Социальная работа с детьми-мигрантами




Мигранты - это категория людей, которые или добровольно, или вынужденно изменяют (теряют) прежнюю территориальность, что влечет за собой временную или постоянную потерю многих прав человека, в том числе на социальное обеспечение и обслуживание (медицинский уход, жилье, пища, одежда и т.д.).

Социальный работник должен постоянно ориентироваться в социологических аспектах миграции. Вынужденная миграция или добровольная, эмиграция или иммиграция, законная или незаконная, внешняя трудовая или внутренняя социально-экономическая, межрегиональная, сельско-городская, перемещение репрессированных народов, возвратная и невозвратная — каждый из видов накладывает свой отпечаток.

В настоящее время на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. Социальные работники должны уделять внимание всем видам миграции, участвовать в разработке и реализации научно обоснованной политики переселения и реинтеграции.

Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые — это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые — это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе.

Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др.)

Социальному работнику часто приходится выступать как юрисконсульту мигрантов. Это серьезная и ответственная часть социальной работы. Для них важна не только и не столько свобода передвижения и выбора места жительства, сколько государственно-правовая защищенность, расселение в случае вынужденного перемещения, реинтеграция и адаптация, для чего необходима реализация права на социальное обслуживание, трудоустройство, образование детей, медицинскую, психологическую, правовую помощь.

Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; религиозные, педагогические.

Для нас интерес представляют социально-педагогические проблемы.

Наиболее типичные трудности детей-мигрантов связаны:

- с отличием программ обучения от привычных им

- с языковым барьером

- длительным перерывом в учебной деятельности

- потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.

Проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов: если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами - эмоциональным переживанием ситуации, социальной нестабильностью, психологическим кризисом. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я-концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь.

Для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа с семьей, которая включает в себя:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательной организации, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке

- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения

- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации

- повышение психологической культуры взаимодействия педагогов, родителей, детей

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательной организации

- обеспечение защиты прав детей в образовательной организации и семье.

Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:

- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.)

- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);

- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями)

- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).

Для преодоления дезадаптации детей мигрантов в образовательной организации должны быть подключены все специалисты, однако целесообразно выделить рабочую группу специалистов, в первую очередь ответственных за данное направление: классные руководители, учителя-словесники, социальные педагоги, педагоги-психологи.

Можно условно обозначить следующий механизм построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, направленный на успешную адаптацию детей мигрантов:

1. Первоначальное обследование поступающих в образовательную организацию детей мигрантов (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).

2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.

3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).

4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.

5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, обучающихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.

Совместную работу образовательного учреждения с семьями мигрантов можно условно разделить на два направления:

- объединяющие мероприятия, способствующие сближению обучающихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);

- мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты.

Данные мероприятия служат сохранению и развитию традиций многонационального округа. В их число входят многонациональные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, включая фестивали семейных театров и фольклорных групп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: