Структурные типы словосочетаний




Все словосочетания по структуре можно разделить на два типа: простые и сложные. К простым относят словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. Следует учитывать наличие в простых словосочетаниях предлогов (до наступления холодов, с письмом от брата), аналитических форм слов (самый длинный поезд, более дружный коллектив, буду говорить прямо).

Простыми также являются сочетания слов, имеющие синтаксически неразложимый характер - девушка с голубыми глазами, юноша высокого роста, мотор повышенной мощности, встретил двух друзей, узнал много новостей, встретил отца с матерью.

Кроме этого, к простым словосочетаниям относятся синтаксические комплексы, включающие фразеологизмы - работать спустя рукава, спать без задних ног.

К сложным относятся словосочетания, состоящие из трех и более знаменательных слов. Сложное словосочетание может быть образовано несколькими путями: 1) к простому словосочетанию добавляется зависимая от него словоформа: новое платье + в клеточку, деревянный дом + в пригороде; 2) к главному слову добавляется зависимое от него простое словосочетание: дом (какой?) с белыми колоннами, прочитать (что?) интересную книгу, вкусное на вид яблоко (какое?); 3) к главному слову добавляются две зависимые от него словоформы, друг с другом не связанные: вытереть (что? чем?) стол тряпкой, вымыть (что? с чем?) руки с мылом, получить (что? где?)деньги в кассе.

Могут возникать из словосочетательных цепей и синтаксические комплексы значительного объема: приехавший к нам в начале октября новый учитель, широко известный в городе оперный певец.

Четкое разграничение простых и сложных словосочетаний не всегда возможно.

 

Практические задания

Задание 1. Изучите теорию словосочетания и ответьте на следующие вопросы.

1. Что мы понимаем под словосочетанием в широком смысле?

2. Что мы понимаем под словосочетанием в узком (терминологическом) смысле?

3. Перечислите те условия, которые необходимы для выявления терминологического значения словосочетания.

4. Как различаются словосочетания по частеречной принадлежности главного слова?

5. Как различаются словосочетания по смысловым отношениям?

6. Как различаются словосочетания по грамматической связи?

7. Что представляют собой простые словосочетания?

8. Что представляют собой сложные словосочетания?

9. Чем отличаются словосочетания от предложения, слова, фразеологизма?

Задание 2. Из данных предложений выпишите сначала все словосочетания: крестиком над словом укажите главное слово, поставьте от него вопрос к зависимому слову и определите частеречную принадлежность главного слова. Затем выпишите комплексы слов, не являющиеся словосочетаниями.

Для справки: не являются словосочетаниями: 1) группа подлежащего и сказуемого, т.к. это грамматическая основа предложения; 2) сочетание предлога с существительным, т.к. здесь одно знаменательное слово; 3) слово и относящийся к нему обособленный оборот; 4) аналитические формы слов.

 

Образец: В городском парке, расположенном недалеко от реки, росли необыкновенно высокие кусты белых и красных роз.

Являются словосочетаниями:

 

Высокие кусты - именное субстантивное словосочетание,

кусты роз - именное субстантивное словосочетание,

росли в парке - глагольное словосочетание,

в городском парке - именное субстантивное словосочетание,

необыкновенно высокие - именное адъективное словосочетание,

красных и белых роз - именное субстантивное словосочетание, расположенном недалеко от реки - глагольное словосочетание.

Не являются словосочетаниями:

в парке - существительное с предлогом; в парке, /расположенном недалеко от реки,/ - определяемое слово и обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

 

1. Голосу старика благосклонно вторил шелест листьев рябины за окном и задумчивый шумок угасавшего самовара. 2. В подвале с маленькими окнами, закрытыми снаружи чистой проволочной сеткой, под сводчатым потолком стоит облако пара, смешанное с дымом махорки. 3. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазами цвета капусты. 4. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осенней изморосью.

Задание 3. Охарактеризуйте смысловые отношения между главным и зависимым компонентом словосочетания.

 

Образец: п рогулки по вечерам - обстоятельственные отношения.

 

Назначение в Египет, разговор о спектакле, дверь в прихожую, покупка рояля, шалаш из ветвей, чтение Маяковского, приглашение юриста, посещение родственников, дом с мезонином, открытие таланта, бидон из-под молока, комната с балконом, рагу из баранины, оборудование лаборатории, письмо бабушки, город ночью, рассказ старухи, наказание голодом, сделать ради шутки, усталый после работы, волосы ершом, человек большого ума, сделать по глупости, по-осеннему серый, пятый за столом, посмотреть из любопытства.

 

Задание 4. Укажите тип синтаксической связи между компонентами словосочетания (согласование, управление, примыкание).

 

Образец: преданный вам - управление

 

Вечно молодая, чистосердечное раскаяние, живущие в Берлине, глубоко вздохнув, любой из присутствующих, первый среди друзей, сильнее смерти, расцвеченный огнями, в сопровождении экскурсовода, прогулки при луне, губы бантиком, жалуясь на тоску, нарочито медленно, болезненно нерешительный, чувствовал себя как во сне, жалуясь на тоску.

 

Задание 5. Определите характер отношений между главным и зависимым словом по следующим параметрам:

* частеречной принадлежности главного слова,

* смысловым отношениям,

* типу (способу) грамматической связи.

 

Образец: желание (какое?) учиться - именное субстантивное, определительные отношения, примыкание.

 

Читать книгу, бежать быстро, любоваться природой, большое оживление, ухаживать за ребенком, гордый успехом, книга сестры, брюки в клетку, достойный награды, свободный от предрассудков, желание учиться, второй справа, удар наотмашь, маленький кенгуру, прогулка пешком, поселиться наверху, на верху рябины, вредный для здоровья, поздно ночью, далеко внизу, намерение уехать, широкие пальто.

 

Задание 6. Из данных предложений выпишите все словосочетания и дайте их полный анализ (см. задание 5).

1. Однажды после ужина Павел опустил занавеску на окне, сел в угол и стал читать, повесив на стенку над своей головой жестяную лампу. 2. Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. 3. Сторож не верит, но чувствует во всем теле такой тяжелый и холодный страх, что срывается с места и начинает быстро нащупывать калитку. 4. Сначала на пол упала большая шаль, потом башлык, а за ним белый вязаный платок. 5. И они шли и пели среди вечной полевой тишины, простора и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. 6. Соловьи низко перелетают над поляной, гоняются друг за другом, на лету цокают, трещат.

 


[1]При широком подходе к словосочетанию соединение подлежащего и сказуемого, между которыми возникает предикативная связь; отношения, существующие между подлежащим и сказуемым и выражаемые посредством предикативной связи. Такие отношения носят двусторонний характер: независимый предмет, называемый подлежащим, предполагает, что он будет в том или ином отношении квалифицирован сказуемым, в свою очередь признак, обозначенный сказуемым, требует соотнесения с предметом-подлежащим [Ломов А.М. 2004, 238-240].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: