Тема 7. Механизм (аппарат) государства




 

Цели изучения темы:

· анализ понятия «механизм государства» и его соотношение с понятием «аппарат государства»;

· рассмотрение структуры механизма государства: органов государства, государственных учреждений и государственных предприятий;

· анализ видов органов государства.

Задачи изучения темы:

· проанализировать сущность понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Выявить общее и различное между ними;

· дать характеристику государственному органу;

· определить критерии классификации органов государства.

 

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление o:

· механизме государства, аппарате государства;

· органах государства, признаках и их разновидностях;

· принципах деятельности государственных органов.

будете знать:

· в чем выражается соотношение понятий механизм государства и аппарат государств;

· какова структура механизма государства;

· в чем заключаются отличия между государственным органом, государственным учреждением и государственным предприятием;

· какие существуют подходы к классификации органов государства;

· сущность принципов организации и деятельности государственного аппарата.

 

Теоретический материал по теме

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства.

Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственно руководстве обществом.

Государственный аппарат – это часть механизма государ­ства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реали­зации государственной власти. В структуру механизма госу­дарства кроме государственного аппарата входят государ­ственные учреждения и государственные предприятия.

 

Первичным элементом механизма (аппарата) государства является орган государства. Всякий государственный орган имеет строго определенное назначение, выполняет только ему свойственные функции, цели и задачи.

Государственный орган – это юридически оформленное, органи­зационно и хозяйственно структурно обособленное звено государ­ственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наде­ленное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Государственно-властный характер государственного органа проявляется в компетенции, то есть в совокупности необходимых правомочий и возложенных на него обязанностей, а также в праве государственных органов издавать в соответствии с компетенцией правовые акты, обязательные для исполнения (нормативные акты и акты применения норм права) — постановления правительства, приговоры судов;

Государственные органы следует отличать от иных структурных формирований механизма государства, к которым относятся:

· государственные учреждения – организации, для которых осу­ществление государственной власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (как правило, в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.). Государственные учреждения действуют под руководством органа государства;

· государственные предприятия – элементы механизма государст­ва, не обладающие признаками государственно-властных полномочий, занимающиеся хозяйственно-экономической деятельностью, оказани­ем услуг в целях удовлетворения общественных потребностей;

· государственные унитарные предприятия – коммерческие ор­ганизации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, которое принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· государственные организации – образованные государством структуры, которые имеют необходимые ресурсы и объединяют лю­дей, полномочно и комплексно реализующих государственную про­грамму на основе определенных государством правил и процедур.

 

Органы государственной власти. Законодательные органы, обладающие совокупностью полномочий по изданию нормативных актов высшей юридической силы – законов. Такие органы госу­дарства делятся на две группы:

1. высшие законодательные органы государства представлены пар­ламентом;

2. законодательные органы субъектов федерации, местные органы власти и самоуправления.

Органы государственного управления. Исполнительные органы государства непосредственно обеспечивают исполнение принятых законодательной властью законов.

Глава государства — это высшее должностное лицо, определяющее основные направления как внутренней, так и внешней политики и являющееся официальным представителем государства в его внешних сношениях (монарх, президент).

Правительство — высший коллегиальный, исполнительно-распорядительный орган государственной власти общей компетен­ции, осуществляющий непосредственное управление страной.

В настоящее время, в частности в РФ, структура федеральных органов исполни­тельной власти складывается из:

3. федеральных министерств — федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих функции по выработке государст­венной политики и нормативно-правовому регулированию в уста­новленной актами Президента Российской Федерации и Прави­тельства Российской Федерации сфере деятельности; осуществ­ляющих координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;

4. федеральных служб — федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

5. федеральных агентств — федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих в установленной сфере деятель­ности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

6. местных исполнительно-распорядительных органов, префектур, исполкомов, муниципалитетов, администрации государствен­ных предприятий и учреждений.

 

Судебные органы призваны осуществлять правосудие, т.е. зани­маться рассмотрением в установленном за­коном порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан (конституционное, уголовное, гражданское и администра­тивное правосудие):

· система конституционного правосудия возглавляется Кон­ституционным судом РФ — судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В регио­нах Российской Федерации для выполнения этих функций имеются конституционные или уставные суды;

· система общих судов занимается рассмотрением граждан­ских, уголовных, административных дел и возглавляется Верховным судом РФ. В эту систему входят краевые, областные, городские и районные суды;

· арбитражные суды, в соответствие с законом, разрешают хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и орга­низациями. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные окружные суды и суды субъектов Федерации.

 

Обычно не называется в качестве отдельной ветви власти орган, который тем не менее, выполняет важнейшие функции контроля за исполнением правовых актов, их законностью — прокуратура, контрольно-надзорный орган государства (единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также исполняющих и иные функции, установленные федеральными законами).

Методические указания

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права:Учебник для вузов/Отв. ред. В.Д.Перевалов.М. 2006. С. 1-43.

Перечень дополнительной литературы:

6. Алексеева Л.Б. Судебная власть в правовом государстве // Труды Правовой академии. Вып. 1. М. 2001.

7. Барабшев А.Г. Формирование системы исполнительной власти Российской Федерации // Конституционный строй России: Сб. ст. Вып. 1. М. 2002. С. 84-90

8. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12. С. 10-18.

9. Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12. С. 12-26.

10. Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. М. 1996.

11. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Проблемы централизации в руководстве органами прокуратуры // Государство и право. 1995. № 7. С. 29-35.

12. Любимов А.П. Парламентское право России: Основные источники. СПб. 2007. - 308 с.

13. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

14. Оболонский А.В. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России: очерк. М. 2007. – 32 с.

 

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение модели механизма и аппарата государства.

2. Являются ли понятия аппарат государства и механизм государства синонимами?

3. Какова структура механизма государства?

4. Проанализируйте известные Вам виды государственных органов.


Раздел III. Теория права

 

Тема 8. Понятие и содержание права. Основные подходы к правопониманию

 

Цели изучения темы:

· анализ сущности и социального назначения права;

· определение видового многообразия права;

· анализ принципов и аксиом права;

· анализ современных типов правопонимания.

 

Задачи изучения темы:

· определить сущность права;

· проанализировать основные принципы права (общие, отраслевые, межотраслевые);

· рассмотреть вопрос о понимании права (концепции правопонимания).

 

Успешно изучив тему, Вы:

 

получите представление o:

· видовом многообразии права;

· принципах и аксиомах права;

· социальном назначении права.

 

будете знать:

· что такое право, чем естественное право отличается от права позитивного. Что такое объективное и субъективное право, частное и публичное право;

· в чем выражается социальное назначение права;

· в чем заключается суть принципов социальной свободы, демократизма, социальной справедливости, гуманизма, равноправия, взаимных обязанностей государства и личности, законности и пр.

 

Теоретический материал по теме

 

Право – продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. От других общественных явлений его отличают следующие признаки: нормативность, общеобязательность, государственное принуждение как спо­соб реализации права, формальная определен­ность, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них явля­ется признание следующих признаков права:

1. Право есть социальное явление, без которого невоз­можно существование цивилизованного общества.

2. Право в нормативной форме должно отражать требо­вания общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.

3. Право – мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции.

 

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой форму (меру) свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

Для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

Для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

Для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

Таким образом, что право – это система нормативных правил поведения, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

 

Право основывается на трех составляющих:

· правовых идеях (правовом сознании);

· правовых нормах (правовых предписаниях);

· правоотношении (общественных отношениях, имеющих юридическую природу).

 

Исходя из этого, типы юридического мировоззрения могут выражаться в следующих типах правопонимания (современных теориях права).

Теория естественного права (юснатурализм) основан на верховенстве идеи права (Г. Гроций, Д. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.). Сторонники этой теории исходят из того, что наряду с юридическими нормами установленными государством в виде законодательства (позитивно­го права), имеется право естественное, то есть совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека; прав, которые принад­лежат человеку от рождения (либо в силу происхождения); прав, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при каких условиях — право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на частную собст­венность и др. Право — это совокупность самодовлеющих нравственных ценностей.

Нормативистский (позитивистский) подход (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, X. Кельзен) основан на признании приоритета норм. Право рассматривается в его «чистом виде», как объективно-логическая юридическая конструкция, совершенно независимая от социального, исторического, политического и психологического содержания; как совокупность норм, правил поведе­ния, создаваемых государством и им же охраняемых. Нормативизм характерен для этатистского подхода к праву, так как оно рассматривается не иначе как совокупность юридических норм, действие которых обеспечивается лишь в силу существования механизма государственного принуждения к исполнению правовых предписаний.

Социологическое направление права (реалистическая школа права) базируется на том, что в основе лежит приоритет общественных отношений (деятельное начало в праве). Основоположники этой теории (Л. Дюги, Э. Эрлих, Г. Канторович, С.М- Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др.) считали, что право — это не то, что выражено в законах, а то, что есть в действительности, в практике. Право заключается не в норме, а в действии («без прак­тики нет права»). Право рождается в суде, сам же судья имеет широчайшие рамки своего усмотрения. Он может решить конкретное дело с минимальным использованием положений материальных юридических норм, основываясь лишь на общих принципах права, своем жизненном опыте, однако, следуя строгим процедурным правилам.

Солидаристское направление или социальная концепция права (Л. Дюги) очень близка к его социологическому пониманию. Рас­сматривает право как средство достижения гармонии между раз­личными сотрудничающими группами людей в области политики, экономики, морали и т.д. (социальная солидарность) и как средство охраны и защиты этой гармонии. Примером может служить пони­мание права в так называемом «корпоративном государстве».

Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Г. Тард) на первый план выдвигает мотивационно-психологические установки личности. «Право — это не то, что есть, а то, как человек относится к имеющемуся праву (закону)». При этом право интуитивное (подлинное пра­во) является исходным, так как только оно является побуждающим моментом к действиям человека. Л.И. Петражицкий в качестве ос­нов нормативного поведения рассматривал: «социальный ин­стинкт», проявляющийся в следовании людей общим правилам. Однако для реализации этого фактора необходим эффективный социальный и религиозный контроль, поддержание высокого религиозного чувства, а также жесткие госу­дарственные законы.

Марксистская (материалистическая, классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) основывается на классовом подходе и рассматривает право как возведенную в закон господствующего класса и инструмент в его руках.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) говорит о праве как о продукте народного духа. Оно складывается в обществе подобно языку. Обычаи доминируют над законом. Государству необходимо лишь замечать эти складывающиеся нормы и закреплять их. Так формируется национальное право.

Либертарно-юирдическое направление права (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) основывается на том, что право есть нормативная форма свободы и обладает высшей ценностью как мерило добра и справедливости.

 

Методические указания

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.

 

Перечень дополнительной литературы:

6. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128-133.

7. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Спб., 1998 – 215 с.

8. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 2002. - 12 с.

9. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002 – 467 с.

10. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 3-8.

11. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002 – 279 с.

12. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

13. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1998 – 647 с.

14. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.

 

Ответьте на вопросы:

1. Что такое право, чем естественное право отличается от права позитивного.

2. Что такое объективное и субъективное право, частное и публичное право.

3. В чем выражается социальное назначение права.

4. В чем заключается суть принципов социальной свободы, демократизма, социальной справедливости, гуманизма, равноправия, взаимных обязанностей государства и личности, законности и пр.

 

Теоретическое задание для закрепления материала:

 

1. Дать объяснение следующим постулатам:

«Все, что не запрещено, разрешено»,

«Все, что разрешено, разрешено»,

«Договоры должны соблюдаться»,

«Субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность»,

«Всякое правонарушение влечет за собой юридическую ответственность».

Найти примеры законодательного отражения этих аксиом.

 

2. Сущность принципов правого закона:

«Последующее отменяет предыдущее»,

«Приоритет специального закона по отношению к общему закону»,

«Незнание закона не освобождает от ответственности»,

«Неопубликованные законы не применяются»,

«Отягчающий закон обратной силы не имеет».

Найти примеры законодательного отражения этих принципов.

 

3. Сущность принципов надлежащей правовой процедуры:

«Никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества иначе как по решению суда»,

«Никто не может быть судьей в своем деле»,

«Нельзя наказывать дважды за одно и то же деяние»,

«Обвиняемый невиновен, пока его вина не доказана»,

«Обвиняемый не обязан доказывать вою невиновность»,

«Никто не обязан свидетельствовать против себя»,

«Путь будет выслушана и другая сторона».

Найти примеры законодательного отражения этих идей.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: