Правовые основы регулирования высшего




Система внутригосударственных источников права, регулирующих отношения в сфере высшего образования формируется на 3 уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном). Данная трёхуровневая система сформировалась сравнительно недавно – с 1 января 2006 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий». Итак, система российского образовательного права включает в себя следующие элементы: федеральный уровень (законы, подзаконные нормативно-правовые акты); региональный уровень (законы, подзаконные нормативно-правовые акты); локальный уровень (муниципальные нормативно-правовые акты)[20].

Основополагающим Основным законом страны выступает Конституция РФ, приятная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В статье 43 закрепляется право каждого на образование. Другие статьи Конституции также, как и статья 43, реально обеспечивают право человека на образование (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных прав). Системообразующим же актом выступает Федеральный Закон «Об образовании», который устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют и дополняют его нормативные положения. В частности, статьи 24 и 25 Закона посвящены высшему и послевузовскому профессиональному образованию. К наиболее значимым «профильным» федеральным актам принято относить Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» и Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Многочисленные же «непрофильные» законы можно систематизировать по вопросам ведения на 5 групп:

1. федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов РФ»);

2. федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования: военное образование,

экологическое образование, спортивная подготовка, религиозное образование, профессиональное образование осужденных к лишению свободы, подготовка кадров для таможенных органов (например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

3. федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений (например, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

4. федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений (например, Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ);

5. федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)[21].

Развитая система подзаконных нормативно-правовых актов дополняет и конкретизирует образовательную законодательную базу. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных актов обладают указы Президента как главы страны. Они определяют порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, размеры и порядок оплаты труда работников образовательных учреждений. Указы в сфере высшей школы и послевузовского образования можно сгруппировать по двум направлениям: непосредственно регулирующие высшее и послевузовское образование и содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в данной сфере. Примером первой группы является Указ от 27 марта 1996 г. №424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации». В качестве примера указов второй группы можно привести указ президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Аналогичную классификацию можно применить и к постановлениям правительства: постановления, посвященные целиком регулированию высшего и послевузовского образования (например, постановление Правительства от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), и постановления, которые содержат лишь отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского образования (например, постановление Правительства от 13 сентября 1994 г. №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»)[22].

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», таковым органом в области образования является Минобрнауки России. В соответствии с п. 4 и 5 названного Указа федеральные службы и федеральные агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В пределах своей компетенции они могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов[23].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: