Согласно государственных документов, детей, которые отнесены к специальным медицинским группам, не освобождают от общих уроков физической культуры — они должны их посещать и быть одеты в спортивную форму. Но выполнение задач на уроке обеспечивается с соблюдением индивидуальных показаний к занятиям физическими упражнениями. Выполнение нормативов не предусмотрено.
Основные задачи для учащихся спецмедгрупп на общем уроке физической культуры:
1) ознакомление с теоретическим материалом учебной программы;
2) овладение техникой двигательных действий, предусмотренных учебной программой (в пределах индивидуальных показаний и возможностей);
3) приобретение гигиенических навыков.
С целью соблюдения пристального контроля за состоянием детей с определенными отклонениями в его состоянии здоровья воспитатель должен чаще предлагать им измерять пульс, делать длительные паузы для отдыха и т.д. Если ребенок, который относится к специальной медицинской группе, не очень хорошо себя чувствует, можно предложить ему быть на занятии «помощником воспитателя»: помогать выдавать инвентарь или судить, записывать результаты тестирования и т.п. Для детей, которых относят в специальные медицинские группы предусматриваются, помимо обязательных уроков физической культуры, дополнительные занятия по специальным программам.
На занятиях для специальных медицинских групп согласно определенной программе особое внимание учащихся обращают на ознакомление с индивидуальными особенностями их занятий физическими упражнениями, показаниями и противопоказаниями к выполнению отдельных упражнений, обеспечение оздоровительного эффекта на нарушенные функции, восстановления после выполнения упражнений, увеличение количества упражнений на восстановления функций дыхания, темп выполнения (должен быть медленный), постоянный контроль пульса и самочувствия. Ограничено участие в спортивных соревнованиях и возможно только по дополнительному разрешению врача.
Целью лечебно-оздоровительной физической культуры детей, которых относят к специальной медгруппе, является ускорение ликвидации патологических процессов, восстановления и укрепления здоровья, достижения максимально возможного для каждого индивида уровня физического развития, психологической и двигательной подготовленности. Конечная цель — воспитание навыка здорового образа жизни и потребности самостоятельных систематических занятий физической культурой, а также нормализация и улучшения общих функций организма.
Организация занятий с детьми с определенными дисфункциями предусматривает их дополнительное деление на группы, которые соответствуют характеру основного заболевания, сходства рекомендованных средств коррекции здоровья, возрастного периода (младший, средний и старший школьный возраст):
группа А - сердечно-сосудистые и заболевания дыхательной системы;
группа Б - заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек;
группа В - нарушение зрения;
группа Г - заболевания эндокринной системы, обмена веществ;
группа Д - заболевания опорно-двигательного аппарата.
Во время занятий со специальной медицинской группой используют такую классификацию упражнений: общеоздоровительные упражнения, общеразвивающие упражнения, специальнорозвивающие упражнения, специальнооздоровительные упражнения.
Учебную работу с детьми с дисфункциями в состоянии здоровья проводят с соблюдением всех педагогических и специфических принципов физического воспитания. Кроме того, особое внимание обращают на:
- принцип оздоровительной и лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры;
- принцип дифференцированного подхода к дозированию нагрузок с учетом индивидуальных особенностей и заболевания;
- принцип эмоционального и эстетического оформления занятий (чтобы ученики хотя бы на время занятий физическими упражнениями смогли забыть о своих недомоганиях и почувствовали себя здоровыми).
Эффективность и целесообразность физического воспитания в спецмедгруппах зависит от:
-правильности выбора средства;
-системности влияния физических упражнений и последовательности их использования;
-регулярности воздействия;
-продолжительности выполнения физических упражнений;
-постепенности увеличения физической нагрузки как во время одного занятия, так и во время всего периода занять.
-индивидуализации физических нагрузок в зависимости от возраста, пола, болезни и состояния здоровья занимающихся;
-согласования упражнений общего и специального направления,
-сочетание закаливания с физическими нагрузками, а также диетой и другими методами;
-системность и своевременность врачебно-педагогичного контроля