Процесс покупки образовательной услуги




Глава 1. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Субъекты рынка образовательных услуг

Радикальные преобразования в российской жизни, в первую очередь её экономики, сопровождаются противоречивыми тенденциями включения высшей школы в формируемые рыночные отношения. В результате система высшего профессионального образования становится полноправным субъектом финансово-хозяйственной деятельности, и условия её развития формируются с учётом рыночных категорий – спроса и предложения, платёжеспособности, цены, конкуренции и т.д.[1]

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются производители образовательных услуг, потребители образовательных услуг, покупатели образовательных услуг.

В качестве наиболее активного субъекта на рынке услуг высшего профессионального образования выступают высшие учебные заведения, которые формируют предложения, оказывают и продвигают образовательные и сопутствующие им услуги и продукты на рынке.

Особую роль среди субъектов рынка образовательных услуг играет пользователь, потребитель услуги, поскольку он осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Единственным потребителем образовательных услуг может выступать лишь непосредственный их получатель, то есть физическое лицо, и это обусловлено свойствами услуги.

В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг спрос потребителей становится одним из факторов успешного продвижения образовательной услуги. Для этого необходимо исследовать механизм принятия решения потребителем о выборе образовательного учреждения и образовательной услуги. При продвижении на рынок собственных образовательных программ необходимо учитывать тот факт, что об их качестве потребители в основном судят по внешним признакам вуза – материально-технической базе, кадровому потенциалу профессорско-преподавательскому составу, престижу образовательного учреждения, месту работы выпускников и т.п.[2]

 

 

Процесс покупки образовательной услуги

Процесс покупки образовательной услуги достаточно сложен и состоит из определённой последовательности принимаемых решений. На рынке образовательных услуг процесс покупки можно представить в виде следующих этапов:

– осознание потребности в получении образования;

– анализ информации об образовательных услугах;

– оценка вариантов и выбор оптимального варианта;

– поступление в образовательное учреждение;

– обучение в образовательном учреждении;

– оценка правильности сделанного выбора[3].

На первом этапе возникает и осознаётся потребность в получении образования. Это происходит под воздействием насущных потребностей человека и стремлением их удовлетворить, а также от факторов общественной среды. После осознания необходимости в получении образования начинается этап активного поиска информации об учреждениях высшего профессионального образования и ассортименте оказываемых ими услуг.

На третьем этапе осуществляется анализ имеющейся информации. Основываясь на наиболее существенных критериях оценки привлекательности образовательного учреждения, потенциальный потребитель сравнивает между собой альтернативные варианты из числа тех вузов, информация о которых у него имеется. Здесь он сталкивается с весьма сложной задачей. С одной стороны, она характеризуется высокой степенью неопределенности, а с другой – серъезным уровнем ответственности, поскольку от её решения зависит дальнейшая судьба выпускника.

Процесс поступления в высшее учебное заведение является ответственным этапом не только для потребителей образовательных услуг, но и для самих образовательных учреждений. Поэтому члены приёмной комиссии должны предоставить дополнительную информацию и убедить абитуриента в правильности выбора специальности. Таким образом, администрация вуза и члены приёмной комиссии должны предоставить потенциальным потребителям достоверную информацию и всестороннюю помощь. Важнейшим этапом является обучение в образовательном учреждении, которое включает потребление образовательной услуги. Если в результате потребления услуги клиент удовлетворён её качеством, то есть получил то, что он ожидал или более чем ожидал, он становится источником позитивной информации для широкого круга лиц, формирующей имидж и престижность образовательного учреждения. Учитывая длительный срок обучения в вузе и многочисленные контакты обучающихся, информация о неудовлетворительном качестве образования может свести к минимуму все предшествующие усилия образовательного учреждения по формированию устойчивого положения на рынке[4].

Заключительным этапом процесса покупки образовательной услуги является оценка правильности сделанного выбора, которая зависит от востребованности выпускника работодателями и его карьерного роста. В условиях рынка государство уходит от прямого управления экономической деятельности и воздействует на неё через механизм госрегулирования. Данное положение распространяется на высшее образование[5].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: