УПРАЖНЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ




В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положи­тельные эмоции у детей- Упражнения с шариком

(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на паль­
цах обеих рук веревке языком вправо — влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке
вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натяну­
та горизонтально

4. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Ча­
шечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выпле­
вывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это
можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа
руками веревочку. палец


Упражнения с двумя шариками

(диаметр шариков не более 1,5 см, рис. 2)

1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по гори­
зонтально натянутой руками веревке.

2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать
поочередно вверх и вниз.

3. Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать
нижний шарик вверх.

4. Ловить оба шарика в «Чашечку».

5. Поймать шарики губами и расположить их во рту так,
чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой.
Напрягая щеки, толкать шарики.

Примечание.

1. Используются пластмассовые шарики из детских по­
гремушек российского производства при наличии сертифи­
ката качества.

2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

3. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.
Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно про­
мывается теплой водой с детским мылом и просушивается
салфеткой.


Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу
рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра­
во, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час­
тью чайной ложки по языку;

5. Толчками надавливать краем ложки на расслаблен­
ный язык.

6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам,
сложенным трубочкой, совершать круговые движения по
часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной
ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой
стрелке и против.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со­
вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу
вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от
носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими
руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к
вискам и обратно.


3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

1. Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4
- 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо
из большого и указательного пальцев (затем большого и сред­
него, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растяги­
вая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с
кольца из большого и указательного пальца на следующее
кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе сво­
бодной рукой.

2. Сжимать мягкий поролоновый мячик между ладоня­
ми (диаметр мячика 3-4 см).

3. Мягкий поролоновый или резиновый мячик сжимать
большим и поочередно остальными пальцами сначала веду­
щей (правой), затем левой руки.

4. В коробку с фасолью или крупой поместить несколь­
ко мелких игрушек, предварительно показанных ребенку.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти
эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.

5. Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем
поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать
кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать
пластмассовый стаканчик).

6. Предложить ребенку закрасить разными способами
(точками, вертикальной или горизонтальной штриховкой)
изображенные на альбомном листе контурные геометричес­
кие фигуры.

7. На альбомном листе нарисовать крупный квадрат
(8 Х8 см) и предложить ребенку закрасить его, например,
красными точками.

Не настаивать на продолжении работы.

Через день предложить ребенку продолжить работу на этом же листе и этом же квадрате, только изменив цвет ка­рандаша.

Еще через день опять продолжить работу, взяв другой ка­рандаш. И так до тех пор, пока весь квадрат не окажется зак­рашенным точками. 8


 

8. Отстукивание простых ритмических рисунков поду­
шечками пальцев обеих рук по подражанию (взрослый по­
казывает одной рукой, ребенок воспроизводит обеими одно­
временно). В данном ритме можно проговаривать слоги на
отрабатываемые звуки.

9. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ве­
дущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых
рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно
прижаты к столу.

10. Рисование различных геометрических фигур в одну
сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их
точками, штрихование горизонтально, вертикально и на­
клонно.

11. Рисование мелкой петлей (штрихом, точками и т. д.)
обеими руками одновременно различных знакомых предме­
тов.

12. Рисование различных животных из геометрических
фигур обеими руками одновременно.

13. Повторное рисование различных геометрических фи­
гур с закрытыми глазами обеими руками одновременно.

14. Дорисовывание различных рисунков с закрытыми
глазами (рисунок выполняется по предварительно тщатель­
но рассмотренному и прорисованному с открытыми глазами
образцу).

15. Рисование геометрических фигур, элементарных
предметов и знакомых букв в воздухе ладонями и пальцами
рук поочередно, затем обеими руками одновременно.


КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ

Комплексные разминки желательно проводить несколь­ко раз в день как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли веду­щих выступают все дети поочередно).

Разминка содержит комплекс упражнения для одновре­менной тренировки вестибулярного аппарата, общей коор­динации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упраж­нения и задания для развития фонематического восприятия.

Время выполнения разминки примерно 5 минут. Внача­ле комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.

Комплекс 1

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

■ Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав ды­хание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт вы­доху опускаются вниз через стороны.

2. «Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ла­
донями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка» — одновременно с длительным и протяж­
ным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубоч­
кой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в сто­
роны.

4. «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки
подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).


5. «Щелканье» («Цоканье») языком — прямые руки
подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимают­ся и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки», 7. «Ножницы» — выполняются в тради­
ционной манере с дополнительным изменением по команде
положения рук:

«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх — левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.». 8. Игра «Хлоптоп». Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.

Комплекс 2

1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см. компл. 1),
только выдох выполняется со звуком О.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровожде­
нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см.
компл. 1).

3. «Накажем непослушный язык» — пошлепывание гу­
бами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в
улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжима­
ются в кулаки и с силой разжимаются.

4. «Качели» —движение языка вверх-вниз.
Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5. «Болтушка» (см. компл. 1), только руки разведены в
стороны.

6. «Щелканье» («Цоканье») языком (см. компл. 1)

7. «Коготки» (см. компл. 1).

8. Игра «Хлоптоп». Услышав звук О, хлопнуть в ла­
доши, на звук У — топнуть ногой.

Комплекс 3

1. Дыхательное упражнение «Ракета », выдох со звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровожде­
нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см.
компл.2).


3. Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, паль­
цы разведены с силой.

Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4. «Качели» — (см. компл.2).

5. «Болтушка» — (см. компл.1,2).

6. «Часики» — руки перед грудью ладонями вперед,
пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.

Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7. «Накажем непослушный язык» — покусывание кон­
чика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке.

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

8. Игра «Хлоптоп». Услышав звук А, хлопнуть в ла­
доши, на звук И — топнуть правой ногой.

Комплекс 4

1. Дыхательное упражнение «Ракета ».

Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение пос­ле «Ракеты» с медленным плавным выдохом).

2. Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и зак­
рывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих
движения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вы­
тянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разве­
денными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом
напряжены и разведены с силой.

При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладо­ни и сведя вместе пальцы.

3. Упражнение «Болтушка» (см. компл. 1, 2).

4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
«Улыбка»
— руки разводятся в стороны, при этом указа­
тельные пальцы с большими образуют «колечки».

«Трубочка» — руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

5. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 3).

6. «Качели» (см. компл. 2).

7. «Часики» — см. компл. 3.


 


8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко при­землиться на носки. (То же с другими парами БОПО, ПЫБЫ...).

Комплекс 5

1. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты впе­
ред (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

2. Упражнение «Крокодил» (см. компл. 4).

3. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).

4. «Ножницы» (см. компл. 1).

5. «Коготки» (см. компл. 1).

6. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по ко­
манде.

7. «Качели» (см. компл. 2).

8. «Часики» (см. компл. 3).

9. Игра «Топтоп ». Правой ногой топнуть, когда взрос­
лый произносит слог со звуком П, левой — со звуком Б (ПА-
БА, БО
ПО...).

Комплекс 6

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на дру­гой ноге, а затем сделать глубокий выдох.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

3. «Болтушка» (см. компл. 1,2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: