Капитан Чарльз Батлер Маквэй




Последний поход USS Indianapolis

 

 

Зобов Павел Геннадьевич

ИСМАРТ 521620_1


 

Оглавление

Историческая справка. 3

Капитан Чарльз Батлер Маквэй.. 5

Капитан Матицуро Хасимото. 6

Разговор двух капитанов. 7

Экипаж крейсера «Индианаполис». 7

Поведение трибунала и управления ВМФ США.. 8

Вывод. 8

 

 


 

Историческая справка

USS Indianapolis (далее в тексте «Индианаполис») – тяжелый крейсер ВМС США типа «Портленд» принят на службу 15 ноября 1932 года. Его экипаж, а в особенности капитан Чарльз Батлер Маквэй считались одними из лучших во флоте того времени. За период военных действий крейсер получил 10 боевых звезд и участвовал во многих важных сражениях Второй мировой войны. Во многом по этой причине 31 марта 1945 года крейсер был выбран для доставки конструктивно важных частей ядерных бомб «Толстяк» и «Малыш» позже сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. На тот момент экипаж насчитывал 1196 человек, из которых 9 офицеров были на корабле впервые, а 250 человек – новобранцы. Из-за секретности ядерной программы США Маквэю было приказано идти в поход без сопровождения эсминцев, что делало крейсер беззащитным против подводных лодок. Крейсеры типа «Портленд» не имели нисистем гидроакустического поиска, ни глубинных бомб что бы суметь обнаружить и противостоять им. Командованием были даны указания двигаться, выполняя маневрирование «зигзагом» для защиты от подводной атаки, однако всем было хорошо известно, что Японские подводники давно освоили этот маневр. Для экономии времени капитан Маквэй проигнорировал это указание. Путь до острова Гуам прошел без происшествий, «Индианаполис» доставил сердечники ядерных бомб на базу ВМФ США и отправился в обратный путь.

В этот же момент на линии следования крейсера вела охоту подводная лодка императорского флота Японии «I-58» под командованием капитана третьего ранга Матицуры Хасимото. Особым оружием данных подводныхлодок являлись торпеды «Кайтен» управляемые смертниками. Данные торпеды могли изменять траекторию своего движения выполняя прицеливание на ходу, все стандартные маневры уклонения были бесполезны против них. Незадолго до встречи с «Индианаполисом» подлодка «I-58»выпустила один из «Кайтенов» по торговому судну. У следующих по очереди смертников в Японии оставались семьи и дети. Стоит отметить, что применение торпед типа «Кайтэн» рассматривалось как военное преступление.

29 июля 1945 года акустик «I-58»обнаружил одиночную цель, как выяснилось позже этой целью являлся крейсер «Индианаполис». Крейсер был атакован шестью торпедами с расстояния в четыре мили. Капитан Хасимото выпустил по крейсеру только обычные торпеды. Две из них попали в машинное отделение поразив жизненно важные части корабля. Получив столь серьёзные повреждения «Индианаполис» стал стремительно уходить под воду. Капитан Маквэй отдал приказ покинуть корабль и уже через 12 минут крейсер ушел под воду. Покинуть судно смогли примерно 900 человек. Во время катастрофы с крейсера был передан сигнал «SOS» который был принят тремя радиостанциями ВМС США. Начальник первой станции в тот момент был пьян, начальник второй станции попросил не беспокоить его, а начальник третьей принял тот сигнал за уловку японской подводной лодки. Позже была перехвачена радиограмма с подлодки «I-58»сообщавшая о потопленном крейсере, данное сообщение было полностью проигнорировано. Из-за секретности операции ни один из начальников спасательных станций не знал о прохождении в их водах крейсера «Индианаполис».

Оставшиеся в живых члены команды попали вводу. В данном районе наблюдалось большое количество акул. Из-за того, что спасательных судов послано небыло экипажу оставалось лишь надеется на то, что их заметят с самолета. Капитан Маквэй подбодрял экипаж убеждая их, что помощь обязательна должна прийти, а лейтенант Томас Конвэй будучи священником проводил служение над умершими не опасаясь акул, от челюстей которых каждый день погибали десятки человек. Позже Конвэй умер от истощения.

2 августа экипаж патрульного самолета PV-1 Venturaзаметил выживших в открытом море. Данный самолет не был оснащен средствами посадки на воду и сообщил о крушении на базу. Вскоре на место прибыл второй самолет под управлением Вилбера Гвина и Эдриана Маркса. Запросив разрешение сесть на воду и помочь выжившим, пилоты получили отказ, начальник станции боялся потерять самолет садить который в открытом море было опасно. Вилбер и Эдриан проигнорировали решение руководства и посадили самолет затопив часть носового отсека. Без возможности взлететь самолет остался на плаву. Вскоре из воды были подняты первые пострадавшие самолет стал и прибежищем до подхода спасательных кораблей.

Всего из воды был поднят 321 человек, пятеро скончались на борту спасательных судов. Всего в крушении крейсера «Индианаполис» погибло 883 моряка. Этот инцидент вошел в историю флота США как самая массовая гибель личного состава в результате одного затопления «Индианаполис» остался последним кораблёмВМС США, потопленным в ходе Второй мировой войны.

Вскоре после трагедии встал вопрос о том, кто станет ответственным за гибель практически 900 человек. Капитан Маквэй оказался среди выживших и 19 декабря 1945 года состоялся военный трибунал. На слушаниях присутствовал плененный капитан Матицуру Хасимото, давший показания о том, что шансов уклонится от торпед у его противников не было. Расстояние от лодки до крейсера было незначительным и никакие маневры не смогли бы предотвратить гибель корабля. Однако трибунал признал Маквэя виновным «в преступной халатности» из-за невыполнения маневра «змейкой» капитана разжаловали. Через несколько месяцев приговор был пересмотрен, Маквэя восстановили на флоте, но через четыре года он все же ушел в отставку.

Несмотря на то, что многие члены экипажа не считали капитана виновным в гибели крейсера, родственники погибших думали иначе. На адрес Маквэя приходили письма с угрозами и проклятиями. Сам Маквэй чувствовал себя виновным в катастрофе и, в 1968 году, после гибели своей жены, капитан Чарльз Батлер Маквэй покончил с собой выстрелом из наградного револьвера.

Группа выживших при крушении требовала снятия обвинений с капитана посмертно. К этой группе примкнул и капитан Матицуру.

В октябре 2000 года президент Билл Клинтон подписал резолюцию о невиновности капитана Маквэя.

Капитан Чарльз Батлер Маквэй

Капитан Маквэй был достаточно опытным моряком. За годы службы погибло лишь девять человек личного состава, но даже такие потери он считал весомыми. Уважение экипажа он предпочитал завоевывать за счет взаимного уважения, старался понять и подбодрить команду. Отдельного упоминания заслуживает его толерантное отношение к афроамериканскому населению США. Многие члены экипажа выполнявшие вспомогательные роли (разносчики, сигнальщики, коки) были афроамериканцами. Капитанодинаково относился ко всем, положительно отзывался о кулинарных способностях своих коков.Высказывался против тактики запугивания экипажа применяемой многими офицерами на флоте того времени. В то время, когда сел спасательный гидросамолет он отказался подниматься на него отправив вперед себя членов экипажа.

После трибунала у Маквэя состоялся личный разговор с капитаном Матициру, о котором будет рассказано ниже. В ходе этого разговора Маквэй проявил уважительное отношение к бывшему врагу, акцентировал внимание на том, что он понимает причину действий Матициру и выказывает ему уважение. Такое отношение является ярким примером толерантности к человеку другой национальности, религии, взглядов и даже являющегося прямым врагом, ответственным за гибель корабля Маквэя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: