Темы: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И РАЗВИТИИ




ТЕСТЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума;

Г) истинное знание причины.

5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже:

А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв.

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология;

Г) онтология.

11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов;

В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов.

12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом.

13. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты.

15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим

16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической.

17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным.

18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической.

19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической;

Г) мировоззренческой.

20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую.

Темы: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период:

А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э.

2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют:

А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории;

В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность.

3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:

А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй.

4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался:

А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь.

5. Основу философии Конфуция составляет (ют):

А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания.

6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса;

Г) существования Бога.

8. Античная философия включает в себя __________ философию

А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую.

9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ:

А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес.

10. Заслуга софистов в том, что они:

А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи;

Г) выдвинули на первый план проблему «физиса».

11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит:

А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону.

12. Особенностью средневекового стиля мышления называется:

А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм.

13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия;

В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира.

14. Под эсхатологией понимается:

А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке;

В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира.

15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает:

А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм.

16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом:

А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики.

17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря:

А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков.

18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»;

Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя».

19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о):

А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии.

20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется:

А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом.

21. Для эпохи Возрождения характерен:

А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм;

Г) теоцентризм.

22. В основе натурфилософии Возрождения лежит:

А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм.

23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию:

А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма.

24. В философии Нового времени утверждается разделение:

А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма;

Г) души и тела.

25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется:

А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом.

26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии:

А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения.

27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это:

А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех;

В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью.

28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как:

А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники.

31. Центральная проблема философии И. Канта, это:

А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи.

32. Согласно учению Канта, время – это:

А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности.

33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта:

А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат;

Г) человек человеку волк.

34. Гегелем разработаны основные законы:

А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии.

35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия:

А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость;

Г) универсальная наука.

36. Первым древнерусским философом был:

А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский; Г) Владимир Мономах.

37. Идеализация русских самобытных начал характерна для:

А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов.

38. Представителем антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский;

Г) М.В. Ломоносов.

39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:

А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев

40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было:

А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности.

41. Автором философии «общего дела» является:

А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов.

42. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:

А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации.

44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:

А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия.

45. Автором книги «Иметь или быть?» является:

А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше.

46. Э. Гуссерль является создателем:

А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа.

47. В современной философии значительное внимание уделяется:

А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка.

48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во):

А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века.

49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом:

А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма;

Г) несоизмеримости.

50. «Цель оправдывает средства», считают представители:

А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма.

51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители:

А) позитивизма; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) прагматизма.

52. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:

А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами.

53. Характерной чертой философии постмодернизма является:

А) рационализм; Б) исследование предельных основ бытия; В) исторический оптимизм; Г) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира.

Темы: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И РАЗВИТИИ

1. Что такое материализм?

А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

2. Что такое идеализм?

А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

3. Что такое дуализм?

А) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

4. Что такое монизм?

А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

5. Что такое плюрализм?

А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

6. Что такое субъективный идеализм?

А) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

В) учение, считающее первичным материальный мир.

7. Что такое объективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

В) учение, считающее первичным материальный мир.

8. Что такое агностицизм?

А) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;

Б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.

9. Что такое метафизика?

А) учение, познающее мир в его изменении; Б) учение, познающее мир помимо его изменения; в) философия, стоящая над физикой.

10. Что такое диалектика?

А) учение, познающее явления в их связи друг с другом; Б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом; В) учение, считающее развитие мира целенаправленным.

11. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

12. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

13. Что утверждает закон отрицания отрицания?

А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.

14. Какое из следующих утверждений является материалистическим?

А) мир является продуктом действия духовных причин; Б) мир материален; В) мир - продукт совместного действия духовных и материальных причин.

15. Что обозначается категорией движения?

А) любое изменение; Б) пространственное перемещение; В) развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: