Метод содействия и творчества.




Обеспечивает благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, в процесс самосозидания собственной личности.

Приемы метода: воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные пла­ны и др.

Позволяют клиентам осуществлять осознанные и осмысленные действия, направленные на решение своих проблем.

Г.

Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, А. М. Сидоркин2 выделяет три группы методов.

1. Методы изменения деятельности и общения - введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятель­ности и предмета общения, а также изменение смысла видов дея­тельности и общения.

Эти методы позволяют помочь клиенту перейти к самостоятельному, активному освоению знаний, приобре­тению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию.

2. Методы изменения отношений через их демонстрацию.

Это- специальные воспитательные ситуации, метод «взрыва», коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, сохране­ние традиций и обычаев коллектива, метод коллективного само­анализа, игры.

3. Методы изменения компонентов воспитательной системы.

Это - постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества.

Применение таким образом расположенных методов, знание их возможностей, умелое использование их потенциалов помогает социальному работнику создавать условия для развития личности и преодоления ею жизненных трудностей.

Д.

Педагогические методы в социальной работе в зависимости от сферы преимущественного влияния на внутренний мир личности и ее образовательную среду подразделяют также на следующие группы.

1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни: рассказ, сообщение, информация-описание, разъяснение-убеж­дение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление-диалог.

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чув­ства: рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание уста­новки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успе­ха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой.

3. Методы, формирующие опыт поведения: общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, обще­ственное мнение, приучение, тренировка, организация деятель­ности, поручение, общение-диалог, переучивание.

4. Метод самовоспитания и самореализации: индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоана­лиз, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя.

5. Метод творчества: выбор задач, моделирование плана дей­ствий, самоорганизация времени, анализ своих достижений.

6. Метод создания новой образовательной среды: введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отноше­ний, проектирование деятельности и общения-диалога, коррек­тировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвра­щение деформаций среды развития.

 

В этом варианте разные группы классификации методов вклю­чают одинаковые приемы.

 

Е.

В основе еще одной разновидности классификации педагоги­ческих методов в социальной работе лежит психолого-педагоги­ческое воздействие, цель которого - изменить или сформировать определенный взгляд клиента на вещи, произвести сдвиг в систе­ме его ценностных ориентации.

В этом случае первую группу составляют методы речевого воздействия, в которую входят: внушение, убеждение, доказатель­ство, дискуссия, взаимное просвещение.

Они призваны стимули­ровать освоение клиентом новой информации, изменение отношений, осмысление своего жизненного опыта.

Во вторую группу входят методы регулирования активно­сти: минимизация, ориентирующие ситуации, включение в дея­тельность.

Третья группа включает методы стимулирования деятель­ности и поведения клиента: требование, перспектива, поощре­ние, наказание.

Они позволяют специалисту активно влиять на поведение человека, стимулировать его к позитивным действиям, поступкам или предупреждать нежелательные.

Четвертую группу составляют методы организации дея­тельности и поведения: поручения, задания, упражнения, при­учение, создание специальных воспитывающих ситуаций, кото­рые в комплексе формируют навыки общественно одобряемого образа жизни.

 

Итак, педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимули­рование собственной активности клиента, мобилизацию его жиз­ненных ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: