ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




ОДОБРЕНО

Методической комиссией

факультета геологии и геофизики УГГУ

«___» ____________ 2009 г.

Председатель комиссии

____проф. С. Н. Тагильцев

 

 

М. В. Карякина

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПОДГОТОВКА К контрольному тестированию

Методическое пособие

для студентов всех специальностей

 

 


Издание УГГУ Екатеринбург, 2010


К27

Рецензенты: О. Л. Сарафанова, канд. фил. наук, доцент кафедры теории и практики перевода Уральского гуманитарного института
   

 

 

Методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков и деловой коммуникации «1» апреля 2010 г. (протокол № 6) и рекомендовано для издания в УГГУ.

 

 

К27
Карякина М. В.

Русский язык и культура речи. Подготовка к контрольному тестированию: методическое пособие/ М. В. Карякина; Урал. гос. горный ун-т. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2010. – 71 с.

 

 

В методическом пособии предложена система подготовки к контрольному тестированию по курсу «Русский язык и культура речи» по тематическим разделам.

Предназначено студентам всех специальностей как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

 

 

Ó Карякина М. В., 2010

Ó Уральский государственный

горный университет, 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 9

2. СТИЛИСТИКА.. 13

3. РИТОРИКА.. 22

4. ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.. 30

5. КУЛЬТУРА РЕЧИ.. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

Приложение 1. Ключи. 65

Приложение 2. Инструкция по использованию системы интернет-тренажёров. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 68

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В целях управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Участие в нём УГГУ выявило необходимость специальной подготовки студентов к такому интернет-тестированию, в частности по дисциплине «Русский язык и культура речи».

ФЭПО проводится в форме компьютерного тестирования студентов с использованием среды Интернет в режиме off-line или on-line и направлен на объективную оценку подготовки студента по определённой образовательной программе и, следовательно, оценку выполнения требований Государственного образовательного стандарта (ГОС).

Согласно модели оценки результатов тестирования, подготовка студента считается соответствующей требованиям ГОС, если он освоил все контролируемые дидактические единицы (ДЕ), т. е. доля правильно выполненных заданий по каждой ДЕ составляет не менее 50 %. Например, студент Иванов ответил на 12 % вопросов теста по первой ДЕ, на 54 % – по второй, на 89 % – по третьей, на 67 % – по четвертой. Результаты его тестирования: 0 – 1 –1 – 1 (0 – не освоил ДЕ, 1 – освоил ДЕ). Следовательно, считается, что этот студент не освоил данную дисциплину и заслужил оценку «не зачтено».

По программе дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам в рамках интернет-экзамена предлагается выполнить 32 тестовых задания за 60 минут. Весь аттестационный педагогический измерительный материал (АПИМ) условно разделён на четыре ДЕ: стилистика, риторика, деловой русский язык и культура речи (см. таблицу).

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АПИМ

Наименование ДЕ ГОС Номер за- да- ния Тема задания
Стилистика   Стили современного русского литературного языка
  Научный стиль речи
  Публицистический стиль речи
  Официально-деловой стиль речи
  Разговорный стиль речи
  Выразительные средства языка
Риторика   Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения
  Оратор и его аудитория
  Подготовка речи и публичное выступление
  Тип связи в тексте
Деловой русский язык   Особенности официально-делового стиля речи
  Деловое письмо
  Нормы делового письма
  Реклама в деловой речи
  Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация
  Деловой этикет
Культура речи   Теоретические основы культуры речи
  Лингвистические словари русского языка
  Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения
  Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические нормы
  Нормы современного русского литературного языка: нормы лексической сочетаемости
  Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы
  Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы фразеологизмов
  Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы
  Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы имени числительного
  Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы
  Орфографические нормы русского литературного языка
  Пунктуационные нормы русского литературного языка
  Орфографическая грамотность
  Пунктуационная грамотность
  Грамматические ошибки
  Речевая грамотность

Напомним, что ДЕ считается освоенной при условии правильного выполнения не менее 50 % заданий. Для вуза важен и показатель освоения основной образовательной программы, который составляет доля студентов, освоивших все ДЕ этой дисциплины.

Данное пособие включает в себя общие методические рекомендации по выполнению тестов ФЭПО, а также четыре раздела, соответствующие их структуре, которые содержат краткое описание и по пять примеров каждого из 32 заданий. В конце пособия предлагаются ключи (прил. 1), инструкция по использованию системы интернет-тренажёров (прил. 2) и подробный список литературы.

Чтобы максимально хорошо подготовиться к процедуре интернет-тестирования, необходимо перед ФЭПО пройти пробное компьютерное тестирование. Это можно сделать при помощи системы интернет-тренажёров, разработанной НИИ мониторинга качества образования. Она имеет два режима работы: обучение и самоконтроль. Первый предназначен для осмысления и закрепления пройденного материала, формирования навыка работы с тестом (время выполнения не ограничено, результат появляется мгновенно, есть возможность обратиться к комментариям), во втором создаются условия, максимально приближенные к контрольному тестированию (время ограничено, результаты выводятся после завершения). Чтобы получить возможность самостоятельно готовиться к ФЭПО при помощи интернет-тренажёров, студент должен получить от преподавателя ключ пользовательского доступа к этой системе и действовать согласно инструкции (см. прил. 2).

Возможность пройти пробное или контрольное тестирование предоставляется и сайтом дистанционного образования УГГУ https://www.distcom.ru (do.usmga.ru). Для того чтобы ей воспользоваться необходимо зарегистрироваться на этом сайте в качестве слушателя. После подтверждения регистрации Вы получите доступ к четырём тематическим (соответствующим ДЕ) тестам, предназначенным для самоконтроля, и к итоговому контрольному тесту.

Тестовые задания, предложенные в данном пособии, составлены по аналогии с демонстрационными версиями, представленными на сайте www.fepo.ru. Некоторые варианты цитируются, но большинство было отобрано из текстов художественных, публицистических, научных, тематически связанных с профилем вуза. Использованы материалы изданных в УГГУ учебных пособий, научного периодического издания «Известия Уральского государственного горного университета», научно-популярного журнала «Минералы. Сокровища Земли», книги об Урале, а также художественных книг, написанных геологами и о геологах, литературы по курсу «Русский язык и культура речи», изданий о современном русском языке. Привлечены были и материалы различных сайтов, перечень которых приведён в списке литературы.

Имитация формы тестовых заданий ФЭПО и их содержательная близость обусловлена главной целью данного пособия – максимально эффективно подготовить студента к интернет-экзамену. Небольшая часть заданий, как и в демо-версиях, легко решаема даже при отсутствии специальной подготовки методом здравого рассуждения или методом исключения. Однако в целом уровень сложности заданий достаточно высок, так как их подробный анализ и выполнение должны дать студенту новые знания и навыки и таким образом обеспечить успешное прохождение тестирования. «Тяжело в ученье, легко в походе; легко в ученье, тяжело в походе», – писал Александр Суворов в «Науке побеждать».

 

 


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Порядок выполнения заданий значения не имеет: можно отвечать последовательно или выбирать любой вопрос теста, возвращаться к уже выполненным заданиям. Перемещение осуществляется при помощи расположенных внизу экрана зелёных кнопок «Предыдущий», «Следующий» или ряда голубых кнопок с номерами заданий от 1 до 32, одна из которых (с открытым в данный момент заданием) выделена красным. Однако необходимо следить за временем, отображаемым в правой нижней части экрана, который выглядит следующим образом.

 

 

2. Там же, в правом нижнем углу экрана, располагается красная кнопка «Завершить тестирование», после нажатия на которую вернуться к выполнению теста невозможно. Поэтому, прежде чем завершить свою работу, проверьте: на все ли вопросы вы дали ответы? Для этого обратите внимание на специальное окно в центре нижней части экрана, в котором должно быть указано: «Дано ответов: 32».

3. Внимательно относитесь к определению типа задания. В тестах ФЭПО их встречается три. У каждого типа варианты ответов маркированы знаками: ( здесь и далее в скобках показан выбранный вариант), () или ( ).

Первый тип заданий встречается наиболее часто. В нем знак предполагает выбор из приведенных ответов одного, например:

 

Задание. НН пишется во всех словах ряда…   Варианты ответов: чва..ый, перепечата..ы, кожа..ый освеще..а, деревя..ый, да..ый клюквен..ый, ране..ый, напряже..ый нечая..ый, оловя..ый, обиже..ый

 

Знак предполагает выбор нескольких верных ответов, например:

 

Задание. Укажите, в каких случаях паронимы обидный – обидчивый употреблены правильно.   Варианты ответов: Как горько сетуем мы на обидчивые пустоты в театральных и концертных залах. Конечно. У него есть недостатки. Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив. К берегу мы пристали против маленького хуторка с обидным названием Вонючка. Морозке хотелось сказать что-нибудь обидчивое, но он не находил слов.

 

В первых двух типах заданий выбор ответа осуществляется путём наведения на нужный вариант курсора и нажатия левой клавиши мыши (ЛКМ). Для исправления ответа необходимо повторно выбрать отмеченный ответ – выделение снимется. Затем укажите правильный ответ.


 

Знак предполагает указание последовательности или соответствия, например:

Задание. Установите соответствие между стилями речи и их жанрами. 1. Научный стиль 2. Разговорный стиль 3. Публицистический стиль 4. Стиль художественной литературы   Варианты ответов: монография судебная речь повесть частная переписка

 

Первое нажатие ЛКМ на указанный курсором квадрат приводит к появлению в нем цифры 1, второе нажатие ЛКМ – к появлению цифры 2 и т.д. Для изменения ответа необходимо повторно выбрать курсором любой квадрат с цифрой и нажать ЛКМ – цифры исчезнут, и можно будет снова заполнить пустые квадраты.

В тестовых заданиях, предложенных в данном пособии, маркер типа вопроса поставлен не перед ответами, а перед формулировкой вопроса. Варианты ответов пронумерованы, так как выполнение задания по пособию сводится к нахождению номера(-ов) верного(-ых) ответа(-ов). В задании на поиск соответствия принята, наряду с цифровой, буквенная нумерация, а ответ должен представлять собой комбинации цифр и букв, например: 1В, 2А, 3Г, 4Б.

4. Очень важно с особым вниманием отнестись к формулировке вопроса. Наиболее часты ошибки в ответе на вопросы, в которых содержится отрицательная частица «НЕ», например: «Синтаксические нормы НЕ нарушены в предложении…». Прочитывая варианты ответов, повторяйте про себя «не нарушены ». Ведь вы можете ответить правильно, но с точностью до наоборот.

5. Не менее важно внимательно прочитывать варианты ответов, тщательно их анализировать. Варианты необходимо прочитать все и полностью, не останавливаясь на том ответе, который кажется верным. Возможно, это только кажется, а прочитав варианты ответов до конца, Вы измените свое мнение.

Например, выполняем задание: «Слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми в предложении…». Анализируем каждый ответ. 1) «В окно весело играя заглядывал солнечный луч». В этом предложении выделенное словосочетание является деепричастным оборотом, который выделяется запятыми всегда. Повторим вопрос: «Слова … не выделяются запятыми» – значит, этот вариант не подходит. 2) «У околицы горит распахнутое в звезды окошко». Здесь выделено распространённое определение, которое обособляется, если стоит после главного слова, но в этом случае оно (главное слово «окошко») стоит после выделенного шрифтом причастного оборота. Значит, запятые ставить не нужно. Это и есть правильный ответ? Посмотрим дальше. 3) «Кого можно найти несчастнее нас бедных беженцев?» А тут, конечно же, запятая нужна. Ведь выделено распространённое согласованное приложение, относящееся к личному местоимению. И интонация уточнения, когда читаешь, подсказывает, что здесь есть знак. Снова повторим вопрос: «Слова … не выделяются запятыми» – этот вариант ответа неверный. 4) Захар любил Обломовку как кошка свой чердак. В данном предложении выделенные слова являются сравнительным оборотом – значит, запятая необходима. Следовательно, правильный ответ – 2.

6. Если вы не знаете точного ответа на вопрос – всё же попытайтесь на него ответить предположительно. Возможно, данный ответ окажется правильным.

7. Если позволяет время, просмотрите свои ответы. Исправьте ошибки, допущенные по невнимательности. Убедитесь, что дали именно те ответы, которые считаете верными. Завершите тестирование.

СТИЛИСТИКА

 

В первом задании раздела «Стилистика» (1.1-1.5) проверяется умение студента определять функциональный стиль и тип речи. Следующие четыре задания этого раздела (2.1-5.5) – на знание конкретных стилей, их основных стилевых черт, функций, разновидностей, жанров. Шестой вопрос (6.1-6.5) касается выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур).

 

Задание 1.1. Определите стиль текста и тип речи.

«Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».

Д. С. Лихачев

Варианты ответов:

1) разговорный стиль; рассуждение;

2) художественный стиль; повествование;

3) научный стиль; описание;

4) публицистический стиль; рассуждение.

 

Задание 1.2. Определите стиль текста и тип речи.

«Принцип работы электромеханического ударного механизма основан на явлении электромагнитной индукции, при котором импульсное воздействие магнитного поля катушки, по обмоткам которой протекает электрический ток, вызывает механическое перемещение подвижного сердечника, наносящего удар по заданной поверхности».

С. А. Ляпцев

Варианты ответов:

1) официально-деловой стиль; описание;

2) научный стиль; описание;

3) публицистический стиль; повествование;

4) научный стиль; повествование.

 

Задание 1.3. Точность и стандартизированность являются основными стилевыми чертами…

Варианты ответов:

1) стиля художественной литературы;

2) научного стиля;

3) официально-делового стиля;

4) разговорного стиля.

 

Задание 1.4. Функцией художественного стиля является…

Варианты ответов:

1) идеологическая;

2) эстетическая;

3) логическая;

4) информационная.

Задание 1.5. Репортаж - это …

Варианты ответов:

1) жанр художественной прозы;

2) один из речевых жанров научно-популярного стиля;

3) один из речевых жанров публицистического стиля;

4) жанр официально-делового стиля речи.

 

Задание 2.1. Во введении научного текста…

Варианты ответов:

1) формулируется цель работы;

2) указывается адресат;

3) решаются поставленные задачи;

4) обосновывается выбор темы.

 

Задание 2.2. Не используется в аннотации одно из следующих речевые клише…

Варианты ответов:

1) «учебное пособие предназначено…»;

2) «попытаемся ответить на вопрос…»;

3) «в статье изложены результаты исследований…»;

4) «на основе анализа…».

 

Задание 2.3. Установите соответствие между жанрами и подстилями научного стиля речи.

1. Собственно-научный. 2. Справочно-научный. 3. Учебно-научный. 4. Научно-популярный.

Варианты ответов:

а) информационная статья в популярной энциклопедии;

б) словарь;

в) монография;

г) курсовая работа.

 

Задание 2.4. Какая морфологическая особенность не характерна для научного стиля?

Варианты ответов:

1) широко используются прилагательные в превосходной степени;

2) форма множественного числа глагола 1 лица заменяет форму единственного числа;

3) в тексте преобладают именные части речи;

4) часто используются глаголы с абстрактной семантикой.

 

Задание 2.5. Какая из перечисленных синтаксических особенностей характерна для научного стиля?


Варианты ответов:

1) употребление конструкций с однородными членами и вводными словами;

2) частое применение эллиптических (с пропуском подразумеваемого члена предложения) и парцеллированных (дробление семантически цельного предложения на несколько) конструкций;

3) многочисленные повторы синтаксических конструкций;

4) преобладание простых нераспространенных предложений.

 

Задание 3.1. Какие из перечисленных особенностей характерны для публицистического стиля?

Варианты ответов:

1) широкое использование научной терминологии;

2) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (страны ближнего зарубежья, служба занятости);

3) сочетание эмоциональности и логичности, речевых штампов и индивидуального авторского стиля;

4) употребление общественно-политической терминологии.

 

Задание 3.2. К жанрам публицистического стиля относятся…

Варианты ответов:

1) заявление, приказ;

2) доклад, реферат;

3) ода, рассказ;

4) интервью, прокламация (агитационный лист политического содержания).

 

Задание 3.3. Какую сферу деятельности обслуживает публицистический стиль?


Варианты ответов:

1) сферу личных взаимоотношений;

2) сферу официальных отношений между органами государства, между организациями и частными лицами;

3) общественно-политическую сферу;

4) научную сферу.

 

Задание 3.4. Укажите основную функцию публицистического стиля.

Варианты ответов:

1) эстетическая;

2) идеологическая;

3) когнитивная (познавательная);

4) коммуникативная.

 

Задание 3.5. В публицистических текстах часто можно встретить слова…

Варианты ответов:

1) доложить, ответчик, взыскание;

2) шататься, картошка, морда;

3) амплитуда, дифференцированный, координаты;

4) правительство, консенсус, наиважнейший.

 

Задание 4.1. Основная цель текстов официально-делового стиля – …

Варианты ответов:

1) доказательство, убеждение;

2) предписание, указание;

3) идеологическое воздействие;

4) эстетическое воздействие.

 

Задание 4.2. К официально-деловому стилю не относятся жанры…


Варианты ответов:

1) эссе, аннотация, статья;

2) доверенность, характеристика, письмо-рекламация;

3) письмо-приглашение, резюме, договор;

4) акт, закон, постановление.

 

Задание 4.3. К официально-деловому стилю относятся выражения…

Варианты ответов:

1) принять меры в отношении;

2) дождаться получки;

3) ввиду вышеуказанных причин;

4) валять дурака.

 

Задание 4.4. В официально-деловых текстах обычно не употребляются…

Варианты ответов:

1) осложнённые предложения;

2) пассивные конструкции (с возвратными глаголами, страдательными причастиями);

3) инфинитивные конструкции;

4) риторические вопросы.

 

Задание 4.5. Морфологической особенностью официально-делового стиля является…

Варианты ответов:

1) частое употребление отглагольных существительных и отыменных предлогов;

2) преобладание глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий);

3) частое употребление слов с заимствованными суффиксами и приставками;

4) активное использование форм степеней сравнения прилагательных.

 

Задание 5.1. Какие черты характерны для разговорного стиля речи?

Варианты ответов:

1) частое употребление эмоционально-оценочных слов (ласкательных, фамильярных, сниженных);

2) использование слов, образованных с помощью стяжения словосочетания (зачётная книжка – зачётка, работник бюджетной организации – бюджетник);

3) активное использование терминов;

4) широкое использование канцеляризмов.

 

Задание 5.2. Определите, к какому типу единиц относятся выделенные слова:

– Голубчик, Иван Петрович… – бормотал Артюшка и бессильно крутил головой. – Было нароблено вполне… Бывает и свинье праздник, Иван Петрович. Вот теперь я три дня робил, а потом зашабашил – не хочу робить, и конец тому делу!.. Ты свой чай пьёшь, и я свой самовар на полочке поставлю.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Варианты ответов:

1) жаргонные;

2) просторечные;

3) общеупотребительные;

4) диалектные.

 

Задание 5.3. К какой разновидности национального языка относится устная речь, в которой используются слова «аꞌмба» (конец, безвыходное положение), «ксиꞌва» (документ), «баꞌбки» (деньги)?

Варианты ответов:

1) жаргон;

2) просторечие;

3) диалект;

4) разговорный стиль литературного языка.

 

Задание 5.4. Разговорную окраску имеют слова…

Варианты ответов:

1) истребитель, ассоциация;

2) непутёвый, мультик;

3) мученичество, мурава;

4) канитель, припасы.

 

Задание 5.5. К основным характеристикам разговорного стиля относятся…

Варианты ответов:

1) предельная точность, не допускающая разночтений, официальность;

2) подчёркнутая логичность, объективность, доказательность;

3) эмоциональность, непосредственность, многоканальность;

4) лаконичность, информационная насыщенность, оценочность.

 

Задание 6.1. Какие стилистические фигуры использованы в стихотворении М. Цветаевой?

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времён:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

Варианты ответов:

1) антитеза;

2) градация;

3) риторический вопрос;

4) анафора.

 

Задание 6.2. Деление предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П. Г. Антокольский) – это …

Варианты ответов:

1) параллелизм;

2) парцелляция;

3) инверсия;

4) эллипсис.

 

Задание 6.3. Троп, состоящий в переносе названия с одного объекта на другой, ассоциируемый с первым по близости, смежности, принадлежности или по другим признакам, например «бумага» (в значении «документ»), «слушать Шопена» (т.е. музыку, им сочиненную), «столовое серебро» (т.е. посуда из серебра) – это …

Варианты ответов:

1) антономасия;

2) эпитет;

3) метонимия;

4) перифраза.

 

Задание 6.4. Какое выразительное средство использовано М. Волошиным в приведённом фрагменте стихотворения «Зеркало»?

И чувство смутное шевелится на дне.
В нем радостная грусть, в нем сладкий страх разлуки...

Варианты ответов:

1) литота;

2) гипербола;

3) аллегория;

4) оксюморон.

 

Задание 6.5. Метафора – это….

Варианты ответов:

1) скрытое образное сравнение;

2) образное художественное определение;

3) созвучие гласных звуков в стихе;

4) слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное.

РИТОРИКА

 

Во втором разделе теста содержится минимальное количество вопросов – четыре. Так как для получения положительного результата необходимо правильно выполнить не менее двух заданий, поэтому важно уделить этому разделу и каждому вопросу в нём особое внимание. Первое задание (7.1-7.5) объединяет основы современной теории коммуникативных актов и законы классической логики. Второе и третье задания (8.1-9.5) касаются особенностей публичного выступления, его подготовки, в том числе и способа изложения материала в тексте, а также взаимодействия оратора и аудитории. В последнем задании раздела «Риторика» (10.1-10.5) проверяется умение определять тип связи предложений (лексические и синтаксические средства связи).

 

Задание 7.1. Процесс порождения речи адресантом и восприятия её адресатом (декодирования и понимания, оценки и реагирования) – это речевая (-ое)...

Варианты ответов:

1) ситуация;

2) деятельность;

3) взаимодействие;

4) событие.

 

Задание 7.2. Речевая ситуация включает в себя…

Варианты заданий:

1) говорящего и слушающего;

2) время и место высказывания;

3) невербальные средства общения;

4) словесную речь (высказывание).

 

Задание 7.3. Знание коммуникантом законов общения и следование им; использование правил и приёмов эффективного речевого взаимодействия называется коммуникативным(-ой)…

Варианты ответов:

1) искусством;

2) самоубийством;

3) грамотностью;

4) неудачей.

 

Задание 7.4. «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них ложно», – гласит…

Варианты ответов:

1) закон тождества;

2) закон непротиворечия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

 

Задание 7.5. Закон исключённого третьего заключается в том, что…

Варианты ответов:

1) всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе;

2) утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными; одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно;

3) всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание;

4) два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них ложно.

 

Задание 8.1. К жанрам академического красноречия не относится…

Варианты заданий:

1) научный доклад;

2) научно-популярная лекция;

3) вузовская лекция;

4) приветственное слово.

 

Задание 8.2. Убеждающая речь не должна…

Варианты ответов:

1) содержать несколько тезисов;

2) содержать цитаты;

3) апеллировать к чувствам слушателей;

4) учитывать конкретную ситуацию.

 

Задание 8.3. Нерефлексивное слушание – это…

Варианты ответов:

1) умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями;

2) активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств;

3) пассивное восприятие речи при отсутствии её понимания;

4) активное участие в речи собеседника при отсутствии ее понимания.

 

Задание 8.4. Во вступлении оратор не должен…

Варианты ответов:

1) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился;

2) аргументировать основное положение;

3) обосновывать постановку вопроса;

4) устанавливать контакт с аудиторией.

 

Задание 8.5. Коммуникативная позиция сильнее у того, кто…

Варианты ответов:

1) ниже, сильно пожимает руку;

2) выше, слабо пожимает руку;

3) ниже, слабо пожимает руку;

4) выше, сильно пожимает руку.

 

Задание 9.1. В публичном выступлении не допускается…

Варианты ответов:

1) использование разговорной лексики;

2) использование терминов;

3) употребление заимствованных слов;

4) употребление просторечных слов.

 

Задание 9.2. К логическим (рациональным) аргументам относится…

Варианты ответов:

1) ссылка на статистические данные;

2) ссылка на авторитетное мнение;

3) ссылка на факты;

4) ссылка на личностные особенности оппонента.

 

Задание 9.3. Тезис – это…

Варианты ответов:

1) субъективная точка зрения;

2) основная мысль текста;

3) положение, истинность которого требуется доказать;

4) изложение какой-либо мысли субъектом.

 

Задание 9.4. Определите способ изложения материала в тексте.

«Урал – обширный и богатый регион России. От других горных регионов страны Уральский край отличало (и отличает до сих пор) не только богатство, но и исключительное разнообразие полезных ископаемых – железных и медных руд, асбеста, каменной и калийной солей, угля, нефти, бокситов, драгоценных камней, благородных и редких металлов, а также разнообразных строительных материалов. Благодаря использованию богатств Уральских недр и самоотверженному труду многих поколений наших соотечественников Урал превратился в один из крупнейших промышленных центров нашей Родины».

Л. М. Батенёв

Варианты ответов:

1) аналогический;

2) концентрический;

3) исторический;

4) дедуктивный.

 

Задание 9.5. Определите способ изложения материала в тексте.

«Повторная отработка показала снижение затрат на добычу по сравнению с первичной. Снижение затрат (текущих и капитальных) обусловлено исполь­зованием при повторной разработке капитальных и подготовительных вырабо­ток, пройденных при первичной разработке, малым объёмом нарезных работ на 1000 т добываемой руды и небольшими затратами на отбойку руды. Себестои­мость повторной добычи складывается только из прямых затрат, связанных с разработкой: затраты на вторичное дробление и выпуск руды, транспортирова­ние и подъём, погашение затрат на дополнительные горно-подготовительные работы. В ней не учитываются статьи затрат на отбойку (нет операций по буре­нию и взрыванию массива), амортизационные отчисления на погашение капи­тальных работ, эксплуатацию зданий и сооружений, которые начислялись ранее при погашении балансовых запасов, добытых при первичной отработке».

В. А. Осинцев, В. М. Беркович

 

Варианты ответов:

1) исторический;

2) стадиальный;

3) дедуктивный;

4) индуктивный.

 

 

Задание 10.1. Предложения «На скамейке под яблоней сидел старик с сухим и тёмным лицом. Несмотря на жару и солнце, одет был старик в тёмную костюмную тройку с галстуком…» связаны при помощи…

Варианты ответов:

1) контекстуальных синонимов;

2) лексического повтора;

3) предлога и указательного местоимения;<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: