Пальчики помогут заговорить




Речевая среда

Для того чтобы ребенок начал говорить, в первую очередь ему нужны собеседники и связь между словами и окружающими его предметами. Конечно, если ребенок хотя бы изредка будет устанавливать такую связь, когда его моют, собирают на прогулку, рано или поздно он начнет повторять какие-то слова. Но для того, чтобы этот радостный момент наступил своевременно лучше всего с рождения малыша проговаривать все свои действия и называть окружающие его предметы, переспрашивая ребенка, улыбаясь и дожидаясь реакции малыша, гуления и мимического контакта. Запрет логопедов на неразборчивую кашу из умилительного сюсюканья вполне оправдан, но не стоит путать с ним «бэби-токинг» − особо интонированную эмоционально окрашенную речь взрослого, которую легче воспринимает кроха. Также многие специалисты по развитию речи советуют активно использовать звукоподражательные слова, не стоит этого стесняться, ведь все эти классические «бип-бип» и «топ-топ» легче повторить.

Потешки и частушки

Неслучайно народные потешки и игры для самых маленьких содержат четкую ритмическую структуру и повторяющиеся короткие слоги. Они напоминают первые облегченные слова годовалых детей и легче воспроизводятся и улавливаются благодаря сочетанию с тактильным контактом и узнаваемым ритмом. Можно использовать как опыт нянюшек и мамушек, так и самостоятельно придумывать игры, когда нужно повторять короткие цепочки слогов: «ду-ду-ду», «бам-бам», «тили-ли». Например, для развития речи можно устроить игру-инсценировку потешки «Пастушок»:

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
по очереди изображая то рожок пастушка, то коровок. Пусть сначала малыш будет просто смеяться и слушать, но вскоре ему захочется ответить за коровок. Можно использовать фигурки пастушка и коров, разыграть потешку как сценку.

Поиграем, поболтаем

Недостаточно простого взаимодействия с предметами для того, что ребенок начал их вербально обозначать. Ему нужен «гид»− взрослый, который в игровой форме будет исподволь закреплять связь между той или иной вещью и словом. Можно поиграть в «Волшебный мешочек», учась повторять звукоподражательные слова. В маленьком мешочке прячутся разные звери. Доставая каждую игрушку, нужно погладить ее, и выразительно спросить: «Кто это?» Затем назвать животное, погладить и издать звук, поздороваться с малышом. Предложить помяукать как котик или помочь поздороваться лягушонку. А с ребенком, уже сделавшим первые успехи, можно поиграть в сказку «Как пароходик разучился гудеть», заменив пароходик машинкой, паровозиком. По очереди «забывчивый» персонаж встречает разных зверей, а ребенок вместе с мамой напоминает в конце, как надо гудеть или сигналить.

Развитие слуха

Правильная и бойкая речь невозможна без хорошо развитого слуха и чувства ритма. Хорошо тренирует слух, например, различные варианты игры в «угадайку», в один из коробков прячется горошина, и малыш должен угадать, где она лежит по звуку. Затем задачу можно усложнить, поместив в одну баночку от витаминов скрепки, в другую соль, в третью стеклянные шарики. Также можно поиграть в «Большое Ухо». На прогулке закрыть глаза и называть, а затем пытаться изобразить, все, что услышишь вокруг.

Диалог

Для того, чтобы возникла потребность что-либо сообщить миру, нужно, чтобы возникали ситуации, когда использовать уместно только слова. Конечно сознательно «глохнуть» и изображать иностранца не стоит - малыш может попросту испугаться, но нужно обратить внимание, не слишком ли большую часть коммуникации взяли на себя мимика и жесты. Нужно постоянно приглашать ребенка к диалогу, подчеркивая его успехи: «Как ты красиво сказал, хорошо попросил, так я сразу поняла, что тебе нужно». Можно поиграть в дрессировку игрушечного щенка, отдавая ему команды или в отправку автобуса, который едет только, если ему сказать «Поехали!». Для деток старше полутора лет интересно будет записать себя на аудионоситель или специальную игрушку, которая записывает все, что малыш говорит, а потом воспроизводит.

Пальчики помогут заговорить

Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с крупой или бусинами тренируют пальчики, а значит речевые центры, то есть способствуют развитию речи. Очень хорошо помогают совершенствовать речь пальчиковые игры. Повторение ритмичных движений в сочетании с простым текстом поможет ребенку научиться повторять слова и получать от этого удовольствие. Причем начать можно с совсем простых игр, прятать «делать дождик» всеми пальчиками по маминой ладошке, приговаривая «кап-кап-кап» или «сыпать» зернышки курочке.

Тренируем язычок

Можно устроить зарядку для губ и язычка. Пусть он выйдет погулять, посмотрит направо, налево, облизнет губы. А ротик может улыбаться, опускать уголки вниз, широко открываться. Акцент на этих важных органах речи поможет избежать трудностей с артикуляцией.

И шнуруем, и говорим

Хорошо использовать также развивающие игрушки, сочетающие в себе и тренажер для развития мелкой моторики, и фигурки для развития речи. Так Шнуровка «Ферма» 4 в 1 от производителя игрушек "Вундеркинд» не только поможет научиться продевать шнурочки в отверстия, но и даст возможность «озвучить» обитателей фермы. Покажите малышу овечку, объяснив: «Овечка кричит «беее», просит нас помочь ей вернуться домой. Давай ее позовем, успокоим». Фигурками можно играть и по отдельности.

 

Юлия Макеева

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: