Система освещения декорации деревни в павильоне




Для изменения контраста освещения использовались "Ринги", которые управлялись с колосников. По мере удаления от больших рассеивающих экранов или приближения к ним "Ринги" оказывали заметное влияние на контраст изображения. Для этой же цели при съемке отдельных сцен применялся черный бархат.

Сильные световые "удары" расположенных на лесах дуговых приборов ("метровых" и дигов) с оранжевыми фильтрами, попадая в насыщенную светом и воздухом атмосферу, воссоздавали теплые естественные лучи утреннего или вечернего солнца со всевозможными бликами и рефлексами. Светосильная оптика (1,4) давала возможность сгруппировать вместе эти мощные приборы и, направив их на светлый фон павильонного неба, получить настолько интенсивный поток отраженного света, что его можно было принять за основной рисунок.

Мы с А. Кончаловским на съемках фильма в декорации "Деревня Елань"

Подобным образом снимался один из общих планов деревни в павильоне. Раннее летнее утро, силуэты изб на фоне светлого, пепельного неба. На первом плане – двор. Мягкий, разливающийся свет еще невзошедшего солнца едва просвечивает длинные крестьянские девичьи рубахи, кто-то обливается водой из кадки, вода серебрится на темном фоне больших бревенчатых домов. На деревянном столе разделывают огромную рыбину. Рядом домашний скот – коровы, лошади, козы. Излишнюю яркость в верхней части кадра я погасил нейтрально-серым оттененным светофильтром. Передать реальную среду предрассветной натуры удалось благодаря наблюдениям, постижению тайн и загадок живой природы. Она питала мое воображение и фантазию. Я учился у нее особой гармонии, разнообразию световых и цветовых эффектов, пространственным соотношениям и многому другому. Мне очень жаль, что при монтаже этот кадр не вошел в картину – он получился слишком лиричным и выбивался из общего настроения эпизода. Суммарная мощность перечисленных источников света составляла 1500 киловатт на всю декорацию деревни. Когда была установлена вся осветительная аппаратура (пока без больших рассеивающих квадратов), в павильоне появился главный инженер "Мосфильма" Борис Коноплев, всегда нам помогавший. Опытным взглядом он окинул целую "армию" осветительных приборов, и в его глазах я прочел недоуменное беспокойство: ведь если включить весь этот свет, получится невообразимая "мешанина", в которой ни один режиссер не сможет работать. К тому же через двадцать минут каждый из дуговых приборов нужно отворачивать, чтобы поменять сгоревшие угли.

Кадры из фильма. Сцена встречи Алешки и Спиридона в декорации "Деревня Елань". Внизу натурный план из этой же сцены

Я занимался техническими пробами, чтобы еще раз убедиться в правильности характера освещения, степени контраста, применения фильтров, когда в павильон зашел японский оператор Асакадзу Накаи, который в то время снимал с Куросавой фильм "Дерсу Узала". Он внимательно наблюдал за моей работой и, когда наши взгляды встречались, кивал. Я понял, что освещение ему нравилось. Затем через переводчика он деликатно предложил обратить внимание на растения: они должны были слегка шевелиться для создания эффекта легкого ветерка. Я попросил включить десяток вентиляторов (на жаргоне они называются "подхалимами", так как поворачиваются в разные стороны), и Накаи, удовлетворенный, простился с нами.

В этой декорации я столкнулся еще с одной проблемой: дома и подсобные деревенские постройки были расположены вплотную к стенам павильона, которые со всех сторон были окружены "натурными фонами" и выкрашены в белесый цвет неба. На панорамах во время съемки иногда приходилось захватывать часть декорации, где было явно видно, что последние дома "прилеплены" к фону. Нужно было как-то ухитриться незаметно "проскочить" мимо этого злополучного места. Я взял небольшое прямоугольное зеркальце и укрепил его над компендиумом камеры с таким расчетом, чтобы с помощью отраженного света (небольшой приборчик на камере светил прямо в зеркальце) можно было засвечивать верхнюю часть фильтра-туманника, установленного перед объективом. Степень засветки и место уточнялись визуально через лупу камеры. При панорамировании в момент прохода актера мимо "опасной" зоны декорации, на реостате незаметно вводилась зеркальная засветка – "флю", имитирующая отсвет яркого неба, затем так же незаметно реостат сводил этот эффект на нет. Так у меня возникла идея зональной засветки негатива, которая со временем превратилась в удобную профессиональную систему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: