Кадры пожара в Алавердском монастыре




Все эти ночные кадры с одним источником были доведены до иллюзорной точности световых эффектов живописи Ла Тура.

В некоторых ситуациях все-таки не обошлось без применения туманных светофильтров малой кратности, смягчающих излишний контраст. Я использовал это вспомогательное средство скорее для своеобразной "ретуши" изображения, чем для передачи пространственной среды.

В этой картине многие мизансцены носили статичный характер, что давало возможность более точно установить освещение, выстроить композицию и цвет. Для создания пластических актерских образов применялись самые различные световые эффекты в зависимости от снимаемой сцены и времени дня, начиная со светотеневого рисунка, тональной бестеневой лепки формы и заканчивая отраженным рефлексным освещением.

Здесь стоит упомянуть и об особых, таинственных свойствах тени в создании образа пространства. Лучше всех об этом, я думаю, сказал в свое время японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки: "Где ключ к этой таинственности? Секрет ее в магической силе тени. Если бы тень была изгнана изо всех углов ниши, то ниша превратилась бы в пустое место. Гений надоумил наших предков оградить по своему вкусу пустое пространство и создать здесь мир тени".

Но здесь я хочу рассказать о хроматическом качестве тени. От нее во многом зависит колорит: в теневой части прячется все богатство полутонов – здесь трудно разграничить цвета. В нашем фильме цвет не подчеркивался, он был частью тени. Постичь эту сложную область живописной науки помогает открытие богатой шкалы черного как чистого цвета, контрасты в картинах Ла Тура, опыты Караваджо... Стоит также отметить достижения оператора Андрея Москвина ("Иван Грозный"). Я до сих пор помню его знаменитые цветные светофильтры, подцвечивающие тени. Много интересного сделали в области цвета Георгий Рерберг ("Зеркало"), Павел Лебешев ("Неоконченная пьеса для механического пианино"), Вадим Юсов ("Черный монах"), Юрий Ильенко ("Белая птица с черной отметиной"), Дмитрий Долинин ("Объяснение в любви"), Юрий Клименко ("Человек уходит за птицами"), Валентин Железняков ("Легенда о Тиле"), Ломер Ахвледиани ("Древо желания"). Вдохновение талантливых мастеров обеспечивало им свободу творчества и разнообразие подходов к пластике и цвету.

Передача цветной тени остается сложной проблемой. В зависимости от задачи тень бывает жесткой, непрозрачной, но может быть и мягким, дышащим сгустком воздуха. Если я говорю о глубокой тени или "черноте цвета" в кадре, то имею в виду такое зональное распределение пятен, когда, с одной стороны, глубокое черное органически соседствует с воздушной "чернотой" тени, а с другой – с ярким светом ("Романс о влюбленных"). Иногда освещение объединяет колорит фильма. Цвета смягчаются за счет световой среды, кадр тогда приобретает видимость одноцветной живописи ("Голубые горы").

В "Путешествии молодого композитора" меня привлекал контраст черноты и цвета, тени и света. Одилон Редон считает, что "черный цвет – самый существенный, в большей мере носитель духовности, чем даже самый красивый цвет палитры или спектра". Тень в изображении на кинопленке – это уже не черный цвет, поскольку в ней есть среда, каждая частица которой не только принимает на себя свет, но и отражает его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: