Тема 5. Форма государства




 

Цели изучения темы:

· анализ понятия «форма государства»;

· рассмотрение элементов формы государства: форм правления, форм государственного устройства, политических режимов.

 

Задачи изучения темы:

· анализ форм правления, выявление реальных и номинальных монархий и республик;

· анализ форм государственного устройства, определение критериев различения унитарных государств и федераций. Рассмотрение сущности конфедерации;

· анализ политических режимов; выявление сущности демократии; отличие авторитарных режимов от тоталитарных.

 

Успешно изучив тему, Вы:

 

получите представление o:

· форме государства в целом;

· сущности каждого элемента формы государства.

 

будете знать:

· каковы критерии классификации форм правления;

· чем реальные формы правления отличаются от форм правления номинальных;

· какова суть унитаризма;

· в чем выражается сущность федерализма и какие разновидности федеративных государств существуют;

· каковы основные признаки демократии;

· в чем выражается отличие авторитаризма от тоталитаризма.

 

Теоретический материал по теме

 

В юридической литературе высказываются различные точки зрения на понятие «форма государства». Так, С.С. Алексеев утверждает, что «форма государства — это совокупность формы правления и формы государственного устройства». Однако с нашей точки зрения, форма государства вклю­чает в себя форму правления, форму государственного устрой­ства и политический (государственный) режим.

Понятие «форма государства» раскрывает орга­низацию верховной государственной власти, принципы взаимоотношения высших государственных органов и граждан, территориальное устройство, указывает, с помощью каких мето­дов и способов осуществляется политическая власть.

Форма государства зависит от различных причин: истори­ческих условий развития государства, сущности и историчес­кого типа государства, национального состава, занимаемой тер­ритории и др.

Таким образом, форма государства включает в себя три элемента:

· форму государственного правления;

· форму государственного устройства;

· политический (государственный) режим.

 

Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления даст возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; кто является носителем государственного суверенитета, т.е. от чьего имени осуществляется государственная власть; как строятся взаимоотношения между высшими и другим государственными органами; в какой мере организация высших органов государства по­зволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

1) монархические (единоличные, наследственные);

2) республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия (греч. единовластие) это такая форма правления, при которой верховная власть единолична, т.е. носителем суверенитета является монарх, власть которого бессрочна и переходит, как правило, по наследству. В зависимости от правового развития государства выделяют монархии реальные (к ним относится абсолютная и дуалистическая монархии) и монархии номинальные (парламентарная монархия).

Республика (от лат. res publica — общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Аналогично и к вопросу о классификации республик. К реальным республикам относятся президентская, парламентарная и смешанная республики. К числу номинальных – суперпрезидентская республика.

 

Форма государственного устройства — это административно-территориальное строение государства, которое определяет взаимоотношения между его составными частями, центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государст­венными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Вопрос о разновидностях форм государственного устройства является спорным. Так, некоторые полагаю, что их две:

1. унитарные;

2. федеративные;

Другие добавляют к данным формам еще и третью:

3. конфедерации.

 

Третьи считают, что в рамках данного вопроса уместно рассматривать также унии, империи, содружества и т.д.

Унитарное государство (лат. unus — один, единство) — это еди­ное, цельное государственное образование, состоящее из администра­тивно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обла­дают.

Унитарные государства бывают: сложными и простыми; централизованными и децентрализованными.

Федерация (лат. foedus) представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Виды федерации: договорные и конституционные, симметричные и асимметричные территориальные и национальные.

В составе унитарного и федеративного государства можно встретить такое обособленное территориальное образование, как автономия, т.е. предоставление какой-либо части государства само­управления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих уче­та местной специфики.

Конфедерация (лат. сообщество) — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

Как правило, конфедеративные государства недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерацию. Например, Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815—1848), Конфедерация Южных Штатов (на территории современных США), когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

В настоящее время встречается такое межгосударственное объединение, как содружество — объединение независимых государств, основанное на взаимности национальных, политических, экономических и иных интересов.

История знает и иные, самые замысловатые формы государственного устройства. Так, в рамках данного вопроса можно рассматривать также: личные и реальные унии (Норвегия и Швеция 1815 г., Австро-Венгрия); вассалитет и сюзеренитет; доминионы и метрополии; протектораты, империи, фузии и инкорпорации.

 

Форма (политического) государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти в государстве.

Государственный режим является важнейшей составной частью политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). При этом основным критерием классификации государств по данному; признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти, то есть показатель того, насколько активно либо пассивно народ участвует в процессе формирования и контро­ля государственной власти.

Разновидностей политических режимов выделяется множество, но все они располагаются в рамках демократических (консерватив­ных, либеральных) и антидемократических (деспотических, тирани­ческих, тоталитарных, авторитарных, расистских) режимов.

Методические указания

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.

Перечень дополнительной литературы:

6. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

7. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность. М., 2006.

8. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М. 2000. – 304 с.

9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006.

10. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109-115.

 

Ответьте на вопросы:

1. Каковы критерии классификации форм правления?

2. Чем реальных формы правления отличаются от форм правления номинальных?

3. Какова суть унитаризма?

4. В чем выражается сущность федерализма и какие разновидности федеративных государств существуют?

5. Каковы основные признаки демократии?

6. В чем выражается отличие авторитаризма от тоталитаризма?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: