси заставилего три часа ждать, пока сам без особого удовольствия играл в бильярд. У Кавады "к двойной ревности - ревности мужчины по отношению клегкомысленной женщине и ревности стареющей женщины к молодой красавице -присоединялось сознание того, что он любит существо собственного пола. Эточувство бесконечно усиливало унизительность его любви, которая, будь онаобращена на женщину, была бы вполне приемлемой даже для министра. Ничто немогло ранить мужское самолюбие такого человека, как Кавада, сильнее, чемунижение от сознания своей любви к мужчине". Большая возрастная разница осложняет не только ухаживание, но иподдержание партнерских отношений. Мужчина, независимо от его сексуальнойориентации, большей частью женится или обзаводится постоянным партнеромпотому, что хочет постоянства и стабильности. Женщин, ориентированных насемью и детей, это вполне устраивает. Юноше, молодому мужчине хочется нестолько постоянства, сколько новизны и приключений. "Я его не понимал. Я хотел семейной жизни и мерил его по себе а онхотел выступать в компаниях и пленять других и совсем не хотел затворятьсяот мира. Он хотел чтобы новые и новые желали его пока в него еще можно быловлюбляться как в девочку. Мне нужна была жена а ему поле для игры. А я хотелего замкнуть на себе. А ему еще урвать от жизни пока еще есть успех имолодость не прошла и избавиться от меня" (Евгений Харитонов). Социально-возрастное, имущественное и образовательное неравенствоусугубляется различиями вкусов и интересов. Старший облекает свою любовь кюноше в форму покровительства: Ну что, выпьем еще Глупенький! Дурачок мой! Тело полное шарма и податливости На, возьми денег Сбегай на свой очередной идиотский пиф-паф-фильм Пока я просмотрю новое издание Анналов Только не приходи позже одиннадцати Я буду волноваться. (Д.А. Пригов) Но младшего такой стиль отношений может обижать, а старший испытываетдефицит самораскрытия: "Вам хочется слов открыто сказать все как есть, и кажется вы и любите,что перед тем кого любите, наконец, можно предстать таким каким есть небоясь разоружиться. Но эти слезы и слабость, чего вам так хочется в минутылюбви, и убивают его любовь к вам. В вас, с ваших слов, меньше достоинствчем в нем, иначе бы вы его так не любили, и правильно что вы просто боитесьего потерять и дошли до последнего признания что это неизбежно. А ему, каквам и любому, тоже лучше всего припасть к человеку с которым ему самому несравниться и открыться перед ним, что он сам перед ним ничто, потому что онтоже любит любить за то что только в любви можно так ослабеть ипреклониться. Поэтому, раз вы хотите любви и счастья в жизни, не надопризнаний о себе... Когда вы любите чтобы поплакаться и покаяться тому коголюбите, вы расслабляетесь и теряете то, что ему надо видеть в вас, ваш успеху всех". (Евгений Харитонов). За редкими исключениями, "мальчик" - не щенок, который привязывается кхозяину беззаветно, раз навсегда, а котенок, который любит тепло и ласку, ноходит сам по себе. В сколько-нибудь серьезных отношениях, "голубой" мужчинахочет быть для юноши не только любовником, но и отцом, заботливая нежность унего часто превалирует над страстью. Но чаще он напоминает не столько отца,в отношениях которого с сыном обычно поддерживается некотороепсихологическое расстояние, сколько мать, которая боится потерять сына ижаждет иметь его целиком. Принимая свою потребность заботиться о младшем за его потребность вопеке - типичная ошибка матерей! - любящий мужчина невольно инфантилизируетюношу, которого это раздражает. Поэтому их отношения большей частьювременные, обе стороны из них рано или поздно вырастают, после чего романпревращается в дружбу либо заканчивается разрывом. Не случайно всеинституционализированные разновозрастные гомосексуальные отношения былиограничены каким-то временем или определенной стадией развития. А как же со "знаменитыми гомосексуалами", которые давали своим юнымлюбовникам творческую путевку в жизнь? Знаменитым и влиятельным людям прощенаходить любовников любого возраста, но любовные отношения перерастают втворческое содружество только если оба талантливы, старший умеет учить, амладший - усваивать уроки, и между ними нет соперничества. Хрестоматийный "положительный" пример - роман Жана Кокто с Жаном Марэ.Двадцатидвухлетний красавец, уже имевший связи с мужчинами, познакомился сознаменитым драматургом и режиссером исключительно ради карьеры и заранее былвнутренне готов к тому, что тот предложит ему переспать. Кокто дал емужеланную роль, не спросив ничего взамен. И вдруг - телефонный звонок:"Приходите немедленно, случилась катастрофа!" Эгоцентричный актер подумал,что у него хотят отобрать роль или что-то в том же роде, но когда Марэприехал, Кокто сказал: "Катастрофа... я влюблен в вас." Что оставалось делать Марэ? "Этот человек, которым я восхищаюсь, далмне то, чего я хотел больше всего на свете. Ничего не требуя взамен. Я нелюблю его. Как м


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: