Стили семейного воспитания. Взаимоотношения родителей с детьми.




Под родительским стилем понимается "система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним".

1. Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) будет больше внимания, сил, времени уделять воспитанию ребенка, будет достаточно удовлетворять потребности ребенка. Но будет требовательна, больше предъявлять запретов в воспитании. По поводу воспитания в семье возможна конфронтация.

2. Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, наступательности, к лидированиюбудет также уделять ребенку много времени, сил, предъявлять чрезмерное число требований, запретов, санкций. Возможно, будет игнорировать удовлетворение потребностей ребенка. В семье также воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества между родителем и ребенком.

3. Агрессивная мама, возможно, будет уделять ребенку меньше внимания (гипопротекция), может игнорировать удовлетворение потребностей ребенка, а также предъявлять ребенку повышенное число запретов, санкций и пониженное число требований. Мама склонна, скорее всего, к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, в семье чаще воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.

4. Ригидная мама будет больше предъявлять требований, запретов. Мама будет контролировать ребенка, уделять достаточное количество времени, сил в воспитании.

5. Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к гипопротекции в воспитании, когда ребенок оказывается на периферии внимания. Такая мама будет предъявлять недостаточно требований, запретов, санкций. В воспитании чаще наблюдается отсутствие сотрудничества между родителем и ребенком, чаще эмоциональная дистанция с ребенком.

6. Сензитивная мама будет уделять ребенку много внимания, сил, в воспитании будет скорее ребенку потакать, предъявлять мало требований, запретов, мало наказывать. В воспитании часто наблюдается тревожность за ребенка, эмоциональная близость с ребенком.

7. Тревожная мама также будет уделять ребенку много внимания, сил времени в воспитании, ребенку скорее потакает, предъявляет мало требований, запретов, мало наказывает. В воспитании часто наблюдается тревожность за ребенка, чаще будет его инфантилизировать.

8. Лабильная мама, склонная к компромиссам будет достаточно уделять времени, сил воспитанию ребенку, удовлетворять потребности ребенка (потакать), будет предъявлять меньше запретов, санкций, но больше требований к ребенку. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, близость.

Типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей:

Социальная гиперактивность - дети легко вступают в контакт с окружающими, проявляя выраженную тенденцию к показным действиям. Общение является поверхностным и непостоянным. Они резвычайно живо интересуются происходящим вокруг. Обучение и психологические исследования представляются для них развлечением. Социальный интерес значительно преобладает над интересами к вещам, игре. Их трудно увлечь коллективной игрой, вместе с тем простая социальная игра вызывает у детей большую заинтересованность. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание со стороны взрослого, ласкаются к нему, стараются «показать себя», но на более глубокие контакты не идут, относясь ко всем одинаково поверхностно. Они с трудом овладевают новыми знаниями и навыками.

Социальные провокации - образуется иной тип реакции на пребывание в закрытом учреждении. Уже в самом раннем возрасте дети своей агрессией провоцируют внимание взрослых. Они добиваются игрушек злобными вспышками и никому их не дают, требуют различных преимуществ, а в отношении детей проявляют агрессивность и ревность. С ними не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры.

Подавленный тип. Подавление - ответ ребенка на депривационную ситуацию, но не приводит к регрессии в развитии. У ребенка есть набор социальных и эмоциональных стимулов, который позволяет ему постепенно приспособиться к условиям учреждения. Этот процесс бывает длительным, а в отдельных случаях не заканчивается, т.е. переходит в стойкую характеристику. Дети пассивны в общении со сверстниками и взрослыми, не проявляют особого интереса к игрушкам, играм, интересуясь в большей степени вещами, имеют значительно меньшую стимуляцию, меньше возможностей для личного контакта со взрослыми и обучения, чем более активные дети.

Хорошо приспособленный тип - дети не стремятся «показать себя», спокойно и сдержанно вступают в контакт. В данном случае речь идет о взаимодействии специальных условий среды учреждения с особым вкладом, вносимым ребенком в данные ситуации в виде свойственной ему психической структуры. Однако то, что эти дети могут хорошо играть в дошкольном возрасте, а затем учиться, не означает, что они способны хорошо приспосабливаться в условиях жизни вне учреждения. «Хорошее приспособление» действительно только для тех условий, в которых оно возникло.

Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей - в поведении усматриваются проявления компенсации за неудовлетворение аффективно-социальных потребностей. Возникающие формы замещающего удовлетворения обусловлены отсутствием возможности получить удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу, найти свое место в группе.

Ситуацию, где ограничены поддержка и реализация потребности в любви и признании можно, назвать критической. Один человек, столкнувшись с трудностями, собирается с силами и пытается исправить не устраивающую его ситуацию. Другой - сравнительно легко приспосабливается, изменив поведение, цели, установки. Третий, вместо того, чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства, или самому приспособиться к требованиям среды, предпочитает уйти из травмирующей его ситуации, или уклониться от ее осознания.

Обобщая данные исследований, посвященных проблеме психической депривации, можно отметить, что практически во всех работах указывается на отрицательное влияние условий психической депривации для полноценного психического развития ребенка.

Материал предоставлен сайтом www.superinf.ru

Приложение 2

 

Цветотерапия, или хромотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Механизм многих болезней обусловлен нарушением баланса в организме, в том числе, и цветовой гармонии, смешением цветов, дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии. Если возвратить недостающий цвет, очистить от посторонних примесей, можно восстановить равновесие в организме. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду функционального расстройства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: