Методические рекомендации по выполнению курсовой работы




 

Требования, предъявляемые к курсовым работам.

 

Курсовая работа студента должна:

· давать представление о том, насколько студент овладел методами научного анализа сложных государственно-правовых явлений;

· показать умение студента делать теоретические обобщения и практические выводы по избранной теме;

· содержать обоснованные предложения и рекомендации, собственную авторскую позицию по совершенствованию правового регулирования тех или иных общественных отношений;

· отличаться логичностью, аргументированностью содержания, достоверностью приводимых фактов; проблемным, творческим подходом, научной объективностью;

· быть оформленной в соответствие с предъявляемыми требованиями и представленной на проверку в надлежащие сроки.

 

Порядок подготовки курсовой работы.

Курсовая работа представляет собой аргументированное, самостоятельное и творческое изложение основных вопросов темы, которая выбирается студентом из предложенного кафедрой перечня, имеющегося в настоящих материалах.

Выполнение курсовой работы требует от студента четкости, внимания и строгой организации научного поиска.

Определившись с темой, следует «начитывать» материал, ориентируясь при этом не только на предложенный список литературы, но и активно проводя ее самостоятельный поиск. Особо приветствуется использование нормативно-правовых актов и материалов юридической практики, подкрепляющих теоретические положения рассматриваемой темы. Следует иметь в виду, что чем больше будет проработано литературных и иных источников - монографий, учебников, научных статей, различного рода вспомогательной и справочной литературы, правовых актов - тем содержательнее будет выполняемая работа.

После того, как у студента сложилось определенное представление о проблеме, следует составить план курсовой работы и дальнейший поиск материалов вести, руководствуясь пунктами плана.

Следующий этап работы - аналитический. В ходе него следует тщательно обдумать проблему, взвесить имеющиеся в научной литературе точки зрения по рассматриваемому вопросу, сопоставить их с фактами реальной действительности, с практикой, положениями нормативно-правовых актов и т.п.

Когда сложилась концепция работы, можно приступать к ее написанию. При этом необходимо строго соблюдать вес требования по ее оформлению.

Работа может быть не засчитана, если нарушены правила цитирования, использованы устаревшие нормативно-правовые акты, в рукописных работах неразборчивый почерк, большое количество грамматических ошибок, текст не содержит постраничной нумерации и в нем не выделены отдельные разделы и абзацы, отсутствует план работы, вводная и заключительная части, список литературы.

Общий объем курсовой работы должен составлять не более 20-25 страниц машинописного текста (шрифт 14, интервал 1,5; отступ слева - 3 см., справа - 1,5 см., снизу и сверху - 2 см.).

Выполненная студентом курсовая работа сдается на кафедру для рецензирования.

Сроки представления работы, по согласованию с кафедрой, объявляются методистом курса.

 

Типичные недостатки курсовых работ.

· отсутствие системности изложения материала, явно недостаточное раскрытие отдельных вопросов плана;

· отсутствие в курсовой работе подходов, характерных для рассмотрения теоретической проблемы (нет анализа, сопоставления различных точек зрения, нет участия в научной дискуссии, ведущейся в специальной литературе);

· отсутствие практических проблем (нет связи рассматриваемого вопроса с жизненными реалиями, практикой деятельности тех или иных органов, субъектов права);

· нелогичность, несбалансированность работы, параллелизм и дублирование, неясность изложения, отсутствие глубины исследования проблемы (если в качестве источников используется только учебная литература);

· отсутствие авторской позиции, собственной точки зрения на проблему и ее решение;

· откровенный плагиат, излишняя компилятивность работы либо представление заведомо чужой работы. Обращаем внимание, что ситуация «скачивания» работы из сети интернет легко проверяется посредством программы www.antiplagiat.ru;

· оперирование нормами уже отмененных (не действующих) нормативно-правовых актов (если в работе не затрагиваются историко-правовые аспекты);

· недостатки оформления работы (в том числе, недолжное форматирование текста, неправильное оформление сносок или их отсутствие, списка используемых литературных источников и т.п.).

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки и подготовки к итоговому мероприятию

 

1. Предмет теории государства и права.

2. Методы теории государства и права.

3. Общие закономерности возникновения государства и права.

4. Основные теории происхождения государства.

5. Основные теории происхождения нрава.

6. Государство: понятие и признаки.

7. Основные теории происхождения государства.

8. Особенности происхождения государства у различных народов мира.

9. Современные подходы к понятию и сущности государства.

10. Политическая система: понятие, элементы, основные черты и виды.

11. Государство в политической системе общества.

12. Типология государств: виды и их краткая характеристика.

13. Цивилизационный и формационный подходы к типологии государств.

14. Соотношение права и государства.

15. Государственная власть: ее признаки и формы осуществления.

16. Функции государства: понятие и классификация.

17. Механизм (аппарат) государства: понятие и признаки.

18. Государственные органы, государственные учреждения и организации.

19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

20. Форма государства: понятие и элементы.

21. Форма правления: понятие и краткая характеристика видов.

22. Форма государственного устройства: понятие и виды.

23. Государственный (политический) режим: понятие и виды.

24. Правовое государство: понятие и основные принципы.

25. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

26. Государство и гражданское общество.

27. Понятие и признаки права.

28. Современные подходы к правопониманию.

29. Объективное и субъективное право.

30. Публичное и частное право.

31. Принципы права, их классификация.

32. Право в системе социальных норм.

33. Соотношение права и морали.

34. Социальная роль права и его функции.

35. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.

36.Формы (источники) права: понятие, виды.

37. Нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.

38. Закон в системе нормативно-правовых актов.

39. Соотношение права и закона.

40. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

41. Правотворчество: понятие и виды.

42. Законотворчество (законодательный процесс): понятие, основные черты, стадии.

43. Юридическая техника: понятие, значение для правотворчества.

44. Нормы права: понятие и признаки.

45. Виды норм права.

46. Структура юридической нормы.

47. Способы ее изложения правовой нормы в нормативно-правовых актах.

48. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

49. Система права: понятие и элементы.

50. Соотношение системы права и системы законодательства.

51. Правоотношение: понятие, признаки и структура.

52. Содержание правоотношения.

53. Виды правовых отношений.

54. Понятие и виды субъектов права.

55. Правосубъектность.

56. Правовой статус личности и его элементы.

57. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.

58. Юридические факты: понятие и виды.

59. Презумпции в праве. Фикции в праве.

60. Реализация норм права и ее виды.

61. Применение норм права: понятие, признаки.

62. Стадии правоприменительной деятельности.

63. Акты применения норм права: понятие, виды, структура.

64. Толкование норм права: понятие, виды.

65. Пробелы в праве и способы их восполнения: аналогия права, знал закона.

66. Юридические коллизии и пути их преодоления.

67. Правомерное поведение и его виды.

68. Правонарушение: понятие и признаки.

69. Юридический состав правонарушения.

70. Виды правонарушений.

71. Юридическая ответственность: понятие и признаки.

72. Виды юридической ответственности.

73. Принципы юридической ответственности.

74. Основания освобождения от юридической ответственности и обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

75. Законность: понятие, основные принципы, гарантии.

76. Законность, правопорядок, общественный порядок, дисциплина: понятие и соотношение.

77. Правосознание: понятие, структура, виды.

78. Правовая культура: понятие, структура, уровни (виды).

79. Основные правовые системы современности: понятие, виды, краткая характеристика.

80. Развитие идеи правового государства и его принципы.

81. «Поколения» прав человека и гражданина: понятие и эволюция.

82. Международная защита прав человека.

83. Проблемы становления правовой государственности в Российской Федерации.

84. Гражданское общество: понятие и структура.

85. Воздействие права на отношения государства и экономики.

 

 


Приложения

 

Приложение № 1

Оформление титульного листа

 

Московская финансово-промышленная академия

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория государства и права»

на тему:

 

Работу выполнил(а):

Студент(ка) группы

Научный руководитель:

 

Москва, год написания

 

 

Приложение № 2

Второй лист курсовой работы

 

План

 

Введение......................................................................................................

Глава I. ___________.........................................

1.1. __________

1.2._________....................................................................

Глава II ____________..................................................

2.1._______________...................................................

2.2._________________________......................................................

2.3._____________________________............................................................................

Заключение...........................................................................

Нормативно-правовые акты……………………………………….

Список использованной литературы...............................................

 

Приложение № 3

Оформление списка используемых источников

 

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Принят…. (в редакции от ……). М., 2009.

2. Конституция РФ. Принята …. М., 2006.

 

Научная литература:

1. Кропачев Н. М. Прохоров В. С. О понятии правовых отношений // Правоведение. 1004. №3.

2. Протасов В. Н. Категория «объект правоотношения»: системный и деятельные подходы // Государство и право. 2006. № 2.

3. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1999.

 

Учебная и иная литература:

1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. М., 2003.

2. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. Учебник. М., 2004.

 

«Подпись автора»

«Дата завершения работы»

 

 

Краткий словарь юридических терминов

Абсолютные права человека — это такие права индивидума, ко­торые не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах.

Абстрактное право (Г.Ф. Гегель) — совокупность основопола­гающих принципов правосознания и правотворчества, предшествующих позитивному праву, определяющих его формирование, функционирование и наиболее значимые содержательные аспекты; это начальная форма бытия права, базирующаяся на принципе: «Будь личностью и уважай других как личностей»; наиболее явно она реализуется в праве собственности, в договорных отношениях и др.

Автократия (деспотия) — это одна из разновидностей древней формы правления, характеризующаяся неограниченным, бесконтрольным правлением одного лица.

Авторитарный политический режим — это существенное ограниче­ние политических прав и свобод граждан, осуществление государствен­ной власти в противоречии с демократическими нормами и института­ми, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мне­ния большинства.

Административный процесс — деятельность государственных ор­ганов по рассмотрению споров, возникающих при разрешении ин­дивидуальных административных дел, а также по применению мер административного принуждения.

Апартеид — это крайняя форма расовой дискриминации и сег­регации, при которой целые группы населения страны оказываются в зависимости от расовой принадлежности в заведомо неравном положении по сравнению с другими группами населения, при этом ограничиваются их права и свободы, представители дискримини­руемых групп нередко помешаются в резервации.

Аристократическая республика — это форма правления, сущест­вовавшая в древние и средние века, при которой государственная власть находилась в руках меньшинства (обычно знати), привиле­гии которого передавались по наследству (например, Спарта).

Ассоциированное государство (свободно присоединившееся государство) — это особая форма межгосударственных отношений, вы­ражающаяся в том, что одно государство добровольно передает другому государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обороне, внешнеполитическим связям, организации денежного обращения).

Безопасность общества — это состояние защищенности основ­ных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправ­ных посягательств. (Безопасность общества складывается из: соци­альной справедливости, прав граждан и общества в целом во взаи­моотношениях с государством, режима законности, экономического благополучия граждан, демократического плюрализма, гласности и открытости общества и т.п.)

Верховенство государственной власти — это способность и воз­можность определять весь строй правовых отношений в государст­ве, устанавливать общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан;

Внутригосударственные договоры — нормативно-правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между различными субъектами РФ по вопро­сам, представляющим для сторон взаимный интерес.

Германская форма возникновения государства – государство возникает как результат завоевания варварами обширных территорий, для удержания и усмирения которых им поневоле пришлось создать особый аппарат управления и подавления покоренных народов.

Государственная власть — это разновидность социальной власти, имеющая политический и волевой характер, которая основывается на принуждении и проявляется в возможности и способности госу­дарства оказывать через государственные органы и должностных лиц правовое воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей и их объединений в целях осуществления созидательных задач.

Государственное принуждение — это осуществляемое органи­зованно, персонифицировано и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспе­чивающее при помощи государственного аппарата безусловное ут­верждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.

Государственное управление — это вид государственной деятель­ности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Государственный герб — это официальный отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства, которая изобра­жается на флагах, денежных знаках, бланках и печатях государст­венных органов и некоторых официальных документах.

Государственный гимн — это торжественная песня программного характера, являющаяся одним из символов государства: поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев.

Государство – организация публичной политической власти на определенной территории у определенного народа.

Девиз государства — во многих государствах это один из основных символов государства и его суверенитета, представляющий собой краткое изречение, которое выражает обычно наивысшие цен­ности государства и общества, его идеологические основы (напри­мер, «Единство, закон и свобода», «Бог и право личности» и т.п.).

Деловая этика (этика деловых отношений) — это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности.

Деспотия — это форма правления в древневосточных странах, для которой характерны концентрация всей власти в руках монарха, наличие развитого бюрократического государственного аппарата, сочетание начал авторитарного и демократического политических режимов, чет­кое деление территории на административно-территориальные едини­цы, низшей из которых являлась сельская община.

Динамизм права — это объективное свойство права, характери­зующее его способность изменяться в содержательном отношении в связи с развитием общественных отношений, способность его адек­ватно реагировать на появление новых, изменение или прекраще­ние прежних общественных отношений в различных сферах обще­ственной жизни.

Доктринальные источники права — в Великобритании и некоторых других странах это мнения наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом.

Единство государственной власти — это наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности государственную власть.

Задача государства — это объективно возникшая перед государством и требующая оперативного решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства, закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.

Законодательная власть — это совокупность полномочий по из­данию законов, а также система государственных органов, осущест­вляющих эти полномочия.

Защита государством прав и свобод человека и гражданина — деятельность государства по созданию механизма отстаивания прав и свобод человека и гражданина от чьих-либо посягательств, обеспечение их соблюдения всеми субъектами.

Иджма — важнейший источник мусульманского права, выра­жающийся в виде общих предписаний (толкований) авторитетных исламских ученых- правоведов по важнейшим вопросам реализации и понимания норм ислама.

Империя — это сложное многонациональное государство монархической формы правления, созда­ваемое, как правило, путем захвата и насильственного удерживания в своем составе суверенных соседских государств.

Исполнительная власть — это непосредственно обеспечивающая применение норм права публичная власть, на которую возлагается функция исполнения принимаемых законодательной властью (пар­ламентом) законов.

Каноническое (церковное) право — это совокупность норм, со­держащихся в церковных канонах, то есть в правилах, установлен­ных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных уч­реждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также к жизни верующих.

Кияс — один из источников мусульманского права, выражаю­щийся в виде решений по аналогии с общими идеями ислама.

Культурные права и свободы — это возможности человека поль­зоваться духовными, культурными благами и достижениями, при­нимать участие в их создании в соответствии со своими склон­ностями и способностями (право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые др.).

Легальность — это свойство всего, что согласуется с положе­ниями закона, хотя может противоречить закону моральному.

Легальность государственной власти — это юридическое обосно­вание власти; это соответствие действий государственной власти существующему законодательству.

Легитимность государственной власти — это принятие власти со стороны подчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть соответствует общим представлением людей о справедливой политико-правовой системе.

Либеральная демократия — это система демократии, основанная на многопартийной системе в сочетании с рыночной системой в сфере экономического производства.

Личные права и свободы — это возможности человека, ограж­дающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существо­вание; своеобразие и автономию личности (право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жили­ща, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.).

Международные договоры — нормативно-правовые акты, регули­рующие отношения Российской Федерации с иными государствами или международными организациями.

Механизм функционирования государственной власти — это вся со­вокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечиваю­щих действие составных частей государства в их взаимозависимости.

Министерство Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации деятельность этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осу­ществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Непосредственная (прямая) демократия — это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения (референдум, плебисцит).

Нормативная регламентация социального регулирования — это ре­гулирование общественных отношений путем установления норм – общих правил поведения.

Нормативность права — это сущностное ведущее свойство пра­ва, которое выражает в концентрированном виде всеобщность, обя­зательность-непрерывность (вплоть до отмены в установленном процедурно-процессуальном порядке) и территориальную общность действия правовых установлений и предписаний.

Обряд — это правило поведения, заключающееся в символиче­ских действиях, глубоко проникающих в психику конкретного че­ловека и преследующих идеологические (воспитательные) цели.

Общественная организации (объединение) — это негосударственное, добровольное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое на основе действующего законодательства в соответствии с их потребностями и интересами для достижения уставных задач.

Общественно-политическое движение — это добровольная организация граждан, создаваемая для достижения кон­кретных целей через влияние на государственную власть в лице правительства.

Общественный фонд — это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущест­ва на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Обычай делового оборота — это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Ограничение прав и свобод человека — это обусловленное объек­тивно-субъективными факторами, главным образом, политико-правового свойства, преследующее определенные цели, осуществ­ляемое как правовыми, так и не правовыми средствами и способа­ми, количественное и/или качественное умаление субъектами вла­сти прав и свобод человека.

Олигархия (власть немногих) — это форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее знатных и богатых или экономически могущественных.

Оперативное управление (оперативное планирование, оператив­ный учет и оперативный контроль) — это управление текущими делами; это совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства.

Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; это представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляет­ся местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражда­нина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (либо в силу гражданства), которые защищаются госу­дарством и составляют ядро правового статуса личности.

Полиархия — это множественность, рассредоточенность власти; это реально существующие режимы, которые в значительной степени соответствуют демократическому идеалу.

Политическая власть — это способность и возможность государст­ва и других субъектов политической жизни оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью права.

Политическая партия — это зарегистрированное в соответст­вующем порядке объединение граждан, которые солидарно участ­вуют в избирательной борьбе за государственную власть для реали­зации программных целей.

Политическая система общества – представленные в едином целостном комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, соци­альными группами по поводу завоевания, удержания и использова­ния государственной власти.

Политические отношения — это общественные отношения, свя­занные с завоеванием, осуществлением и удержанием политической власти.

Политические права и свободы личности — это возможности че­ловека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом (право на объедине­ние; свобода митингов, шествий, демонстраций, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного само­управления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др.).

Потестарная власть (от лат. potestas— власть, мощь) – это форма социальной власти в догосударственном обществе, особенностью которой являлось осуществление ее всеми членами рода без созда­ния и участия специальных органов, занятых управлением на по­стоянной профессиональной основе, заключающаяся а наделении властными функциями избираемых народным собранием вождей, власть которых основывалась только на их личных качествах и дос­тоинствах, авторитете, силе, уме и опыте (примером потестарной власти может служить режим военной демократии.)

Право – система общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и санкционированных государством (позитивное право), либо вытекающих из самой природы человеческого разума (естественное право).

Правоохранительные органы — это учреждения (или должностные лица), которые согласно закону обязаны защищать права и законные интересы участников общественных отношений, общества и государства в целом и обеспечивать законность и правопорядок.

Правосудие — это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан.

Представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые при­нимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют – всего народа, населения, проживающего на той или иной террито­рии.

Преемственность в праве — это заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему пра­вовых систем.

Признание государством прав и свобод человека и гражданина — это подтверждение государством того, что права и свободы челове­ка и гражданина имеют естественный характер и осуществляются человеком независимо от воли государства.

Протекторат как форма объединения государств — это объе­динение посредством особого международного договора, по которому одно государство обязывается покровительствовать другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать эко­номическую и иную помощь.

Расизм — это совокупность концепций, суть которых сводится к идее физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделении их на высшие и низшие, отстаивании права первых главенствовать над последними; компонент идеологии фашизма; в практическом воплощении — грубейшее нарушение прав человека.

Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

Римская форма возникновения государства – это концепция воз­никновения государства, основывающаяся на превращении родово­го общества в замкнутую аристократию, изолированную от много­численной и бесправной плебейской массы, победа которой, в кон­це концов, уничтожает родоплеменной строй, на развалинах кото­рого возникает государство.

Ритуал — это правило поведения, в котором внешняя форма исполнения определенных действий способствует общему настрою на совершение совместной деятельности.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда — это разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судами гражданских, уголовных и других дел, имеющие обязательный характер для органов и должностных лиц, применяющих уголовный, уголовно-процессуальный и иные законы.

Священные книги — различные письменные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходя­щие от Бога и признаваемые государством и обществом в качестве общеобязательных (сейчас — в мусульманском и иудейском праве).

Системность права — это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридическо­го образования.

Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина — это точное следование государства, всех его органов существую­щим, им признанным правам и свободам.

Советская республика — это особая историческая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся единой системой органов власти, которым были подконтрольны и подот­четны все государственные органы — советами, действовавшими на непрофессиональной основе; отсутствием различий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; не­признанием принципа разделения властей; отсутствием единолич­ного главы государства и органов конституционного надзора; свя­занностью депутатов советов наказами своих избирателей и воз­можностью отзыва в случае “потери доверия избирателей”.

Содружество государств — это объединение независимых госу­дарств, основанное на взаимности национальных, политических, экономических и иных интересов.

Содружество Независимых государств (СНГ) — это межгосудар­ственное объединение, созданное на основе соглашения об образо­вании Содружества Независимых государств, подписанного в Мин­ске 8 декабря 1991 года представителями трех республик бывшего СССР — Республики Беларусь, РСФСР и Украины.

Социальная власть — это присущее всякой общности людей от­ношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тес­но связанных с ними духовных потребностей и интересов человека (право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на получение наследства и др.).

Социальные права человека — это совокупность конституцион­ных прав человека, дающих ему возможность претендовать на по­лучение от государства при определенных условиях определенных материальных благ (право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов и т.д.).

Стабильность права — это объективно существующее свойство права как наиболее универсального и оптимального социального регулятора, которое выражается в неизменности его регулятивной сущности, незыблемости его основных принципов, содержания, форм и методов реализации предписаний и установлений в течение относительно длительного периода времени.

Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке с целью обеспечения конституционных устоев, охраны законных прав и интересов граждан и организаций.

Суд присяжных — это вид суда, в состав которого, кроме постоянных (коронных) судей, решающих вопросы права (квалификация преступления, мера наказания), входит отдельная коллегия присяжных заседателей (непрофессиональных судей), решающих вопросы факта (виновен ли подсудимый, обоснован ли иск), при этом судебный приговор выносится на основании вердикта присяжных.

Судебная власть — это совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению различных дел в порядке, установленном процессуальными нормами.

Суды обычного права — в ряде стран это самостоятельный вид судебных учреждений, действующих на основе обычною права и поэтому не включенных в государственную судебную систему.

Сунна — один из источников мусульманского права, представ­ляющий собой собрание преданий о жизни пророка Мухаммеда, о его образе жизни, высказываниях и поступках.

Талион – это характерное для древности правило возмещения понесенного стороной ущерба: это такой порядок определения на­казания виновному, при котором он должен претерпеть точно та­кой же моральный, материальный либо физический ущерб, который причинил сво­ей жертве по принципу «равное за равное».

Теократия — это форма государственного правления, в которой власть считается принадлежащей непосредственно Богу, управляю­щему государством посредством духовенства или жрецов.

Тирания — это ничем неограниченная власть, отлича



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: