Языковое представление концепта ревность у Ф. Достоевского




Юшковой Н. А. Было выполнено исследование «Концепт ревность в художественной прозе Ф. М. Достоевского: Лингвокультурологический анализ». Материалом исследования послужили романы Ф.М.Достоевского «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы» и рассказ «Вечный муж». Лингвокультурологическая ценность материала заключается в том, что в данных произведениях Ф.М.Достоевского многократно воспроизводится ситуация ревности. Кроме того, рассказ «Вечный муж» является «специальным» художественным исследованием ревности, что позволяет осуществить анализ концепта в границах отдельного текста. Анализ показывает, что в тексте - специальном исследовании ревности - практически не представлено ЛСП «ревность». Это в некоторой степени передает реальную природу данного эмоционально-психологического состояния / переживания {ревность - тщательно скрываемое чувство). Исследование эмоционально-психологического концепта ревность показывает, что содержание данного концепта представляет собой многослойную, сложно организованную систему. Проведенный анализ текстов Ф.М.Достоевского свидетельствует о том, что в них содержится полное, разностороннее художественное изображение «семантического мира» ревности. Было установлено, что Ф.М.Достоевский опеределил словарное развитие концепта ревность и художественно разработал целый ряд концептуально значимых семантических признаков, которые впоследствии закрепились в языковом сознании как общенародные. Лингвистическое прогнозирование писателя обнаруживается в произошедшей переструктурации значений слова ревность, фиксируемой во всех современных словарях, и объясняет тот факт, что в большинстве случаев употребления единиц лексико-семантического поля «ревность» в текстах Ф.М.Достоевского реализуются современные словарные значения. Иерархическая организация элементов поля воспроизводит общеязыковую. Наряду с этим наблюдаются семантические «несовпадения», которые отражают особенности авторского мировосприятия и обусловливают смысловую осложненность текста. В ходе анализа выявлены авторские новации: оживление потенциальных смыслов, развитие коннотативных оттенков, появление лексико-смысловых вариантов. Обращает на себя внимание самобытная авторская интерпретация исследуемого концепта: на лексическом уровне противопоставляются ревность, возникающая на фоне любовных переживаний (ревность любви), и ревность, появляющаяся в результате ущемления чувства собственного достоинства (ревность самолюбия). Наряду с лексико-семантическим полем «ревность» в художественной прозе Ф.М.Достоевского активно функционирует функционально-смьсловое поле, которое формируется функционально-смысловыми зонами «Соперничество», «Измена», «Внутренний мир ревнивца», «Внешние проявления ревности». В изображении ревности Ф.М.Достоевский выступает как глубокий психолог, что подтверждает существующие философские и литературоведческие оценки его творчества. Более того, многие художественные обобщения писателя совпадают с более поздними разработками психологов и социологов. Важно, что в изображении ревности (внутренней сущности переживания и особенностей его внешнего проявления) Ф.М.Достоевский использует весь лексический потенциал русского языка, представляет все слои концепта, все смыслы, сопровождающие развитие концептуального содержания. Так, в художественном мире Ф.М.Достоевского ревность - бурная страсть, и в этом можно обнаружить скрытое этимологическое значение (М.Фасмер, П.Флоренский): стремительность, взволнованность, растроганность - существенные черты эмоционально-психологического переживания. Взрывной характер эмогщонального процесса ревности в изображении писателя позволяет также восстановить отмеченную М.Фасмером связь слова ревность со словом ’реветь’, насыщенное звучание, внешняя интенсивность со временем переходит во внутренний план, отражает интенсивность переживания, обусловливает экспрессивно-интенсивный характер коннотации слова ревность в системе современного русского языка. Важными для понимания концепта являются и ныне устаревшие значения слова ревность - 'рвение', 'соревнование', 'усердие'. Существование функционально-смысловой зоны «Соперничество» в текстах позволяет говорить о том, что ревность в ряде случаев сближается с рвением. Соперник вступает в своего рода соревнование, в котором с рвением стремится преуспеть, добиться такого положения вещей, которое соответствовало бы его идеалу, представлению о том, как должно быть. Однако идеал - это всегда нечто желаемое, но недостижимое. Идеальных человеческих взаимоотношений достичь невозможно. Вероятно, потому, что в ревности всегда отражается стремление к недостижимому идеалу, эта страсть и не знает своего утоления. Неутоляемость ревности как существенная особенность переживания с поразительной адекватностью передается в художественной прозе Ф.М.Достоевского, но наиболее эффектно изображается в рассказе «Вечный муж». В данном произведении концепт ревность многократно и детально репрезентируется. Ревность осложняется в «Вечном муже» введением в рамки конфликтной ситуации позиции объекта-лица - ребенка, девочки Лизы. Именно на нее направлена ревность оскорбленного «вечного мужа». Наблюдается актуализация концептуальных смыслов, представляющих ревность как 'делающую человека жестоким, бесчеловечным', 'достойную порицания, осуждения'. Ревность становится причиной смерти невинного ребенка. Это сила, разрушающая любовь, дружбу, привязанность. Комплексное, целостное представление ревности в художественной прозе Ф.М.Достоевского позволяет выявить различные грани, слои исследуемого концепта - как лежащее на поверхности, типичные, закрепившиеся в социально-бытовых представлениях, гак и глубинные, онтологические. В прозе писателя отсутствует однозначное понимание ревности как порока, нравственного недостатка. Для Ф.М.Достоевского ревность - это и разрушительная, темная сила, погружающая человека в стихию инстинктов, и показатель любви, признак неравнодушного отношения к другому. Ф.М.Достоевским прежде всего изображается трагическая, мучительная сторона чувства. Мучение, сила которого приводит ревнивца к потере человеческого самообладания, ставит человека перед внутренним выбором: мстить или простить, зарезать или «обняться и заплакать».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: