В индивидуальной работе.




ТЕСТ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

Введение.

Стандартизированный тест интересов и склонностей создан на базе «Опросника профессиональной готовности» (Л.Н. Кабардова, факультет психологии МГУ) кандидатом психологических наук С. И. Вершининым (г.Москва). Данная методика позволяет выявить численные характеристики профессиональных интересов учащихся и сравнить их с требованиями различных профессий.

Также мы предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант данной методики для определения интересов и склонностей, который удобен в использовании и для групповых консультаций. Здесь эти два варианта (индивидуальный и групповой) условно разделены, они имеют разные бланки ответов и особенности интерпретации.

При выборе профессии необходимо учитывать интересы, желания человека, однако следует иметь в виду, что они могут появляться и изменяться в процессе деятельности.

Данная методика позволяет выявить сферу действенных интересов – склонностей м построить определенный «психологический профиль личности» в области ее профессиональных интересов.

Интересы – это избирательная направленность личности на определенные области познания.

Интересы, которые связаны с профессиональными жизненными планами, могут считаться профессиональными.

Устойчивые интересы часто перерастают в склонность – стремление (потребность) заниматься определенной деятельностью, совершенствовать умения, навыки, накапливать знания, соответствующие этой деятельности.

Тест интересов и склонностей основан на классификации профессий по предмету труда (пять сфер деятельности по Е.А. Климову), рассчитан для диагностики личности оптанта 14 –16 лет. Тест интересов и склонностей для групповой консультации требует 40 – 60 минут работы, для индивидуальных консультаций 15 – 25 минут на заполнение и 20 – 30 минут на обработку результатов.

Инструкция.

В индивидуальной консультации оптант может самостоятельно работать с текстом и бланком опросника. При работе в группе психолог зачитывает инструкцию вслух, и убедившись, что все учащиеся поняли, зачитывает текст опросника, сопровождая каждое высказывание паузой, чтобы его успели оценить и проставить соответствующие оценки в бланке ответов.

Для выполнения задания каждому перечисленному ниже действию необходимо дать две оценки:

· насколько хорошо Вы умеете его выполнять;

· насколько это действие Вам нравится.

Оценки нужно давать согласно написанной в бланке ответов шкале. Номер выбранного Вами ответа в цифрах от 1 до 5 необходимо записать в соответствующую графу «Бланка ответов». Отвечайте по возможности быстро, вспоминая свой опыт выполнения подобных действий. Если Вам никогда не приходилось заниматься такими действиями, то вместо ответа поставьте прочерк.

Опросник.

1. Выращивать дома, на даче, в кружке или в оранжерее цветы, деревья, другие растения.

2. Выполнять лабораторные задания по физике, устраивать физические опыты в школе и дома.

3. Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.

4. Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике.

5. Сочинять стихи, рассказы, писать заметки, сочинения на свободную тему.

6. Определять по внешнему виду различные виды животных, растений, насекомых, знать их названия.

7. Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве.

8. Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи.

9. Составлять конспекты, планы различных работ.

10. Создавать различные произведения изобразительного искусства (рисование красками и карандашом, лепка).

11. Выращивать дома или в зоокружке какое-нибудь животное, следить за его состоянием, ухаживать за ним.

12. Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические, электронные.

13. Внимательно, не перебивая, выслушивать людей.

14. Находить ошибки в письменных работах по родному языку, литературе.

15. Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусства: картинах, фильмах, романах, пьесах.

16. Наблюдать за животными, насекомыми, изучать из повадки.

17. Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи.

18. Заниматься с детьми младшего возраста: играть с ними, рассказывать интересные истории, учить чему-нибудь.

19. Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения.

20. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера.

21. Читать книги о животных, растениях, насекомых, находить в них интересные факты и события.

22. Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин.

23. Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры между сверстниками.

24. Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты.

25. Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически, украшений интерьера.

Обработка результатов.

В тесте интересов и склонностей для групповых консультаций обработку результатов учащиеся могут сделать самостоятельно. Необходимо подсчитать сумму баллов по каждому вертикальному столбцу и записать ее в соответствующей клетке бланка ответов.

Для наглядности нужно распределить эти баллы в таблицу по сферам (П, т, ч, з, х), интересам (б) и способностям (а), после чего приступать к интерпретации.

В тесте интересов и склонностей для индивидуальных консультаций необходимо также просуммировать значения всех вертикальных столбцов, после чего сложить полученные баллы таким образом, чтобы получилось 5 значений соответственно номерам столбцов (1а и 1б; 2а и 2б и т.д., то есть, сумма сумм).

Далее разделить полученные значения на 5, округлить результаты до целого числа и записать их по порядку в таблицу «Профиль личности» таким образом, чтобы результат из столбца 1 попал в строчку с буквой «П», из столбца 2 – в строчку с буквой «Т» и т.д.

На этом обработка результатов теста для групповой работы может закончиться, а для индивидуальной работы мы еще вернемся к ней в процессе интерпретации.

Интерпретация.

В индивидуальной работе.

Выбор наиболее предпочтительной для оптанта профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления баллов по интересам и способностям (см. таблицу в бланке ответов). Сфера с максимальным количеством баллов и будет являться предпочтительной для данного оптанта.

Особое внимание стоит обратить на следующие случаи:

· практически полное отсутствие интереса в какой-либо сфере;

· интерес не подкреплен умениями (способностями);

· способности по данной сфере есть, но интерес отсутствует;

· интересы отсутствуют или слабо выражены по всем профессиональным сферам.

Наличие или отсутствие интересов, подкрепленных умениями, позволяет выделить сферу действенных интересов – склонностей и отделить ее от сферы интересов, реальной сферы не имеющих (не представляющей для ученика собственной ценности).

В групповой работе.

После обработки психолог объясняет учащимся, что полученные результаты характеризуют их профессиональные предпочтения в каждой из пяти профессиональных областей (представить классификацию Е. А. Климова). Причем, необходимо пояснить, что полученные каждым из них результаты являются индивидуальным «профилем» предпочтений в море профессий и характеризуют практически неповторимую индивидуальность учащихся в профессиональном выборе. Коллективная часть работы на этом обычно заканчивается, ее результатом является нахождение каждым учеником своего индивидуального профиля профессиональных предпочтений, выраженного в числовом виде от 0 до 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: