ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО.




КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ

(1862 – 1918)

Фортепианное творчество – явление в Западной Европе на рубеже веков (Дебюсси, Равель, Григ, Барток).

В творчестве Дебюсси фортепианная музыка занимает важное место. К ней обращался всю жизнь. Фортепианная музыка отражает наиболее типичные черты творчества Дебюсси.

Дебюсси сделал для фортепианной литературы 20 века, тоже, что и Шопен для 19 века: открыл новые звучания, расширил технические возможности. Фортепиано Дебюсси требовало новых исполнительских принципов.

Дебюсси написал более 80 пьес. Вслед за Шопеном и Листом создал свой неповторимый пианизм.

Одна из первых учителей Дебюсси – ученица Шопена.

В 1915 году создал цикл из 12 этюдов «Памяти Шопена».

Сочинения:

· Фортепианные циклы «24 прелюдии», «Эстампы», «Детский уголок», «Образы», «12 этюдов», «Бергамасская сюита», «Белое и черное», отдельные пьесы.

· Детский балет для фортепиано «Ящик с игрушками».

В Парижской консерватории Дебюсси играл сложные произведения, участвовал в конкурсах. Его называли «маленьким Моцартом». Но Дебюсси получал всегда II премию.

Игра его отличалась легкостью, отсутствием ударного эффекта, разнообразием колорита, камерным стилем. Концертная деятельность Дебюсси продолжалась до 1915г.

Фортепианное творчество, больше чем другие области, подвергалось эволюции. Ранние сочинения во многом традиционны. Новаторство ярко проявляется после сочинения оперы:

- постепенно Дебюсси отказывается от традиционных жанров

- большое внимании уделяется фортепианной миниатюре

- с 1903г – новаторство фортепианного творчества.

 

I период (1880 – 1890):

- совершенство форм

- жанровая конкретность

- по стилю приближается к французским композиторам 19 века (Бизе, Сен-Санс).

- многие произведения пишет в манере старинного клавесинного искусства

Сочинения: «Маленькая сюита», «Бергамасская сюита», фантазия для фортепиано (традиции Листа).

 

II период (1901 – 1913)

Расцвет творчества. «Прелюдии», «Эстампы», «Детский уголок».

 

III период (1914 – 1918).

Совпадает с 1 Мировой войной.

- отходит от импрессионистических картин

- черты рационального конструктивизма

«12 этюдов – для овладения высшими исполнительскими трудностями.

«Белое и черное» для 2 фортепиано – антивоенное произведение, отказывается от мажорно – минорной системы.

 

Образный строй.

- важную роль – пейзаж, с разнообразным и богатым сюжетом. Воплощение пейзажа связано с определенным настроением, ощущением, определенной эмоциональной окраской.

- жанровые сцены

- музыкальные портреты, демонстрирует умение несколькими штрихами создать реальный образ

- сказочно – легендарные образы

- произведения античного искусства, стран Востока

- юмор

Многие произведения программны, но программность условная. Название произведения - символично.

 

Формообразование, структура.

Разнообразная тематика связана с большим своеобразием принципов композиционного строения фортепианных сочинений Дебюсси.

· Из крупных форм отдает предпочтение фортепианной сюите, состоящей из ряда самостоятельных пьес («Детский уголок», «Прелюдии»).

· Часто встречаются отдельные пьесы – миниатюры

· Дебюсси избегает в миниатюрах и сюитах действенного развития образа. Образ раскрывается с разных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющие друг друга. Иногда создается впечатление каледоскопочности. Отсюда склонность к импровизационным жанрам, типа прелюдии.

· Отказ от традиционных форм. Дебюсси сохраняет в большинстве произведений стройность и цельность композиции, избегает расплывчатости формы. В основе произведения четкое деление на разделы с помощью фермат, цезур, остановок движения, смены фактуры. Преобладают 3-х ч.формы, чаще репризные, но с не традиционным соотношением размеров частей.

Важный композиционный принцип Дебюсси – многотемность, чаще двухсферность. Тематический материал распадается на 2 группы, между которыми возникает драматургическая конфликтность.

Для музыки Дебюсси характерно повторность и симметричность. Но с годами постепенно утверждается не завершенность, а ассиметрия. Двухтемность связана с формированием тематического материала, который зависит от того хочет ли Дебюсси передать объективные или субъективные закономерности. Часто эти сферы символичны («Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна»).

Закономерность формы:

- лаконизм

- усиливается драматическая действенность

- часто используется вариационно – строфические формообразования.

 

Жанровость.

Опирается на традиционные жанры – песни, танцы, марши, формы народной музыки.

Трактовка жанровых элементов имеет импрессионистический характер без прямого воплощения жанра.

Иногда жанровая конкретность усиливается с применением кратких музыкальных цитат французских песен («Фейерверк» - французская Марсельеза, «Танец Пиквика» - фразы из английского гимна).

Фортепианный стиль.

Дебюсси создает свой фортепианный стиль.

 

Мелодика.

В произведениях ослабляется мелодическое начало – мелодия скрывается в гармоническом фоне.

Дебюсси часть не использует устоявшиеся традициями мелодические обороты, интонации для выражения душевного состояния.

Фольклорные мелодии воспринимаются как колористический элемент.

Мелодический тематизм предстает в сжатом, лаконичном виде. Может охватывать лишь несколько тактов без развития мелодической линии.

Мелодический тематизм связан с достижениями прошлого и восходит к тематизчу Баха. Умение концентрировать мелодическую выразительность – традиции Вагнера и классиков.

Красочное, сонороное значение тематизма и гармонии связано с фольклорными традициями.

 

Гармония.

Основана на сопоставлении далеких тональностей, неразрешенных созвучий.

Дебюсси отказывается от мажоро – минорной системы. Гармонические приемы связаны с эмоциональным строем музыки. Используются различные средневековые, целотоновые лады, пентатоника.

Гаромния ум. VII7 используется редко, в основном в драматических моментах. Используется параллельное движение секстаккордами и квартсекстаккордами. Он отказывается от фундаментальной роди тонального центра, создается ощущение политональности («Ворота Альгамбры»).

Гармонический язык можно назвать традиционным, так как в его основе аккордика терцовой структуры. Дебюсси стремится соединить гармония и фактуру.

 

Ритм.

Часто используется лейтритм. Используются танцевальные ритмы, характерные для танцевальных жанров.

 

Фактура.

· Характерно смена фактуры

· Используется сочетание крайних регистров, без заполнения средним регистром – впечатление объемности («Затонувший собор»).

· 3-х строчная запись связана с ощущением большого пространства, многотембровости.

· Остинатные приемы фортепианного изложения: важную роль играет выдержанный бас

· Продолжительные органные пункты («Паруса»).

· Прием постепенного расширения звукового пространства («паруса», «Прерванная серенада»).

· Для Дебюсси характерно особое восприятия клавиатуры, связанное с движением руки. Часто расположение аккордов и их последовательность подсказывается движением руки. Часто это имеет изобразительное значение («Паруса»).

В некоторых произведениях встречается клавишная симметрия, с использованием целотоновой гаммы, ув.53 («Паруса», «Шаги на снегу»).

· Используется прием сочетания белой и черной клавиши («Туманы», «Ворота Альгамбры»)

Дебюсси широко использует контрастную полифонию.

Гармоническое звучание может создать ощущение незавершенности, но графическое движение руки создает впечатление конца.

Можно выделить 2 полюса фортепианной техники:

1. Многослойная фактура

2. Предельно простая, двухголосная фортепианная техника.

Сочинения отличаются сложной педальной техникой, с использованием полупедали. Часто используются задержания отдельных звуков или аккордов на большой протяженности. Дебюсси с помощью педали достигает звуковых эффектов. Педаль – часть звукового образа. Он не всегда точно записывает педаль.

 

Динамика.

Требует тонких и разнообразных нюансов. Тонкая градация динамики создает колористический эффект.

 

Авторские указания:

· На французском языке

· Раскрывается образное значение исполнения («нервозно с юмором», «вспылчиво»)

· Связано с определенной красочной задачей

· Связано со стремлением расширить и обогатить тембровые возможности фортепиано

· Связано с особенным мышлением

В поздних сочинениях Дебюсси использует итальянское обозначение. В ремарках важно точное расположение.

 

Влияние на творчество Дебюсси.

1. Французских клавесинистов 17 века – Куперен, Рамо

· Перенял ощущение клавесинности

· Связь мелодии и движения руки

· Совершенная исполнительских технические и выразительные возможности

· Строгая продуманность в использование технических средств

· Импровизационная свобода изложения

· Непрерывность в развитии материала

· Использование детального темпа и характера исполнения

· Отсутствие украшений

2. Связь с романтизмом (Шопен, Лист, Вагнер)

· В отличие от Листа для Дебюсси характерны риторика и преувеличенность

· Шопен: особое звукоизвлечение, особенность аппликатуры.

3. Восточное искусство:

Дебюсси один из первых отразил тему Востока в современном понимании. Интуитивно Дебюсси уловил самые важные моменты восточного искусства, его духовное содержание и эстетику (посещение всемирных выставок, прочтение литературы).

Дебюсси были близки эстетика и музыкальная структура восточной музыки:

- изысканность, ясность

- элемент чудесного

- внутренние элементы

Музыкально – выразительные средства – пентатоника.

4. Воздействие современной музыки и джаза. Дебюсси был знаком с регтаймом, кэк – уоком (Джоплин). Черты:

- частое употребление септаккордов с разрешением в другие тональности

- пентатоника

- своеобразный ритм и фактура

- функциональность гармонии.

 

Значение творчества Дебюсси

1. Фортепианная музыка Дебюсси открыла новые пути фортепианной техники и выразительности

2. Дебюсси обогатил фортепианную технику эффектными приемами звукоизвлечения

Влияние пианизма Дебюсси на дальнейшее развитие:

I при жизни Дебюсси до 1915г.

II между 1 и 2 Мировой войной.

· Использование эффекта звукового резонирования и особое клавиатурное мышление нашло отражение в творчестве Стравинского

· Использование гармонически преувеличенных и беззвучных задержаний клавиш – в творчестве Бартока, и Шенберга

· Особая ритмическая ясность, техника акцентирования, интерес к Востоку – в творчестве Мессиана.

· Италия – Пуччини,

· Англия – Скотт

· Венгрия – Кодай

· Финляндия – Сибелиус

· Польша – Шимановский

· Россия – Прокофьев, Мясковский, Шостакович.

 

 

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРЕЛЮДИИ.

Цикл «24 прелюдии» создан в последний период творчества.

Существует 2 тетради

1 – 1910

2 – 1913.

Это своеобразный итог развития жанра прелюдии в западно – европейской музыки.

Одновременно с Дебюсси цикл прелюдий создавал Хиндемит.

В 20 веке – продолжение развития в творчестве русских музыкантов – Рахманинов, Скрябин, Шостакович, Кабалевский.

 

Значение:

- своеобразный итог творчества

- своеобразная энциклопедия

- выражает импрессионистический стиль Дебюсси.

Дебюсси сохраняет важнейшие особенности жанра:

- лаконизм

- крактость

- афористичность

- прелюдия воплощает один образ (впечатление)

- контрастное чередование пьес

- импровизационная манера изложения

- миниатюра

 

Отличие от цикла прелюдий Шопена и Баха:

- нет определенной тональной последовательности

- нет конкретных жанровых связей

- каждая пьеса имеет программное название. Но название дано в конце каждой пьесы в скобках и после многоточия. Название связано не только с пейзажем, картинами быта, литературными источниками, а с символическим смыслом («Шаги на снегу», «Ароматы в вечернем воздухе веют», «Терасса, освещенная лунным светом»).

· Есть сказочно – легендарная тематика («Затонувший собор», «Феи – прелестные танцовщицы»).

· Жанрово – бытовые картины («Прерванная серенада»)

· Пейзаж («Ветер на равнине»)

· Впечатление от произведений искусства («Дельфийские танцовщицы»).

· Музыкальные портреты («Девушка с волосами цвета льна»)

· Юмор и гротеск («Генерал Лявин – эксцентрик»)

· Символизм («Мертвые листья»)

 

Программность: Дебюсси воспроизводит особые ощущения и впечатления. Использует программность, основанное на сочетании различных видов искусств (связь с романтизмом).

 

Жанры: использует жанровые элементы и формы, бытовые жанры разных эпох и национальностей (испанскую, итальянскую, французскую, кэк – уок).

 

Строение: пьеса – замкнутая по форме и структуре. Большинство прелюдий написано в 3-х ч.форме, встречаются 2-х ч.формы.

- свобода переходов от разделов к разделам

- детализированная запись нотного текста (агогика): фразировка, исполнительские штрихи, педаль, авторское пояснения. Впервые Дебюсси пояснения пишет на французском языке, используется

3-х строчная запись.

 

I ТЕТРАДЬ

№ 1 «Дельфийский танцовщицы»: B – dur, простая 3-х ч.форма.

Название связано с впечатлением от посещения Лувра, где Дебюсси увидел изображение греческого храма (античного барельефа). Там были изображены фрагментами греческие женские фигуры, застывшие в танце.

Используется жанр медленного старинного танца.

Основная тема: ощущение медленного, застывшего движения, аккордовая фактура. В средней части темы – основная мелодическая линия с изящным хроматическим движением с постепенным увеличением диатоники. В фактуре 3 линии: аккорд, бас, мелодия.

В строении Дебюсси избегает квадратности, использует переменный метр, в гармонии – обилие отклонений.

Средний раздел (11 такт): активное фактурное движение, увеличение динамики, нарастание кульминации. Активное развитие неожиданно прерывается, не приводя к кульминации и опять застывает, прерываясь аккордами, ферматами, рр.

Реприза: изменена. Новое аккордовое сопровождение, новый ритм, гармонизация (ув.53), красочные гармонии.

В конце долгие аккорды – состояние застылости.

 

№ 2 «Паруса». B – dur – целотоновый, приближается к 3-х ч.ф.

Картина парящих над водой парусов.

Основная тема: короткий мотив, основанный на б.3 – целотоновый лад. Преобладает ув.53, септаккорды, нонаккорды – ощущение переливания красок, вариантно – вариационное развитие.

Средний раздел: развивающий, изменения в фактуре – глиссандо, пассажи, элементы пентатоники.

Реприза: краткая.

 

№ 3 «Ветер на равнине». es – moll, 3-х ч. форма с развивающей серединой.

Впечатление от порывов ветра.

Основная тема: изящное фигурационное движение - струящейся воздух. Мелодическая линия основана на сочетании тонов и полутонов – звуковой свист ветра.

Средний раздел: новый тематический элемент – аккорды-удары.

Реприза: основная тема сокращена.

Кода: ощущение краски. 4 мажорных трезвучия с одним общим звуком.

 

№ 4 «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют». A – dur, 3-х ч.форма.

Лирический, пленэрный пейзаж. В основе жанр меланхолического вальса, медленный темп, чувственный интонации, размер 5/4, Используются красочные гармонии.

Средний раздел: развивающий

Реприз а: краткая.

Кода: (4 такта): ощущение большого пространства (эхо).

 

№ 5 «Холмы Анакапри». H – dur, сложная 3-х ч.ф.

Под впечатлением итальянского пейзажа – светлый, радостный. Жанрово – бытовое.

Вступление: 2 элемента: 1. Напоминает переборы струнных, пентатоника – создает впечатление объема, пространства, высокий регистр. Ремарка Дебюсси «исполнять вибрируя».

2. танцевальные элементы из основной темы.

Основная тема: в основе 2 темы

1 тема: жанр тарантеллы, пентатоника, четкая структура, национальный колорит, быстрый темп, изящные фигурации в сопровождении.

2 тема: «в духе народной песни», итальянская песня, грубоватая, шутливая, низкий регистр, широкие интонации, неожиданные акценты.

Средний раздел: новая тема, чувственная, томная, в ритме медленного вальса, напоминает серенаду, плавная мелодия, красочные гармонии, альтерации, полиритмия.

Реприза: внезапность, яркая смена, тарантелла, гармония VI7, 2 тема проходит на ff, кульминация всей песни, в многоголосной фактуре «восторженно, ликующе». К концу увеличивается темп. В заключении два неожиданных пассажа – «ослепительная вспышка света».

 

№ 6 «Шаги на снегу». d – moll, 3-х ч.форма.

Пейзажная картина, с философско – символически смыслом. Впечатление зимней природы, одиночества, печали.

В основе остинатная фактурно – ритмическая фигура, которая сохраняется на протяжении всей пьесы – пустота, одиночество. Эта фигура служит звуковым фоном, представляющего грустный, обледенелый пейзаж.

Основная тема: одноголосная, печальная, нежные интонации, альтерированная S, тема проходит на фоне квинты – пустота.

Средний раздел: квинта превращается в тритон (напряжение).

Реприза: создается впечатление замирающих, удаляющихся шагов.

 

№ 7 «Что видел западный ветер»

№ 8 «Девушка с волосами цвета льна». Ges – dur, 3-х ч.форма.

Жанр – музыкальный портрет. Развиваются традиции Куперена, французских клавесинистов. Дебюсси развивает традиции Шумана («Карнавал»). Дебюсси изображает черты натуры и внешности человека. Создается впечатление рисунка, эскиза, сделанного по воспоминаниям. Музыкально – выразительные средства приближаются к художественной акварели.

Основная тема: спокойная, светлая, мелодия – по звукам септаккорда, пентатоника, симметрия. Мечтательная, светлая, напоминает пастушечьи мелодии, параллельное движение аккордов.

Средний раздел: развивающий, увеличивается диапазон.

Реприза: сокращена, одно проведение темы. В последних тактах – удаление образа.

 

№ 9 «Прерванная серенада». b – moll, Форма – вст. ababcbc ba

Жанровая сцена, программное содержание, картинная народного быта. Используются элементы народной музыки (интонации, ритм). Эта серенада, которая не получает развития.

Вступление: «как гитара» Воспроизводится игра на одной струне, используются гитарные приемы, украшения, ч.5

1 тема: дважды появляется, в ритме быстрой сегидильи, в гитарном изложении

2 тема: дважды прерывается другой темой, напоминает лирическую тему, не имеет завершения. Сопровождается красочной гармонией.

Средний раздел: 3 тема – маршеобразный ритм, используется танец коблас

1 тема используется контраст динамики

Реприза: появляется лирическая тема, более протяженная. В конце появляется 1 тема, ощущение удаления. В последних тактах – «уходя».

 

№ 10 «Затонувший собор» e – moll, 3-х ч.форма.

Под впечатлением старинной средневековой легенды о городе Ис, который был поглощен морем. Дебюсси привлекает живописный и эпический сюжет.

Эпические черты: спокойное развитие, образный контраст, особенности старинной музыки (хорал).

I часть: 2 темы

1 тема: воспроизводит морскую бездну, тишину, таинственность, последовательность параллельных аккордов 4-5 строения – ощущения пустоты. Крайние регистры – ощущение бездны. Ремарка «тихо, в густом тумане».

2 тема: высокий регистр, старинное песнопение в дорийском ладу (сочетание до мажора и до-диез мажора).

II часть. «рассеивание тумана», возрастает темп, увеличивается динамика, появляются фигурации.

3 тема: кульминация,C – dur, торжественно, величественно, напоминает хорал, параллельное движение аккордов, органный пункт – звучание колокола. Этот образ постепенно растворяется.

Центральный раздел: развивается 2 тема в Cis – dur, задумчивая, печальная, низкий регистр, строгое звучание, нарастание звучности, смена регистров, жесткое звучание – кульминация, затем спад динамики, красочное последовательность септаккордов.

Реприза: сокращена, 3 тема звучит на фоне фигураций в низком регистре – глубокая бездна.

Кода: 1 тема.

 

№ 11 «Танец Пека».

№ 12 «Менестрели» G – dur, 3-х ч.форма.

Жанровая сцена и музыкальный портрет. Изображаются актеры негритянского эстрадного театра. Это юморно – гротескная пьеса. Используются жанровые черты кэк – уока.

«нервозно, с юмором».

Нет завершенного мелодического образа, отдельные мелодические фразы появляются и исчезают – калейдоскоп музыкальных фраз. Используются ритмы джаза. Выразительное значение ув.53, параллельные аккорды, смена темпа, рубато. Много прерванных каденций. Музыкальный материл воспроизводит особенности разных эстрадных инструментов: барабаны, банджо (американская домра).

 

II ТЕТРАДЬ

 

№ 1 «Туманы»

№ 2 «Мертвые листья»

№ 3 «Ворота Альгамбры» Des – dur, 3-х ч. форма

Альгамбра – мавританский город – дворец. Жанровая сценка, связанная и с испанским фольклором. На протяжении пьесы звучит жанр хабанеры. Получает развитие один образ, но с различными смысловыми оттенками – чувственная, томная, страстная, порывистая, ироничная. Обилие украшений, сложный ритм.

Импрессионистические черты:

- обилие контрастов,

- используется политональность (в сопровождении Des – dur, а в мелодии a – moll).

 

№ 4 «Феи – прелестные танцовщицы».

№ 5 «Фейрверки»

№ 6 «Генерал Левайн – эксцентрик» F – dur, 3-х ч.форма

В жанре кэк – уока, выходит за пределы танцевальной музыки. Герой – клоун, который оделся в одежду генерала. Богатая выразительная мимика, «в стиле и темпе кэк – уока». Используются параллельные созвучия, острые акценты, синкопы, резкое звукоизвлечение, отсутствие мелодической линии.

 

№ 7 «Терасса, освещенная лунным светом»

№ 8 «Ундина»

№ 9 «В знак уважения Пиквику»

№ 10 «Канопа»

№ 11 «Чередующиеся терции».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: