Обеспечивает благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, в процесс самосозидания собственной личности.
Приемы метода: воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные планы и др.
Позволяют клиентам осуществлять осознанные и осмысленные действия, направленные на решение своих проблем.
Г.
Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, А. М. Сидоркин2 выделяет три группы методов.
1. Методы изменения деятельности и общения - введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения.
Эти методы позволяют помочь клиенту перейти к самостоятельному, активному освоению знаний, приобретению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию.
2. Методы изменения отношений через их демонстрацию.
Это- специальные воспитательные ситуации, метод «взрыва», коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, сохранение традиций и обычаев коллектива, метод коллективного самоанализа, игры.
3. Методы изменения компонентов воспитательной системы.
Это - постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества.
Применение таким образом расположенных методов, знание их возможностей, умелое использование их потенциалов помогает социальному работнику создавать условия для развития личности и преодоления ею жизненных трудностей.
Д.
Педагогические методы в социальной работе в зависимости от сферы преимущественного влияния на внутренний мир личности и ее образовательную среду подразделяют также на следующие группы.
1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни: рассказ, сообщение, информация-описание, разъяснение-убеждение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление-диалог.
2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства: рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой.
3. Методы, формирующие опыт поведения: общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение-диалог, переучивание.
4. Метод самовоспитания и самореализации: индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя.
5. Метод творчества: выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений.
6. Метод создания новой образовательной среды: введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения-диалога, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития.
В этом варианте разные группы классификации методов включают одинаковые приемы.
Е.
В основе еще одной разновидности классификации педагогических методов в социальной работе лежит психолого-педагогическое воздействие, цель которого - изменить или сформировать определенный взгляд клиента на вещи, произвести сдвиг в системе его ценностных ориентации.
В этом случае первую группу составляют методы речевого воздействия, в которую входят: внушение, убеждение, доказательство, дискуссия, взаимное просвещение.
Они призваны стимулировать освоение клиентом новой информации, изменение отношений, осмысление своего жизненного опыта.
Во вторую группу входят методы регулирования активности: минимизация, ориентирующие ситуации, включение в деятельность.
Третья группа включает методы стимулирования деятельности и поведения клиента: требование, перспектива, поощрение, наказание.
Они позволяют специалисту активно влиять на поведение человека, стимулировать его к позитивным действиям, поступкам или предупреждать нежелательные.
Четвертую группу составляют методы организации деятельности и поведения: поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных воспитывающих ситуаций, которые в комплексе формируют навыки общественно одобряемого образа жизни.
Итак, педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимулирование собственной активности клиента, мобилизацию его жизненных ресурсов.