В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.




Сегодня Казанский университет входит в список лучших университетов мира по версии Times Higher Education 600 Best World Universities. Он имеет около ста университетов партнеров из более 30 стран, участвует в различных международных программах, является членом Международной ассоциации университетов, Евразийской ассоциации университетов, Союза университетов за демократию. В фонде университетской Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского – одном из богатейших хранилищ страны - почти 6 миллионов книг. Библиотека располагает бесценными рукописями, древними манускриптами, старопечатными книгами и другими раритетами. В настоящее время наш университет входит в рейтинг QS (позиция 601-650), Webometrics (1888), QS BRICS (79) и в число одиннадцати ведущих университетов России. Среди них КФУ занимает лидирующие позиции в педагогике, истории, философии, а также входит в пятерку российских университетов в следующих дисциплинах: химия, экономика, биология и медицина, английский язык и литература, массовые коммуникации и журналистика.

31.2000-2008 За время пребывания М. Х. Салахова на посту ректора КГУ произошли позитивные сдвиги на всех направлениях деятельности университета. В ходе подготовки к празднованию 200-летия Казанского университета в сжатые сроки была проведена модернизация материально-технической и приборно-лабораторной базы, предпринята реконструкция большинства строений архитектурного ансамбля университета, возведено Восточное крыло главного здания, что привело этот уникальный памятник архитектуры в соответствие с первоначальным замыслом знаменитых зодчих XIX века. Под его руководством была проведена работа по реализации идеи создания на базе КГУ университета федерального уровня, разработаны его Концепция и Проект Программы, а 21 октября 2009 года при ректорстве М. Х. Салахова вышел Указ Президента РФ № 1172 об образовании Казанского (Приволжского) федерального университета. В качестве президента К(П)ФУ М. Х. Салахов внес большой вклад в формирование и развитие Казанского университета как вуза федерального статуса. Под руководством М. Х. Салахова как президента АН РТ развернута активная работа, связанная с усилением роли Академии в обеспечении ускоренного и устойчивого развития Татарстана как региона-лидера, реализации масштабных научно-исследовательских проектов.

30.Ельцин Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года Казанский университет был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Знаменательно, что масштабная модернизация университета в связи с его 200-летним юбилеем осуществлялась в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию тысячелетия основания города Казани, которое состоялось в августе 2005 года.

21.18. Развитие науки КУ в 30-е годы и 20-е

К концу 1930-х гг. механико-математической школой разрабатывались и научные проблемы, имеющее оборонное значение. Бурное развитие физики приходится на 1930-е гг. Перед началом Великой Отечественной войны ученые Е.Завойский, С.Альтшулер, Б.Козырев стояли на пороге открытия мирового значения – явления парамагнитного резонанса.

В 1920-е гг. в лаборатории А.Е.Арбузова были открыты пути синтеза фосфоро-карбоновых кислот, впервые получены эфиры пирофосфористой и в чистом виде субфосфорной и пирофосфорной кислот. Благодаря указанным открытиям республика стала мировым центром исследования фосфорорганических соединений. В конце 1920-х гг. в лаборатории Арбузова была решена еще одна важная для экономики проблема – метод получения фурфурола из отходов сельского хозяйства, ставшего сырьем для производства пластических масс.

Деятельность кафедры физиологии Казанского университета под руководством проф. А.Самойлова была известна за пределами СССР уже в конце 1920-х гг. По точности и четкости в деле записи электрических токов животного тела его лаборатория не только занимала первое место в СССР, но и имела возможность конкурировать с заграничными аналогами. Казанские ученые уже тогда знали, что любой миг жизни человека, центральной нервной системы сопровождается появлением электрического тока, что всякий орган обнаруживает себя еще и своей электрической реакцией. Сам проф. Самойлов приглашению иностранных научных обществ читал лекции в Голландии, в США, в Физиологическом обществе при Гарвардском университете в Бостоне, в Берлине.

Знаменитая московская больница им. Боткина, Институт профзаболеваний им. Обуха в Москве, курортные кардиологические клиники по методике и инструкции, разработанной казанским ученым Самойловым, создали у себя электрофизиологические кабинеты.

Как достижение в технической области отмечали в конце 1920-х г. работу казанского изобретателя – инженера Шейх-Гали, в результате которой в Казани было организовано первое в СССР производство пишущих машин с татарским и русским шрифтами.

В области истории и филологии в первое десятилетие после Февральской революции 1917 г. открылись сравнительно благоприятные возможности для научной разработки актуальных проблем. Этим активно воспользовалась татарская интеллигенция. Начались мероприятия по усовершенствованию шрифта и орфографии татарского языка, хотя эта проблема занимала умы ученых еще в самом начале ХХ столетия. При ГалимджанеШарафе, первом заведующем подотдела Востоковедения Академического центра, были разработаны принципы реформы орфографии и шрифта татарского языка, велись работы по выработке научной терминологии.

В области истории проглядывается тенденция по изучению актуальных проблем древней истории татарского народа. На это были нацелены в основе своей научно-исследовательские планы Научной коллегии, Академцентра, различных научных обществ, таких как: Татарское педагогическое общество, Научного общества татароведения, Общества изучения Татарстана, Дома татарской культуры, затем Татарского научно-исследовательского экономического института, созданного в 1930 г. и просуществовавшего околодвух лет. В 1920-е гг. были опубликованы такие фундаментальные труды, как: “Очерки истории Казанского ханства” М.Худякова, “История татарских классов” Г.Ибрагимова, ”К вопросу о происхождении Камско-волжских болгар” В.Ф.Смолина. Им же в 1925 г. были закончены “Введение в Волжско-Камскую Булгарию”, ”Реальный словарь Волжско-Камского края”.

Благодаря трудам и изысканиям Ф.Баллода был поднят вопрос о пересмотре установившихся взглядов о Золотой Орде как кочевом и варварском государстве.

Приоритетное место получила история татарского народа и в плане Татарского научно-исследовательского экономического института, открытого на основе Постановления Совнаркома ТАССР от 18 марта 1930 г. Так, в плане Кабинета истории на 1930-1931 годы значились темы: «Тюркизм в истории татар», «История главнейших татарских медресе Казани и Казанской губернии, Уфы, Оренбурга». В плане Кабинета языка и литературы на 1931 г. в разработке были темы: «Происхождение ремесел у урало-алтайских народностей по данным палеонтологии речи», «Происхождение земледелия у тюрков по данным палеонтологии тюрко-татарского языка» требующие высокой профессиональной подготовки. Исполнителями этих тем были известные ученые и писатели, общественные деятели Г.Алпаров, Г.Шараф, С.Атнагулов, Г.Галеев, А.Рахим, Г.Тулумбайский, А.Шнаси, М.Фазлуллин и др.

Поступательное развитие общественных наук продолжалось до конца 1920-х гг. После постановлений ЦК ВКП (б) о журнале «Под знаменем марксизма» (янв. 1931 г.) и «О работе Коммунистической академии»(март 1931 г.), общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль и должны были служить целям идеологического обоснования партийной политики. К ученым стали предъявляться требования, согласно которым они должны были доказывать добровольность вступления крестьян в колхозы, правильность политики советской власти в период коллективизации, оправдывать репрессии против крестьян классовой борьбой.

Развитию науки в Татарстане серьезный урон нанесли необоснованные репрессии в отношении тех, кто стоял у истоков науки, ведущих научных работников (Г.Ибрагимов, Ф.-С.Казанлы, М.Корбут, С.Атнагулов, А.Рахим, Г.Нигмати, Дж.Валиди, Г.Сагди, Г.Тулумбайский, Г.Губайдуллин, Г.Максудов, М.Худяков, В.Ф.Смолин и др.).

Многие научные методы, направления и проблемы исследований оказались на долгие годы забытыми.

Тоталитарный режим лишил ученых права направлять развитие общественной мысли и во многом определять уровень духовной жизни вообще. Общественно-политическая ситуация в 30-е гг. сдерживала развитие науки в ТАССР, но не могла полностью его остановить, ибо в республике имелось богатое научное наследие, свои глубокие научные традиции.

22. Ректоры КУ в 30-е годы. Репрессии. Векслин.

БогаутдиновГимазБогаутдинович (1930-1931)

(11.12. 1897, пос. Бондюжский, ныне г. Менделеевск -10.05. 1938) – политический деятель. Окончил химическое отделение физико-математического факультета КГУ (1930). В 1914-1917 гг. – рабочий Бондюжского завода. В 1917 г. вступил в ряды РСДРП (б). в 1918 г. участвовал в боях под г. Елабуга, назначен помощником секретаря политотдела штаба 2-й армии Восточного фронта. В 1918-1920 гг. член Казанского исполкома и заведующий отделом юстиции, председатель кассационного трибунала. В 1921-1922 гг. нарком юстиции, в 1923-1925 гг. прокурор. В 1926-1928 гг. заместитель Председателя и секретарь Президиума ЦИК, в 1928-1930 гг. заместитель председателя СНК, нарком внутренних дел ТАССР. в 1930-1931 гг. директор КГУ, в 1931-1937 гг. директор Казанского химико-технологического института. Труды по истории химической промышленности, юстиции ТАССР. Член ЦИК ТАССР в 1920-1937 гг. Необоснованно репрессирован в 1937 году, реабилитирован в 1957 году.

ВекслинНосон-Бер Залманович (1931-1935)

Носон-БерВекслин родился в г. Двинске 11 марта 1897 года в семье музыканта - капельмейстера. Детские годы прошли в г. Белгороде, куда семья переехала в начале ХХ века и где отец работал преподавателем музыки; учиться сына он определил в белгородскую гимназию, где в ту пору директором был будущий профессор Казанского университета талантливый литературовед и педагог Герман Федорович Линсцер. Позднее судьба свела их в Казани.

Окончив в 1917 году гимназию, Векслин поступает в Петроградскую военно - медицинскую академию. Но уже через год уходит в только что рожденную Красную Армию.

В конце 1918 года Векслин вместе с воинской частью РККА, оказался в Казани. Работая в политотделе, активно занимаясь политическим воспитанием бойцов, организацией работы по ликвидации безграмотности, он, не теряя времени, одновременно слушает лекции и сдает зачеты на медфаке университета. В 1920 г. в составе 1 - ой ударной огневой бригады 51 - ой дивизии под командованием Блюхера Векслин участвует в тяжелейших оборонительных боях. Каховка - Перекоп - Симферополь - Одесса - "этапы большого пути", пройденные инструктором политодела. В тяжелейших боях Векслин проявил личную отвагу, мужество и талант организатора.

В 1921 г. вместе с Варварой Дмитриевной Тарасовой (уроженкой Тетюш), прошедшей в рядах ударной бригады весь ее боевой путь, ставшей женой Векслина в легендарной Каховке, они возвращаются в Казань. Возобновив учебу на 2 - м курсе медфака, Н-Б. З. Векслин остается в рядах Красной Армии, преподает географию и естествознание в школах комсостава РККА и одновременно читает лекции в Татарском Коммунистическом Университете. Эта работа побудила его продолжить образование на биолого - естественном отделении Восточно - педагогического института, который он успешно заканчивает с дипломом географа в 1923 году. С этого времени Носон - Бер Залманович прочно связывает свою судьбу с Казанским университетом, принимает горячее участие в создании партийной и комсомольской организаций, в деятельности рабфака, где работает завучем и преподавателем географии и политэкономиии.

Основными вопросами его научно - педагогической деятельности являются методика преподавание географии и экономическая география Волжско - Камского края. Эти курсы он читает и в КГУ (с 1926 г. - доцент, с 1930 - профессор) и в Татарском Коммунистическом университете. Большое внимание в своей научной работе уделяет изучению предпосылок экономического развития Татарии, ее районов, отдельных селений. Он изъездил (чаще исходил) вдоль и поперек всю территорию Татарской, Чувашской, Марийской республик. Он составляет экономико - географические Атласы Татарской и Чувашской республик, административную и этнографическую карты (совместно с Н.И. Воробьевым), учебник "Экономическая география СССР", "Основы экономического районирования ТАССР". Составленная им впоследствии карта (десятиверстка) ТАССР, неоднократно переиздавалась.

В 1934 г. он создает в университете кафедру экономгеографии и возглавляет ее до 1937 г.

14 января 1931 г. Векслин назначается ректором (директором) КГУ. Это был сложнейший период в истории одного из старейших университетов России - период перестройки учебных планов, программ, реорганизации университетской структуры. Из университета выделяется химическое отделение физмата, на базе которого создается КХТИ (1930 -31), медицинский факультет в этот же год становится самостоятельным институтом. В 1932 г. на базе аэродиномического отделения физмата создается авиационный институт; в мае 1931г. упраздняются факультеты и кафедры создаются институты, а с сентября 31 года - 12 отделений.

В этой сложной обстановке нужен был энергичный активный ректор.

Новый ректор был очень внимателен к инициативам университетских ученых и всячески поддерживал их, особенно в области фундаментальных исследований.

Он поддерживал работы первого генетика В.Н. Слепкова и руководимый им семинар, за что потом роковым образом поплатился.

Заботясь о развитии университетской науки, Векслин всемерно способствовал рождению замечательной физической школы. Немаловажную роль сыграл он в научной судьбе Е.К. Завойского, С.А. Альтшулера, Б.М. Козырева, А.В. Несмелова и других.

В 1934 г. он добился спец. приказа Наркомпроса РСФСР о выделении КГУ дополнительных средств на капитальный ремонт, на оборудование лабораторий, на строительство химического корпуса и студенческого общежития.

Много сил, времени, энергии и души вкладывал ректор в дела университета.

В 1933 г. во Всесоюзном соревновании КГУ занял 2 -ое место (после МГУ) и был награжден Почетной Грамотой, Красным Знаменем ТОПС и ОК ВЛКСМ и занесен на Всетатарскую Доску им. ХVII партсъезда.

В декабре 1934 года убийство Кирова существенно изменило политическую обстановку в стране. В феврале 1935 г. специальная комиссия Обкома ВКП(б) начинает широкое обследование университета. Она возбуждает персональное дело коммуниста Векслина по обвинению его в связях с троцкистской организацией, якобы возглавляемой В.Н. Слепковым.

Несколько месяцев его буквально терзают по разным инстанциям. Дело в связи с недоказанностью было прекращено, но сколько здоровья унесло оно.

7 мая 1935 г. Векслин был освобожден от обязанностей ректора. А менее чем через 2 года был арестован.

Векслин был осужден сразу по нескольким пунктам 58 ст. тогдашнего УК на 10 лет и выслан в Соловки. Последние два года жизни он провел в Заполярье, в Норильске.

КамайГильмХайревич (1935-1937)

(23.2.1901, г. Тетюши Казанской губернии – 17.3.1970, г.Казань), химик-органик, доктор химических наук (1941), профессор (1931), заслуженный деятель науки и техники ТАССР, РСФСР (1944, 1961). Ученик А.Е.Арбузова. Основатель казанской химической школы мышьякорганических соединений.

С 1916 по 1920 гг. учился в Казани и получил диплом учителя. С 1920 по 1922 гг. Г.Х.Камай находился на партийной работе сначала в Москве, потом в Омске. Был направлен на учебу в Томский университет на химическое отделение. В 1926 г. успешно защитил дипломную работу и в этом же году приехал в Казанский университет для прохождения аспирантуры у профессора А.Е.Арбузова. После её окончания он, в числе группы молодых ученых, стажировался в Германии у профессора Якоба Мейзенгеймера в Тюбингенском университете.

В 1931-1937 гг. в Казанском университете (с 1935 ректор). Одновременно в Казанском химико-технологическом институте: заведующий кафедрой промежуточных продуктов и красителей (1931-1937), заместитель ректора (1944-1945), заведующий кафедрой технологии основного органического синтеза (1946-1970), руководитель комплексной лаборатории мономеров и полимеров (1958-1970).

В 1941 г. Камай блестяще защитил докторскую диссертацию на тему: «Исследование в области асимметричных соединений фосфора и мышьяка. В 1946 г. он был избран ученым секретарем КФАН СССР, где под его руководством работала группа сотрудников сначала в химическом институте, а затем в институте органической и физической химии АН СССР.

23. КУ во время ВОВ К началу Великой Отечественной войны Казанский университет значительно окреп и вырос. В его составе было 6 факультетов, 33 кафедры, 15 лабораторий, 2 обсерватории, биологическая станция, 2 научно-исследовательских института, научная библиотека. Количество студентов в 1940-1941 годах превысило 2000 человек.

В воскресный день 22 июня студенты готовились к последним экзаменам, но как только пришло известие о начале войны, вышли на митинг. Была принята резолюция: «Студенты Казанского Государственного университета… заверяют советское правительство в своей полной готовности по первому их зову, до последней капли крови защищать честь и свободу социалистической Родины».

Началась мобилизация. К 1 октября 1941 года из 1198 комсомольцев осталось не многим более 600 человек, к 1 декабря – 49. Начавшаяся война внесла существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности университета. На повестку дня встала исключительно важная и сложная задача – оказать совместно с научными силами Татарии действенную помощь промышленности, сельскому хозяйству в быстрейшей их перестройке для работы в условиях военного времени.

Была и другая, не менее важная задача – по возможности сохранить, несмотря на сокращение преподавателей и студентов, достигнутый уровень подготовки специалистов.

Основным документом, отразившим порядок перестройки учебного процесса, стало письмо Наркомпроса РСФСР от 1 июля 1941 года: переход на трехлетнее обучение, по 42 часа в неделю, летние каникулы сократились до 1 месяца, зимние – до 1 недели. Учебный год, как правило, начинался с большим опозданием.

Конечно, перестройка перечисленными мерами не исчерпалась, тем более что в течение 41-42 годов систематических занятий в КГУ не проводилось. Во-первых, потому что в июле 1941-го было принято решение перебазировать в Казань 33 из 85 научных учреждений АН СССР. Естественно их надо было разместить. Университету пришлось сильно потесниться: эвакуированных расселяли в студенческое общежития, в домах сотрудников, была проблема с размещением оборудования. Во-вторых, студентов и аспирантов постоянно отвлекали от учебы, для участия в работах разгрузки – погрузки. Они работали на полях колхозов и совхозов, убирали снег со взлетной полосы аэродрома, кололи дрова. В третьих, огромное число мобилизованных на фронт. В конце октября практически все студенты и преподаватели были мобилизованы на строительство Волжского оборонительного рубежа.

Аудиторий не хватало, на биологическом факультете читали лекции прямо в коридоре на третьем этаже; отопления не было – даже стены были заиндевелые. Студенты Г.Вульфсон и Н.Муньков вспоминали: «Слушать и записывать лекции было трудно, чернила мерзли, поэтому приходилось брать чернильницу в руки и дышать на нее, не хватало даже простых карандашей».

В учебный план было внесено 120 часов обучения сельскохозяйственным работам: чтобы студенты могли оказать квалифицированную помощь селянам. Были приняты новые правила приема в университет, их цель – облегчить поступление. Тем не менее, в 1941 и 1944 годах университет план приема не выполнялся. Существенно изменился качественный состав студентов, из года в год росло количество демобилизованных по ранению. Появились студенты из Украины, Белоруссии, Прибалтики и других регионов. Профессорско-преподавательский состав тоже менялся: мобилизованные казанские преподаватели заменялись эвакуированными профессорами.

Большая работа легла на плечи сотрудников Научной библиотеки: она должна была обслуживать и «своих» абонентов, и эвакуированные научные институты, и раненых в госпиталях. Только по заявкам раненых было выдано 3 тысячи экземпляров книг и журналов.

Содружество эвакуированных ученых и сотрудников КГУ в годы войны дало свои плоды. В ноябре 41-го был создан научно-технический совет при Госплане ТАССР, который занимался разработкой теоретических и практических вопросов, имеющих народнохозяйственное и оборонное значение, организацией научных консультаций и экспертиз по различным отраслям народного хозяйства. В работе НТС принимали участие академики А.Е.Арбузов, А.Е.Порай-Кошиц, профессора В.И.Баранов, Н.А.Ливанов, И.А.Дюков, Н.Н.Качалов и другие.

В июле 42-го была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Поволжья и Приуралья на нужды обороны. Она состояла из восьми секций: нефтяной, энергетической, минерально-сырьевой, сельскохозяйственной, зооветеринарной, химической, водохозяйственной, экономической.

Успешно развивалась деятельность математиков и физиков, установивших тесные контакты с промышленными предприятиями Казани. Выдающимся стало открытие Е.К.Завойским явления парамагнитного резонанса (1944). Продолжая ранее начатые исследования, химики включились в разработку наиболее актуальных в связи с войной тем. Работать приходилось в крайне стесненных условиях. Они приняли активное участие в организации производства сульфамидных препаратов, медицинского эфира и глюкозы для госпиталей. Под руководством А.Ф.Богоявленского группа ученых занималась изготовлением зажигательной смеси, которая использовалась в качестве противотанкового средства.

На биологическом факультете успешно изучали действие некоторых полимеров при заживлении кожных ран. Исключительно важное место в работе геологов заняли поиски стройматериалов и источников водоснабжения в пределах оборонительного рубежа. На историко-филологическом факультете изучали борьбу народов России за свободу и независимость.

Всего за время войны в Казанском университете было выполнено около 300 научных работ.

С первых дней войны университет, как и многие другие, шефствовал над госпиталями. Главной в этой работе стала помощь по уходу. Особое значение приобрели агитационные беседы: студенты читали раненым передовицы «Правды», сводки «Информбюро», разъясняли правила противовоздушной и противохимической обороны.

Самое активное участие приняли студенты и сотрудники в оказании помощи по восстановлению освобожденных советских городов: Сталинграда, Орла, работали в Донбассе.

Не все ушедшие на фронт вернулись: при освобождении Гжатска погиб батальонный комиссар А.П.Плакатин, бывший декан историко-филологического факультета; смертью героя погиб старший лейтенант Г.С.Хамитов, ассистент физико-математического факультета; на Украине погиб сотрудник Астрономической обсерватории А.Ш.Гайнуллин. И еще 88 человек, память которых увековечена на «Камне славы» (установлен в главном здании). Вернулись: М.Т.Нужин, Е.П.Бусыгин, С.А.Альтшулер, В.М.Винокуров, Н.М.Непримеров, И.М.Романов и десятки других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: