Самостоятельная работа студентов (40 часов)
Теоретический блок
Раздел 1. Психология искусства как междисциплинарная область знания.
Классическая эстетика о природе искусства. Антропологический подход к природе искусства. Искусство как социокультурный феномен. Аксиологический аспект искусства. Коммуникативный аспект искусства. Категории «эстетическое» и «художественное».
Различение искусства и неискусства. Психологическое измерение искусства.
Литература
1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Уч. пос. для вузов. – М., 2007.
2. Кривцун О.А. Психология искусства М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000.
Раздел 2.Нравственные основы художественной энергетики.
Применимость энергетических терминов к физической, психической и духовной деятельности. Художественная энергия как разновидность духовной энергии. Ценностное измерение художественного творчества. Источники и стимулы художественной энергии. Психологическое обоснование роли нравственных переживаний в художественном творчестве. Закономерность взаимосвязи между нравственностью художника и его талантом.
Литература
1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Уч. пос. для вузов. – М., 2007.
2. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы худоежственного творчества//Основные современные концепции творчества и одаренности.М.:Молодая гвардия, 1997. С.349-360
3. Шадриков В.Д. Духовность и творчество /Основные современные концепции творчества и одаренности.М.:Молодая гвардия, 1997.С.361-370
Раздел 3. Анализ и интерпретация художественного текста.
Анализ художественного текста как операционное проникновение в него, исследование его стиля и внутренней организации. Основные принципы структурного анализа: выявление основания деления на элементы; изучение не отдельных элементов, а системы их взаимосвязей, рассмотрение целостности, состоящей из элементов; исследование не истории возникновения художественного текста, а его структуры, его функционирования. Семиотический анализ: рассмотрение художественного произведения как знаковой системы. Интерпретация – перевод языка художественных образов на язык логических понятий, формулировка смысла, содержания произведения. Пять направлений герменевтики, в рамках которых происходит толкование текста: натуралистическое, философское, культурологическое, психологическое, аллегорико-символическое.Специфика восприятия и интерпретации картины: уровни и стадии. Многослойность кинотекста. Подходы к анализу и интерпретации содержания фильмов. Арттерапевтический потенциал художественного текста: бибилиотерапия, изотерапия, кинотерапия.
Литература
1. Барт Р. Проблема значения в кино. visiology.fata l.ru/texts/barthes
2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред.М.Г.Ярошевского.— М.: Педагогика, 1987
3. Гаврилина Л.К. Педагогическая художественная коммуникация: теоретические основы и практическое применение. Монография. Сыктывкар, 2006.
4. Жижек Славой. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» // ModernLib.ru›books/slavoy_ zhizhek /iskusstvo…filme…
5. Копытин А.И. Основы арт-терапии.СПб.,1999
6. Маркова Л.А. О возможностях научного постижения искусства //ВФ.2008.№2.С.125-136
7. Менегетти Антонио. Кино, театр, бессознательное. Том 1. /Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". — М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. — 384 с.
8. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию: Учебное пособие / Н.Т.Оганесян.— М.: "Ось-89", 2002.
9. Руднев В. П. Введение в прагмасемантику Винни-Пуха / goofy.narod.ru›pooh/online/lib/saga.html
10. Тюшина Е.И. Лечение книгой, или Библиотерапия // Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв. ред. О.Е. Блынская. - Кемерово, 2003. - Вып. 3 (41). - С.14-18.
11. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа-М, 2005.624с.
12. Янковский М.И. О средствах психологического воздействия искусства//Вопросы психологии.2002.№6.С.84-92
Представление результатов самостоятельной работы:
· Опорные конспекты
· Ментальные карты
· Видеопрезентации
· Тематические тест-опросники
Практический блок.
Самостоятельное ознакомление с произведениями литературы и изобразительного искусства, киноискусства, фотоискусства (по одному произведению каждого вида). Выбор произведений – самостоятельный.
Схема отчета в письменном виде
· Общая характеристика произведения
· Анализ(структурный, семиотический) и интерпретация (психологическая, аллегорико-символическая).
Рекомендуемые фильмы:
Бабуся. Реж. Лидия Боброва.2003
Возвращение. Реж. Андрей Звягинцев.2003
Перемирие. Реж. Светлана Проскурина.2010
Серьезный человек. Реж. Итэн Коэн, Джоэл Коэн.2010
Древо жизни. Реж. Терренс Малик.2011
Вопросы к зачету
1. Творчество: подходы к определению
2. Общие коррелятивные элементы творчества. Смысл творческой активности.
3. Определение искусства.
4. Психологическое измерение искусства
5. Сущность личностного подхода в психологии искусства
6. Психологическая организация личности художника
7. Эмпатические процессы в художественном творчестве и искусстве
8. Этапы художественно-творческого процесса. Роль интуиции в художественном творчестве.
9. Вдохновение и псевдовдохновение.
10. Психоанализ и аналитическая психология о природе художественного творчества.
11. Художественное творчество и патология
12. Роль нравственных переживаний в художественном творчестве.
13. Теории эстетической реакции
14. Концепция Л.С.Выготского о природе эстетического воздействия и развитие его идеи в современной теоретической психологии
15. Социальные функции художественного творчества и искусства
16. Восприятие художественного текста как сотворчество автора и реципиента.
17. Психологическое измерение произведения изобразительного искусства.
18. Психологическое измерение фильма.
19. Арттерапевтический потенциал литературных произвеедний: библиотерапия
20. Артерапевтический потенциал изобразительного искусства и киноискусства: изотерапия и кинотерапия.
Форма итогового контроля – трехуровневый зачет
Уровень 1. Экспресс - опрос по теоретической части аудиторных занятий
Уровень 2. Представление результатов самостоятельной работы: выставка тест-опросников, опорных конспектов, ментальных карт, просмотр видеопрезентаций
Уровень 3. Творческое индивидуальное задание: применение теоретических знаний к составлению суждений о биографических фактах, содержании высказываний художников, о художественных текстах.