Указания по разделам курса




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

факультет заочного обучения

 

 

 
 
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Профессор П.Б. Акмаров «______»___________________2013 г.

 


Почвоведение

Методические указания для выполнения контрольной работы и

вопросы для итогового контроля студентов заочной формы

Обучения по направлению

Лесное дело

 

 

Составитель

А.В. Дмитриев

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА


УДК 631.4(078)

ББК 40.3я73

П 65

 

 

Методические указания подготовлены на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавриата 250100 Лесное дело, утвержденный МОН РФ от «12» августа 2010 г. № 854

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № _____ от ___2013 г.

 

 

Рецензенты:

А.В. Леднев – профессор кафедры агрохимии и почвоведения ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

В.И. Макаров – профессор кафедры агрохимии и почвоведения ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Почвоведение: методические указания для выполнения контрольной работы и вопросы для итогового контроля студентов заочной формы обучения по направлению 250100 Лесное дело, утвержденный МОН РФ от «12» августа 2010 г. № 854 / Сост.: А.В. Дмитриев - Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013 – 31 с.

 

 

П 65 Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения (направление 250100 – Лесное дело (бакалавр)) Ижевской ГСХА. В указаниях приведены требования и перечень вопросов для выполнения контрольной работы, и вопросы для итогового контроля знаний студентов заочной формы обучения.

 

 

УДК 631.4(078)

ББК 40.3я73

 

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

© Дмитриев А.В., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие  
1 Общие указания  
2 Указания по разделам курса  
3 Контрольное задание  
4 Вопросы для промежуточного контроля (экзамена) по дисциплине «Почвоведение»  
5 Основная и дополнительная литература  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Целью изучения дисциплины являются формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков бакалавров по основным свойствам почв, почвенно-географическому районированию и почвенному покрову России. Почвоведение - одна из основных специальных дисциплин, изучающая почвы, как основное средство производства в лесном и сельском хозяйстве. Содержание дисциплины раскрывается в ее определении. Почвоведение – наука об образовании (генезисе), строении, составе и свойствах почв, закономерностях их географического распространения, о путях рационального использования и повышения плодородия почв с целью и охраны земельных ресурсов.

«Почвоведение» является, с одной стороны, важнейшей общебиологической естественнонаучной дисциплиной, с другой стороны, научной основой для специальных дисциплин, таких как лесоведение, таксация леса, лесомелиорация ландшафтов, лесоустройство, землеустройство, земельный и лесной кадастр и других. Знания по почвоведению необходимы для решения экологических проблем.

Основными задачами дисциплины является формирование у студентов знаний по:

1. геоморфологическому строению территорий;

2. закономерностям распространения почв;

3. основным свойствам почв, как самостоятельных природных тел;

4. рациональному использованию почв в лесном и сельском хозяйстве;

5. методам исследования почв.

 

Требования к освоению учебного материала по почвоведению

1. При изучении почв по природным зонам студенты должны знать генезис и морфологические особенности основных типов почв, классификацию, свойства гумусового (пахотного) слоя и оптимальные его параметры, закономерные изменения свойств по профилю, мероприятия по повышению плодородия.

2. Студенты должны уметь оценивать состояние плодородия почв, находить взаимосвязь свойств почв и давать характеристику свойствам почв.

3. Студенты должны владеть знаниями по почвоведению для разработки научных технологий эффективного лесоразведения и повышения продуктивности лесов на основе оптимизации свойств почв.

4. Студенты должны пользоваться научной почвенной терминологией, иметь представление о методах исследования почв, составлять и читать почвенные карты и картограммы.

 

Компетенции: ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-8, ПК-16, ПК-29 ПК-31.

 

Формы проведения занятий: курс лекций, практические занятия, написание контрольной работы.

Форма поведения контроля: защита контрольной работы, текущий контроль, экзамен.

 

 


Общие указания

При изучении курса «Почвоведение» студентам-заочникам читаются установочные обзорные лекции и проводятся лабораторно-практические занятия по основным темам курса, выдается задание для выполнения контрольной работы. Затем студент-заочник самостоятельно прорабатывает учебную литературу и выполняет две контрольные работы.

Цель контрольных работ – ознакомление студента с главными разделами изучаемой дисциплины, обучение навыкам работы с литературой, фактическое знакомство с минералами, горными породами, географическим распространением почв и водными ресурсами Земли.

Письменные контрольные работы служат для проверки усвоения материала, предусмотренного программой курса.

В качестве основной литературы рекомендуются учебно-методические материалы: Зеликов В.Д. Почвоведение с основами геологии: Уч. пособие. – М.: МГУЛ, 1995. – 220 с.; Почвоведение / Под редакцией В.П. Ковриго.- М.: Колос, 2008.- 416 с.; Почвоведение / Под редакцией И.С. Кауричева.- М.: Агропромиздат, 1989.- 720 с.; Новицкий, М. В. Лабораторно-практические занятия по почвоведению / М.В. Новицкий, И.Н. Донских, Д.В. Чернов и др. - СПб.: Проспект науки, 2009. - 320 с. (см. список основной и дополнительной литературы).

В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом студент при освоение программы дисциплины должен овладеть следующими компетенциями (выписка из ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 250100 Лесное дело, утвержденный МОН РФ от «12» августа 2010 г. № 854): ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-8, ПК-16, ПК-29 ПК-31.

 

Указания по разделам курса

Рабочая программа дисциплины разработана на основе типовой программы и состоит из двух основных разделов: основы геологии (строение, свойства и динамика геологической среды, её рациональное использование и охрана в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека) и почвоведения (закономерности формирования и функционирования почв и почвенного покрова Земли, их экологические функции в биосфере и роль в естественных и культурных ландшафтах).

Введение. Предмет и задачи почвоведения. Понятие о почве. Почва как естественноисторическое тело природы. Почвенное плодородие и его виды. История развития почвоведения. Основные функции почв. Геология как наука о Земле. Предмет и задачи инженерной геологии.

Размеры, форма, поверхность Земли. Геосферы Земли. Строение и состав литосферы. Земная кора. Вещественный состав земной коры. Породообразующие минералы и генетические типы горных породИзменение свойств горных пород в результате техногенеза. Понятие о рельефе. Формы рельефа. Факторы рельефообразования. Роль четвертичных оледенений в формировании рельефа. Эндогенные процессы. Экзогенные процессы. Выветривание. Виды выветривания. Геологическая деятельность ветра, льда, моря, поверхностных и подземных вод.

Факторы почвообразования и их роль. Общая схема почвообразовательного процесса.

Понятие о механических элементах, мелкоземе и скелетной части почвы. Классификация механических элементов; минералогический и химический состав, физические и физико-химические свойства фракций механических элементов. Физический песок и физическая глина; понятие о гранулометрическом составе. Значение гранулометрического состава в течении микро- и мезо-процессов почвообразования.

Источники органического вещества и процессы его трансформации. Понятие о гумусе. Состав гумуса. Свойства гуминовых кислот и фульвокислот. Роль гумуса в плодородии почв. Способы повышения содержания гумуса в почвах.

Поглотительная способность почв. Виды поглотительной способности почв. Строение коллоидов. Влияние состава поглощенных катионов на свойства почв. Регулирование состава поглощенных катионов.

Роль воды в питании растений. Формы воды в почве и их доступность растениям. Водные свойства почв. Водный баланс почв. Типы водного режима. Способы регулирования водного режима почв. Коэффициент транспирации растений.

Таксономические классификационные единицы почв: тип, подтип, род, вид, разновидность, разряд. Номенклатура и диагностика почв. Широтная и вертикальная зональность почв. Зональные и интразональные почвы. Рациональное использование почв. Основы бонитировки и картографирования почв. Почвы арктической и тундровой зон. Почвы таежно-лесной зоны. Болота и болотные почвы. Лесостепная зона. Серые лесные почвы. Черноземы лесостепной и степной зон. Каштановые почвы зоны сухих степей. Засоленные почвы и солоди. Почвы речных долин.

Содержание лекционных занятий, читаемых на установочной сессии, а также практических занятий приведено в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1- Лекции по дисциплине «Почвоведение»

Содержание Количество часов
1.1. Предмет и задачи почвоведения. Понятие о почве и её плодородии. Почва как естественно-историческое тело природы. Виды почвенного плодородия. История развития почвоведения. Основные функции почв. 1.2.Геология как наука о Земле. Инженерная геология. Гидрология как наука о природных водах Земли.  
2.1. Геосферы Земли: гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера. Строение и состав литосферы. Земная кора, ее состав и строение. Минералы и горные породы, их классификация. Выветривание минералов и горных пород. 2.2. Понятие о рельефе. Классификация форм рельефа по размерам и происхождению. Факторы рельефообразования. Эрозионные и аккумуляторные формы рельефа. Роль четвертичных оледенений в формировании рельефа. 2.3. Эндогенные процессы, как процессы, обусловленные внутренней динамикой Земли. Вулканизм. Землетрясения. Тектонические движения. Экзогенные процессы, как процессы, протекающие на поверхности Земли. Выветривание. Виды выветривания. Геологическая деятельность ветра, льда, моря, поверхностных и подземных вод.  
3.1.Факторы почвообразования: климат, рельеф, почвообразующие породы, живые организмы, возраст почв, хозяйственная деятельность человека. Влияние климата на растительность и формирование почв. Влияние рельефа на почвообразовательные процессы. Биологический фактор почвообразования. Влияние зеленых растений, микроорганизмов и животных на формирование почв. Характер почвообразования под различной растительностью. Роль микроорганизмов в разложении растительных остатков и образовании гумуса. Влияние почвообразующих пород на свойства почв. Характеристика почвообразующих пород. Понятие об абсолютном и относительном возрасте почв. Антропогенный фактор почвообразования. Влияние хозяйственной деятельности человека на свойства почв.  
4.1. Поступление органических веществ в почву и их превращение в гумус. Понятие о гумусе. Состав гумуса. Свойства гуминовых кислот и фульвокислот. 4.2. Роль гумуса в плодородии почв. Способы повышения содержания гумуса в почвах.  
5.1. Учение К.К. Гедройца о поглотительной способности почв. Виды поглотительной способности почв: механическая, физическая, физико-химическая, химическая, биологическая. 5.2. Минеральные, органические и органоминеральные коллоиды. Строение коллоидов: коагуляция и пептизация, их влияния на свойства почв. Физико-химическая поглотительная способность почв. Емкость поглощения и ее зависимость от гранулометрического состава и содержания гумуса. Влияние состава поглощенных катионов на свойства почв. Регулирование состава поглощенных катионов. Кислотность и щелочность почв.  
6.1. Роль воды в питании растений. Формы воды в почве и их доступность растениям. Водные свойства почв: водопроницаемость, влагоемкость и водоподъемная способность. Зависимость этих свойств от гранулометрического состава и структуры почв. Влажность завядания растений и продуктивный запас воды. Виды влагоемкости почв. 6.2. Водный баланс почв. Типы водного режима. Способы регулирования водного режима почв. 6.3. Почвенный раствор; его значение, состав, реакция, динамика изменения в период вегетации растений. Значение почвенных растворов в почвообразовании, питании растений. Различия в составе и концентрации почвенных растворов дерново-подзолистых, дерново-карбонатных почв и солончаков.  
7.1.Классификация почв. Таксономические классификационные единицы почв: тип, подтип, род, вид, разновидность, разряд. Номенклатура и диагностика почв. Широтная и вертикальная зональность почв. Зональные и интразональные почвы. Рациональное использование почв. Основы бонитировки и картографирования почв. 7.2. Почвы таежно-лесной зоны. Границы. Факторы почвообразования: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Условия протекания подзолистого, дернового и болотного процессов. Подзона глеево-подзолистых почв северной тайги. Строение и свойства глеево-подзолистых почв. Подзона подзолистых почв средней тайги. Генезис, строение, свойства и классификация подзолистых почв. Подзона дерново-подзолистых почв. Генезис, строение, свойства почв подзоны южной тайги. Сельскохозяйственное использование почв таежно-лесной зоны. 7.3. Болота и болотные почвы. Болотообразовательные процессы: накопление торфа и оглеение. Классификация болот. Условия образования низинных, верховых и переходных болот. Растительность, типы водного питания, свойства торфа низинных, верховых и переходных болот. Свойства и возможности использования болотных почв. 7.4. Лесостепная зона. Серые лесные почвы. Границы и природные условия лесостепной зоны. Климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Особенности почвообразовательного процесса под широколиственным лесом, соотношение дернового и подзолистого процессов. Генезис, строение, классификация и свойства серых лесных почв. Причины интенсивного развития водной эрозии в лесостепной зоне. Сельскохозяйственное использование серых лесных почв. 7.5. Черноземы лесостепной и степной зон. Распространение черноземов. Природные условия степей. Климат, наличие засух, суховеев, ветровой эрозии. Рельеф, почвообразующие породы, растительность степей. Сущность черноземообразовательного процесса. Генезис, строение, свойства и классификация черноземов. Характеристика подтипов черноземов лесостепной и степной зон. Сельскохозяйственное использование черноземов. 7.6. Почвы речных долин. Строение речных долин. Характеристика прирусловой, центральной и притеррасной частей поймы. Генезис, строение, свойства, классификация, использование пойменных почв.  
8.1.Физические и химические свойства природных вод. Круговорот воды на земном шаре. Понятие о водных ресурсах. Водные ресурсы России. Гидрология ледников, рек и озер. 8.2. Классификация подземных вод. Типы подземных вод по характеру залегания. Основные законы движения подземных вод.  

 

Таблица 2 - Лабораторные занятия по дисциплине «Почвоведение»

Содержание Количество часов
1.1. Изучение минералов по коллекционным образцам. Диагностические признаки основных породообразующих минералов. Классификация минералов. 1.2. Магматические, метаморфические и осадочные горные породы. Инженерно-геологическая характеристика и оценка физико-механических свойств горных пород. 1.3. Основные почвообразующие породы.  
2.1. Морфологические признаки почв и методика их описания.  
7.10.Характеристика земельных ресурсов РФ и Удмуртской Республики. Рациональное использование почв и их охрана. (ИАЗ)  

Контрольное задание

Контрольное задание состоит из нескольких теоретических вопросов. Задание определяется индивидуально с помощью таблицы 3 и соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки. Предпоследняя цифра этой таблицы находится в первой колонке по вертикали, последняя сверху по горизонтали. Точка на пересечение этих двух колонок определяет номера вопросов, по которым выполняется работа. Например, номер зачетной книжки заканчиваются цифрой 85. Пересечение 8 по вертикали и 5 по горизонтали определяет номера вопросов - 5, 32, 45, 78, 85, 113, 126, 162.

Контрольное задание следует выполнять аккуратно, разборчивым почерком или в компьютерном наборе, шрифт 14 Times New Roman, интервал 1,5. С левой стороны оставляют поля шириной 3 см, справа 1,5 см, от верхнего края отступают 2 см, от нижнего 2,5 см. Формат А4.

Работа должна иметь титульный лист с вариантом задания, содержание с перечнем вопросов, ответы на вопросы, библиографический список литературы (не менее 5 источников, оформленный по ГОСТ), а в тексте ответов должны быть оформлены ссылки на источники. Перед каждым ответом следует написать полностью вопрос. В конце работы ставится дата выполнения и подпись студента.

Контрольная работа сдается на проверку в соответствии с учебным графиком в каб. 404 учебного корпуса №2 и регистрируется методистом в журнале. После проверки, контрольная работа возвращается студенту для доработки и подготовки к защите. Незарегистрированные контрольные работы не проверяются, а студент, не сдавший работу, к экзамену не допускается.


Таблица 3 – Номера вопросов для написания контрольной работы

по вариантам

  последняя цифра в зачетке  
                         
предпоследняя цифра в зачетке   1, 19, 40, 59, 81, 97,134,159 2, 20, 41, 60, 82, 98, 133, 160 3, 21, 42, 61, 83, 99, 135, 161 4, 22, 43, 62, 84, 100, 136, 162 5, 23, 44, 63, 85, 101, 138, 164 6, 24, 45, 64, 86, 102, 139, 165 7, 25, 46, 65, 87, 103, 140, 166 8, 26, 47, 66, 88, 104, 141, 167 9, 27, 48, 67, 89, 105, 142, 160 10, 28, 49, 68, 90, 106, 143, 159  
  13, 29, 50, 69, 91, 107 144, 160, 167 14, 30, 51, 70, 92, 108, 145, 155, 162 15, 31, 52, 71, 93, 109, 146, 153, 164 16, 32, 53, 72, 110, 123, 144, 156 17, 33, 54, 73, 95, 111, 124, 138, 150 18, 34, 55, 74, 112, 125, 139, 144 1, 35, 56, 75, 113, 126, 137, 148 2, 36, 57, 76, 82, 114, 127, 131, 151 3, 37, 58, 77, 83, 117, 128, 139, 168 4, 38, 39, 78, 84, 118, 129, 133, 141  
  5, 21 42, 79, 85, 119, 130, 152 6, 22, 43, 80, 86, 120, 131, 163 7, 23, 44, 59, 87, 121, 132, 164 8, 24, 45, 60, 88, 97, 134, 167 9, 25, 46, 61, 89, 98, 133, 166 10, 26, 47, 62, 90, 99, 135, 166 13, 27, 48, 63, 91, 100, 136, 160 14, 28, 49, 64, 92, 101, 138, 159 15, 29, 50, 65, 93, 102, 139, 158 16, 30, 51, 66, 94, 103, 140, 157  
  17, 31, 52, 67, 95, 104, 141, 158 18, 32, 53, 68, 96, 105, 142, 156 1, 33, 54, 69, 106, 143, 155 2, 34, 55, 70, 82, 107, 144, 154 3, 35, 56, 71, 83, 108, 145, 153 4, 36, 57, 72, 84, 109, 146, 152 5, 37, 58, 73, 85, 110, 123, 164 6, 38, 40, 74, 86, 111, 124, 165 7, 19, 39, 75, 87, 112, 125, 166 8, 20, 41, 76, 88, 113, 126, 152  
  9, 23, 45, 77, 89, 114, 127, 151 10, 24, 46, 78, 90, 117, 128, 159 13, 25, 47, 79, 91, 118, 129, 160 14, 26, 48, 80, 92, 119, 130, 161 15, 27, 49, 59, 93, 120, 131, 162 16, 28, 50, 60, 94, 121, 132, 163 17, 29, 51, 61, 95, 97, 135, 162 18, 30, 52, 62, 96, 98, 136, 167 1, 31, 53, 63, 81, 99, 133, 155 2, 32, 54, 64, 82, 100, 134, 156  
    3, 33, 55, 65, 83, 101, 138, 153 4, 34, 56, 66, 84, 102, 139, 155 5, 35, 57, 67, 85, 103, 140, 156 6, 36, 58, 68, 86, 104, 141, 157 7, 37, 42, 69, 87, 105, 142, 158 8, 38,43, 70, 88, 106, 143, 159 9, 19, 44, 71, 89, 107, 144, 160 10, 20, 39, 72, 90, 108, 146, 161 13, 21, 40, 73, 91, 109, 145, 162 14, 22, 41, 74, 92, 110, 123, 159
  15, 25, 48, 75, 93, 111, 124, 160, 166 16, 26, 49, 76, 94, 112, 125, 141, 161 17, 27, 50, 77, 95, 113, 126, 155, 160 18, 28, 51, 78, 96, 114, 127, 133, 159 1, 29, 52, 79, 81, 117, 128, 136, 147 2, 30, 53, 80, 82, 118, 129, 137, 166 3, 31, 54, 59, 83, 119, 130, 147, 161 4, 32, 55, 60, 84, 120, 131, 137, 162 5, 33, 56, 61, 85, 121, 132, 138, 163 6, 34, 57, 62, 86, 97, 138, 148, 164
  7, 35, 58, 63, 87, 98, 139, 148 8, 36, 39, 64, 88, 99, 140, 149 9, 37, 40, 65, 89, 100, 141, 150 10, 38, 41, 66, 90, 101, 142, 151 13, 19, 45, 67, 91, 102, 143, 152 14, 20, 46, 68, 92, 103, 144, 153 15, 21, 47, 69, 93, 104, 145, 154 16, 22, 47, 70, 94, 105, 146, 155 17, 23, 43, 71, 95, 106, 134, 156 18, 24, 44, 72, 96, 107, 133, 157
  10, 27, 49, 73, 82, 108, 135, 158 9, 28, 48, 74, 81, 109, 136, 159 8, 29 47, 75, 84, 110, 123, 159 7, 30, 40, 76, 83, 111, 124, 160 6, 31, 46, 77, 86, 112, 125, 161 5, 32, 45, 78, 85, 113, 126, 162 4, 33, 44, 79, 88, 114, 127, 164 3, 34, 43, 80, 87, 117, 128, 165 3, 35, 42, 59, 90, 118, 129, 166 1, 36, 41, 60, 89, 119, 130, 167
  18, 37, 51, 61, 91, 120, 131, 148 17, 38, 52, 62, 92, 121, 132, 149 16, 19, 53, 63, 97, 135, 150 15, 20, 54, 64, 94, 98, 136, 151 14, 21, 55, 65, 99, 135, 152 13, 22, 56, 66, 96, 100, 134, 153 10, 23, 57, 67, 82, 101, 133, 154 9, 24, 58, 68, 81, 102, 139, 155 8, 25, 39, 69, 84, 103, 143, 156 7, 26, 50, 70, 83, 104, 145, 157
                                             

 


Вопросы для выполнения контрольной работы

1. История почвоведения как науки.

2. Роль науки почвоведения в повышении плодородия основных типов почв нашей страны.

3. Понятие о почве и её плодородии. Виды плодородия почв.

4. Основоположники науки о почве, их труды и значение в развитии почвоведения.

5. Понятие о почве и плодородии, создание культурных почв. Роль почвоведения в развитии естественно-исторических наук.

6. Образование почвы. Сущность процесса почвообразования.

7. Роль русских и советских ученых в создании и развитии учения о почве.

7. Создание генетического почвоведения в России (В.В. Докучаев, Н.М. Сибирцев, К.Д. Глинка, В.Р. Вильямс) и его развитие в советский период.

8. Развитие агрономического почвоведения (П.А. Костычев, В.Р. Вильямс, К.К. Гедройц, Д.Н. Прянишников, А.Н. Соколовский). Роль производственной деятельности человека в повышении плодородия почв.

9. Почва как природное тело, основное средство сельскохозяйственного производства и продукт труда.

10. Роль русских и советских ученых в создании и развитии почвоведения. Роль производственной деятельности человека в создании окультуренных почв.

11. Развитие почвоведения в России. Ведущее значение русского и советского почвоведения в развитии мировой науке о почве

12. Современные ученые-почвоведы. Их труды, значение в развитии науки о сельскохозяйственном производстве.

13. Факторы почвообразования.

14. Понятие о почве и ее плодородии. Роль производственной деятельности человека в повышении плодородия почв.

15. Влияние гранулометрического, минералогического и химического составов почвообразующих пород на свойства почвы.

16. Основные типы почвообразующих пород на территории России. Влияние почвообразующих пород на свойства почвы.

17. Гранулометрический состав почв и пород, его влияние на свойства почвы.

18. Классификация почв по гранулометрическому составу (по Н.А. Качинскому).

19. Минералогический, химический состав и физические свойства механических элементов.

20. Гранулометрический состав, его влияние на водно-воздушные и тепловые свойства почвы.

21. Формы соединений главнейших элементов питания почвы. Содержание химических элементов в почвах и породах.

22. Большой геологический и малый биологический круговорот веществ в природе. Аккумуляция биогенных элементов в почве.

23. Назовите основные группы почвенных микроорганизмов и охарактеризуйте их значение в почвообразовании.

24. Основные группы почвенной фауны и их роль в почвообразовании.

25. Роль зеленых растений и микроорганизмов в процессе почвообразования.

26. Источники органического вещества в почве. Состав и количество органических остатков. Влияние состава остатков на образование гумуса.

27. Превращение растительных остатков в почве.

28. Влияние условий почвообразования на характер и скорость гумусообразования.

29. Краткий обзор развития учения о гумусе (П.А.Костычев, В.Р.Вильямс, С.П.Кравков, И.В.Тюрин, С.Ваксман и др.).

30. Современное представление о процессе образования гумусовых веществ в почве. Пути регулирования количества и качественного состава гумуса в почвах.

31. Состав гумуса почвы. Роль гумуса в генезисе и плодородии почв.

32. Состав гумуса и особенности гумусообразования в различных почвах.

33. Состав и свойства гумусовых веществ и их взаимодействие с минеральной частью почвы.

34. Состав гумуса и его содержание в дероново- подзолистых, серых лесных, черноземных и каштановых почвах.

35. Гуминовые кислоты и фульвокислоты (элементарный состав, строение и свойства). Их роль в процессах почвообразования.

36. Формирование почвенного профиля, его строение и морфологические признаки почв.

37. Морфологические признаки почв и их характеристика.

38. Почвенные коллоиды. Их происхождение, состав и свойства.

39. Строение и свойства почвенных коллоидов. Значение коллоидов в поглотительной способности почв.

40. Происхождение, состав и свойства почвенных коллоидов. Какие виды поглотительной способности связанны с коллоидами почвы?

41. Понятие о поглотительной способности почвы. Основные этапы развития учения о поглотительной способности почв (К.К.Гедройц, А.П.Соколовский, Г.Вигнер и др.).

42. Охарактеризуйте и приведите примеры видов поглотительной способности почвы.

43. Физико-химическая, или обменная, поглотительная способность почвы, ее закономерности.

44. Физико-химическая, или обменная, поглотительная способность и ее значение в применении удобрений и мелиорации почв.

45. Физическая поглотительная способность почвы. Ее значение в плодородии почв и применении удобрений.

46. Назовите виды поглотительной способности почвы по К.К. Гедройцу и охарактеризуйте роль биологического поглощения в концентрации зольных элементов и азота.

47. Значение различных видов поглотительной способности в плодородии почв.

48. Обменные катионы и влияние их на агрономические свойства почв. Приведите примеры.

49. Состав обменных катионов в дерново-подзолистых почвах, черноземах и солонцах, и их влияние на свойства почв.

50. Понятие о емкости поглощения и насыщенности почв основаниями. Почвы насыщенные и ненасыщенные основаниями. Приведите примеры.

51. Реакция почвы и мероприятия по ее регулированию.

52. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов и реакции почвы.

53. Понятие о почвенном поглощающем комплексе. Состав обменных катионов основных типов почв.

54. Кислая реакция почвы, ее происхождение. Виды кислотности почвы. Мероприятия по регулированию кислотности почв.

55. Окислительно-восстановительные свойства почвы.

56. Щелочность почвы, ее происхождение и виды. Мероприятия по регулированию кислотно-щелочного состояния почвы.

57. Буферность почвы и ее значение в плодородии.

58. Понятие о структурности и структуре почвы. Виды структуры и ее основные показатели (форма, размеры, водопрочность, связность).

59. Агрономическое значение структуры. Зависимость образования структуры от гранулометрического состава, содержания гумуса и состава обменных оснований.

60. Структура почвы и ее значение. Причины утраты структурного состояния, способы восстановления структурности почвы.

61. Охарактеризуйте основные физические свойства почвы (плотность твердой фазы, плотность сложения почвы, порозность и ее виды) и их значение в плодородии почв.

62. Влияние плотности сложения почвы, порозности и порозности аэрации на развитие сельскохозяйственных растений и плодородие почв.

63. Общие физические свойства почв. Мероприятия по их улучшению.

64. Формы воды в почве. Законы ее передвижения и доступность различных форм почвенной влаги сельскохозяйственным растениям.

65. Охарактеризуйте основные водные свойства почвы.

66. Источники воды в почве и ее баланс. Основные мероприятия по регулированию водного режима почв.

67. Понятие о водном режиме. Типы водного режима почв и их характеристика.

68. Почвенно-грунтовые воды и их влияние на почвообразование и агрономические свойства почв.

69. Типы водного режима почв и основные мероприятия по регулированию водного режима.

70. Охарактеризуйте виды влагоемкости почвы. Почвенно-гидрологические иконстанты.

71. Почвенный воздух, его состав и динамика. Значение почвенного воздуха и аэрации для почвенных процессов, жизни растений и микроорганизмов.

72. Охарактеризуйте воздушные свойства почвы. Воздухообмен, газообмен и факторы, их определяющие.

73. Понятие о воздушном режиме почв и способы его регулирования.

74. Аэробные и анаэробные процессы в почве. Их роль в плодородии почв и жизни растений.

75. Тепловые свойства и тепловой режим почв. Роль тепла для биологических и физико-химических процессов в почве.

76. Охарактеризуйте тепловые свойства почвы, источники тепла и факторы, влияющие на тепловой режим почв.

77. Почвенный раствор (состав, концентрация, реакция). Значение почвенного раствора в плодородии почвы и питании растений.

78. Методы выделения почвенного раствора. Значение почвенного раствора в почвообразовании, плодородии почвы и питании растений.

79. Состав, концентрация и реакция почвенного раствора в дерново-подзолистых почвах, черноземах и солончаках.

80. Плодородие почвы. Охарактеризуйте основные элементы и условия плодородия. Виды плодородия.

81. Преобразование естественного плодородия в процессе производственной деятельности человека (примеры по хозяйству и району, где работает студент).

82. Виды плодородия. Влияние производственной деятельности человека на процессы почвообразования и окультуривания почв.

83. Основные показатели плодородия почв. Понятие об окультуривании почв. Приемы окультуривания и показатели степени окультуренности почв.

84. Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования. Охарактеризуйте их и выделите ведущий фактор.

85. Приведите примеры взаимосвязи факторов почвообразования. Влияние производственной деятельности человека на процессы почвообразования и окультуривание почв.

86. Разнообразие почв в природе в зависимости от факторов почвообразования (приведите примеры).

87. Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования и их взаимосвязь. Закон горизонтальной зональности почв.

88. Почвенно-климатические зоны России и современное представление об эволюции почв.

89. Основные принципы почвенных классификаций (В.В. Докучаев, В.С. Коссович, К.К. Гедройц и др.). Охарактеризуйте основы современной классификации.

90. Охарактеризуйте основы таксономической единицы классификации почв (тип, подтип, род, вид и т.д.). Приведите примеры по своим почвам.

91. Охарактеризуйте почвенно-географические единицы (почвенно-био-климатический пояс, область, зона, подзона, провинция, район).

92. Азот в почвах, его агрономическое значение.

93. Фосфор в почвах и его агрономическое значение.

94. Калий в почвах и его агрономическое значение.

95. Микроэлементы в почвах и их агрономическое значение.

96. Природные условия и типы почв таежно-лесной зоны.

97. Формирование профиля подзолистой почвы. Характеристика ее морфологических признаков.

98. Подзолистый процесс почвообразования. Его проявление в зонах: таежно-лесной и лесостепной.

99. Агрономические особенности подзолистых почв и их окультуривание.

100. Современное представление о подзолообразовательном процессе. Свойства подзолистых почв.

101. Распространение и условия образования дерновых почв.

102. Современное представление о дерновом процессе почвообразования. Классификация дерновых почв.

103. Строение, свойства и агрономическая оценка дерновых почв.

104. Дерновый процесс почвообразования и его проявление в таежно-лесной и лесостепной зонах.

105. Распространение, условия образования и генезис дерново-подзолистых почв.

106. Дерново-подзолистые почвы. Их строение и классификация.

107. Формирование профиля и морфологические особенности дерново-подзолистых почв.

108. Состав, свойства и агрономическая оценка дерново-подзолистых почв.

109. Мероприятия по повышению плодородия дерново-подзолистых почв и изменения их свойств при освоении и окультуривании.

110. Болотный процесс почвообразования. Его особенности.

111. Основные типы заболачивания.

112. Классификация, строение и свойства болотных почв.

113. Использование болотных почв. Изменение их свойств при освоении и окультуривании.

114. Природные условия и почвы северной лесостепи (серые лесные).

115. Проявление подзолистого и дернового процессов почвообразования в условиях лесостепи. Агрономическая оценка серых лесных почв.

116. Взгляды на происхождение серых лесных почв. Строение и классификация серых лесных почв.

117. Современное представление о генезисе серых лесных почв. Их строение, свойства, классификация.

118. Агрономическая оценка серых лесных почв. Мероприятия по повышению их плодородия. Структура почвенного покрова зоны серых почв.

119. Охарактеризуйте черноземные почвы лесостепной и степной зон.

120. Природные условия черноземно-степной зоны. Структура почвенного покрова зоны.

121. Краткий обзор теорий образования черноземов (Ф. Рупрехт, В.В. Докучаев, П.А. Костычев, В.Р. Вильямс).

122. Современное представление о черноземообразовании. Формирование профиля черноземов.

123. Строение, свойства, классификация черноземов лесостепи.

124. Строение, свойства, классификация черноземов степной зоны.

125. Агрономическая оценка черноземных почв лесостепной и степной зон. Мероприятия по повышению их плодородия.

126. Классификация черноземов. Опишите свойства оподзоленных, типичных и обыкновенных черноземов.

127. Охарактеризуйте лугово-черноземные почвы. Сельскохозяйственное использование черноземов.

128. Особенности теплового, водного и питательного режимов черноземных почв.

129. Природные условия зоны сухих степей и их влияние на почвообразование

130. Генезис каштановых почв и их классификация.

131. Каштановые почвы. Их строение, свойства, классификация и агрономическая оценка.

132. Комплексность почвенного покрова зоны сухих степей и ее причины.

133. Структура почвенного покрова зоны сухих степей. Приемы по окультуриванию почв зоны.

134. Природные условия зоны сухих степей. Сравните свойства каштановых почв с черноземами.

135. Солончаки. Их распространение, источники и условия накопления солей в почвах. Мелиоративная характеристика и мероприятия по освоению этих почв.

136. Солончаковый процесс почвообразования. Строение, состав, свойства, классификация солончаков и солончаковатых почв.

137. Классификация солончаков. Их свойства, мероприятия по агрономическому освоению солончаков.

138. Солонцы. Их распространение, строение и свойства. Приемы окультуривания.

139. Солонцовый процесс почвообразования и классификация солонцов.

140. Формирование профиля солонца и его морфологические особенности.

141. Строение, свойства и агрономическая оценка солонцов. Приемы их окультуривания.

142. Природные условия и почвы предгорно-пустынно-степной сероземной зоны. Особенности сельскохозяйственного использования почв зоны.

143. Особенности почвообразования при формировании серозе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: