ТЕСТЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:
А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством.
2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:
А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом.
3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:
А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей.
4. Для научной картины мира характерно:
А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума;
Г) истинное знание причины.
5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже:
А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв.
6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:
А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии.
7. Философия отличается от религии тем, что:
А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения.
8. Гносеология – это философское учение о:
А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке.
9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:
А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика.
10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:
А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология;
Г) онтология.
11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:
А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов;
В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов.
12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:
А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом.
13. Философская позиция дуализма выражается в признании:
А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями.
14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:
А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты.
15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:
А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим
16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:
А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической.
17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.
А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным.
18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:
А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической.
19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:
А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической;
Г) мировоззренческой.
20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.
А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую.
Темы: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период:
А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э.
2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют:
А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории;
В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность.
3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:
А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй.
4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался:
А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь.
5. Основу философии Конфуция составляет (ют):
А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания.
6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:
А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.
7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:
А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса;
Г) существования Бога.
8. Античная философия включает в себя __________ философию
А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую.
9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ:
А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес.
10. Заслуга софистов в том, что они:
А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи;
Г) выдвинули на первый план проблему «физиса».
11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит:
А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону.
12. Особенностью средневекового стиля мышления называется:
А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм.
13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:
А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия;
В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира.
14. Под эсхатологией понимается:
А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке;
В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира.
15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает:
А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм.
16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом:
А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики.
17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря:
А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков.
18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:
А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»;
Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя».
19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о):
А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии.
20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется:
А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом.
21. Для эпохи Возрождения характерен:
А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм;
Г) теоцентризм.
22. В основе натурфилософии Возрождения лежит:
А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм.
23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию:
А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма.
24. В философии Нового времени утверждается разделение:
А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма;
Г) души и тела.
25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется:
А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом.
26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии:
А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения.
27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это:
А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех;
В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью.
28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как:
А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;
В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это:
А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.
30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:
А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники.
31. Центральная проблема философии И. Канта, это:
А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи.
32. Согласно учению Канта, время – это:
А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности.
33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта:
А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат;
Г) человек человеку волк.
34. Гегелем разработаны основные законы:
А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии.
35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия:
А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость;
Г) универсальная наука.
36. Первым древнерусским философом был:
А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский; Г) Владимир Мономах.
37. Идеализация русских самобытных начал характерна для:
А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов.
38. Представителем антропологического материализма в русской философии является:
А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский;
Г) М.В. Ломоносов.
39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:
А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев
40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было:
А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности.
41. Автором философии «общего дела» является:
А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов.
42. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»:
А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.
43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:
А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации.
44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:
А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия.
45. Автором книги «Иметь или быть?» является:
А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше.
46. Э. Гуссерль является создателем:
А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа.
47. В современной философии значительное внимание уделяется:
А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка.
48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во):
А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века.
49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом:
А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма;
Г) несоизмеримости.
50. «Цель оправдывает средства», считают представители:
А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма.
51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители:
А) позитивизма; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) прагматизма.
52. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:
А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами.
53. Характерной чертой философии постмодернизма является:
А) рационализм; Б) исследование предельных основ бытия; В) исторический оптимизм; Г) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира.
Темы: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И РАЗВИТИИ
1. Что такое материализм?
А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
2. Что такое идеализм?
А) учение, считающее первичной материю; Б) учение, считающее первичным сознание; В) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
3. Что такое дуализм?
А) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
4. Что такое монизм?
А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
5. Что такое плюрализм?
А) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
Б) учение, считающее, что существует две субстанции; В) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
6. Что такое субъективный идеализм?
А) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
В) учение, считающее первичным материальный мир.
7. Что такое объективный идеализм?
а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
Б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
В) учение, считающее первичным материальный мир.
8. Что такое агностицизм?
А) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;
Б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.
9. Что такое метафизика?
А) учение, познающее мир в его изменении; Б) учение, познающее мир помимо его изменения; в) философия, стоящая над физикой.
10. Что такое диалектика?
А) учение, познающее явления в их связи друг с другом; Б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом; В) учение, считающее развитие мира целенаправленным.
11. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?
А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.
12. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?
А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.
13. Что утверждает закон отрицания отрицания?
А) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; Б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; В) форма развития спиралеобразна.
14. Какое из следующих утверждений является материалистическим?
А) мир является продуктом действия духовных причин; Б) мир материален; В) мир - продукт совместного действия духовных и материальных причин.
15. Что обозначается категорией движения?
А) любое изменение; Б) пространственное перемещение; В) развитие.