Форма итогового контроля – трехуровневый зачет




Самостоятельная работа студентов (40 часов)

 

Теоретический блок

Раздел 1. Психология искусства как междисциплинарная область знания.

Классическая эстетика о природе искусства. Антропологический подход к природе искусства. Искусство как социокультурный феномен. Аксиологический аспект искусства. Коммуникативный аспект искусства. Категории «эстетическое» и «художественное».

Различение искусства и неискусства. Психологическое измерение искусства.

Литература

1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Уч. пос. для вузов. – М., 2007.

2. Кривцун О.А. Психология искусства М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000.

Раздел 2.Нравственные основы художественной энергетики.

Применимость энергетических терминов к физической, психической и духовной деятельности. Художественная энергия как разновидность духовной энергии. Ценностное измерение художественного творчества. Источники и стимулы художественной энергии. Психологическое обоснование роли нравственных переживаний в художественном творчестве. Закономерность взаимосвязи между нравственностью художника и его талантом.

Литература

1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Уч. пос. для вузов. – М., 2007.

2. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы худоежственного творчества//Основные современные концепции творчества и одаренности.М.:Молодая гвардия, 1997. С.349-360

3. Шадриков В.Д. Духовность и творчество /Основные современные концепции творчества и одаренности.М.:Молодая гвардия, 1997.С.361-370

 

Раздел 3. Анализ и интерпретация художественного текста.

Анализ художественного текста как операционное проникновение в него, исследование его стиля и внутренней организации. Основные принципы структурного анализа: выявление основания деления на элементы; изучение не отдельных элементов, а системы их взаимосвязей, рассмотрение целостности, состоящей из элементов; исследование не истории возникновения художественного текста, а его структуры, его функционирования. Семиотический анализ: рассмотрение художественного произведения как знаковой системы. Интерпретация – перевод языка художественных образов на язык логических понятий, формулировка смысла, содержания произведения. Пять направлений герменевтики, в рамках которых происходит толкование текста: натуралистическое, философское, культурологическое, психологическое, аллегорико-символическое.Специфика восприятия и интерпретации картины: уровни и стадии. Многослойность кинотекста. Подходы к анализу и интерпретации содержания фильмов. Арттерапевтический потенциал художественного текста: бибилиотерапия, изотерапия, кинотерапия.

 

Литература

1. Барт Р. Проблема значения в кино. visiology.fata l.ru/texts/barthes

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред.М.Г.Ярошевского.— М.: Педагогика, 1987

3. Гаврилина Л.К. Педагогическая художественная коммуникация: теоретические основы и практическое применение. Монография. Сыктывкар, 2006.

4. Жижек Славой. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» // ModernLib.ru›books/slavoy_ zhizhek /iskusstvo…filme…

5. Копытин А.И. Основы арт-терапии.СПб.,1999

6. Маркова Л.А. О возможностях научного постижения искусства //ВФ.2008.№2.С.125-136

7. Менегетти Антонио. Кино, театр, бессознательное. Том 1. /Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". — М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. — 384 с.

8. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию: Учебное пособие / Н.Т.Оганесян.— М.: "Ось-89", 2002.

9. Руднев В. П. Введение в прагмасемантику Винни-Пуха / goofy.narod.ru›pooh/online/lib/saga.html

10. Тюшина Е.И. Лечение книгой, или Библиотерапия // Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв. ред. О.Е. Блынская. - Кемерово, 2003. - Вып. 3 (41). - С.14-18.

11. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа-М, 2005.624с.

12. Янковский М.И. О средствах психологического воздействия искусства//Вопросы психологии.2002.№6.С.84-92

 

Представление результатов самостоятельной работы:

· Опорные конспекты

· Ментальные карты

· Видеопрезентации

· Тематические тест-опросники

 

Практический блок.

Самостоятельное ознакомление с произведениями литературы и изобразительного искусства, киноискусства, фотоискусства (по одному произведению каждого вида). Выбор произведений – самостоятельный.

Схема отчета в письменном виде

· Общая характеристика произведения

· Анализ(структурный, семиотический) и интерпретация (психологическая, аллегорико-символическая).

Рекомендуемые фильмы:

Бабуся. Реж. Лидия Боброва.2003

Возвращение. Реж. Андрей Звягинцев.2003

Перемирие. Реж. Светлана Проскурина.2010

Серьезный человек. Реж. Итэн Коэн, Джоэл Коэн.2010

Древо жизни. Реж. Терренс Малик.2011

 

 

Вопросы к зачету

1. Творчество: подходы к определению

2. Общие коррелятивные элементы творчества. Смысл творческой активности.

3. Определение искусства.

4. Психологическое измерение искусства

5. Сущность личностного подхода в психологии искусства

6. Психологическая организация личности художника

7. Эмпатические процессы в художественном творчестве и искусстве

8. Этапы художественно-творческого процесса. Роль интуиции в художественном творчестве.

9. Вдохновение и псевдовдохновение.

10. Психоанализ и аналитическая психология о природе художественного творчества.

11. Художественное творчество и патология

12. Роль нравственных переживаний в художественном творчестве.

13. Теории эстетической реакции

14. Концепция Л.С.Выготского о природе эстетического воздействия и развитие его идеи в современной теоретической психологии

15. Социальные функции художественного творчества и искусства

16. Восприятие художественного текста как сотворчество автора и реципиента.

17. Психологическое измерение произведения изобразительного искусства.

18. Психологическое измерение фильма.

19. Арттерапевтический потенциал литературных произвеедний: библиотерапия

20. Артерапевтический потенциал изобразительного искусства и киноискусства: изотерапия и кинотерапия.

 

Форма итогового контроля – трехуровневый зачет

Уровень 1. Экспресс - опрос по теоретической части аудиторных занятий

Уровень 2. Представление результатов самостоятельной работы: выставка тест-опросников, опорных конспектов, ментальных карт, просмотр видеопрезентаций

Уровень 3. Творческое индивидуальное задание: применение теоретических знаний к составлению суждений о биографических фактах, содержании высказываний художников, о художественных текстах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: