Правовые основы регулирования высшего образования в субъектах Российской Федерации




Так как вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ст. 29 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере образования. Так, в частности декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года и Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, создали условия для восстановления этнокультурных традиций татарской национальной школы. Акцент в Конституции РТ и принятых на ее основе нормативно-правовых актах РТ был сделан на паритетность в статусах русского и татарского языков. В частности, статья 4 Конституции РТ в редакции до 19 апреля 2002 г. и статья 8 Конституции РТ (в новой редакции) констатируют, что «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки»[24].

В июле 1992 года был принят Верховным Советом РТ Закон «О языках народов Республики Татарстан». Были разработаны Концепция о национальном образовании РТ и Региональная программа развития образования РТ. Основные направления предусматривали согласование федеральной и республиканской стратегии образования; разработке, согласованных с федеральными, республиканских образовательных стандартов и создание единого методического поля образовательной деятельности. Конституция Российской Федерации в главе 3, статьях 71-73 определяет пределы ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Соответственно система образовательного права Республики Татарстан включает в себя законодательство как федерального, так и регионального уровней[25]. Правовые основы регулирования высшего образования в Республике Татарстан представлены на рис 3.

Федеральные акты Региональные акты
ЗАКОНЫ
1. Закон РФ №3266-1 от 10.07.1992г. "Об образовании" 2. Федеральный Закон №125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 3. Федеральный Закон №127-ФЗ от 23.08.1996 г. "О науке и научно-технической политике" 4. Федеральный Закон №174-ФЗ от 03.11.2006 г. "Об автономных учреждениях" 5. Федеральный Закон №18 от 10.02.2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам деятельности Федеральных Университетов 1. Закон РТ №1982-XII от 19.10.1993 г. "Об образовании" 2. Закон РТ №1661 от 18.06.1998 г. "О науке и научной деятельности 3. Закон РТ № 15 от 22.02.2006 г. «О наделении МСУ В РТ отдельными полномочиями в области образования»
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
УКАЗЫ
1. Указ № 443 от 12 апреля 1993 г. "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" 2. Указ № 194 от 2002 г "Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий " 3. Указ № 146 от 9 февраля 2009 г. "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук" 1. Указ Президента РТ № УП-138 от 30.09.1991 "О создании Академии наук Республики Татарстан" 2. Указ Президента РТ № УП-570 от 09.09.2004 "О преобразовании Министерства образования Республики Татарстан" 3. Указ Президента РТ № УП-651 от 03.12.2007 "Об утверждении перечня премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению" 4. Указ Президента РТ № УП-132 от 27.03.2008 "О совершенствовании деятельности Академии наук Республики Татарстан" 5. Указ Президента РТ № УП-713 от 31.12.2008 "Вопросы Министерства образования и науки Республики Татарстан"
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
1. Постановление №568 от 31 июля 2001 г. "О специальных государственных стипендиях правительства РФ для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования" 2. Постановление №522 от 14 июля 2008 г. "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" 3. Распоряжение № 1921-р от 24 декабря 2008 г. "О перечне государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2009 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности…" 1. Постановление Кабинета Министров №319 от 18.05.2009 "О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан на период до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17 июня 2008 года № УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года"" 2. Постановление Кабинета Министров №420 от 22.06.2009 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2006 № 249 "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан"
НПА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Приказ №2578 от 3 июля 2001 г. "Об утверждении порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации вузов" 2. Приказ №4114 от 26 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в вузов РФ" 3. Приказ №814 от 27 марта 1998 г. "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ" 1. Приказ МО РТ № 39 от 13 января 2004 г "Об утверждении Порядка оказания платных образовательных услуг образовательными учреждениями РТ" 2. Письмо МОиН РТ № 95/6 от 20.01 2006 г "О республиканском семинаре по теме «Формирование единого воспитательного пространства в условиях реализации национального проекта "Образование"

Рис. 3. Правовые основы регулирования высшего образования в Республике Татарстан

 

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Органы местного самоуправления, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании», могут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы финансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расходов на образование[26].

Таким образом, для анализа современного состояния образовательного законодательства в Российской Федерации необходимо систематизировать всю совокупность соответствующих нормативно-правовых актов. Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы содержат основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни. Норма права, в своей юридической конструкции формализованная в том или ином нормативном акте, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения представляет собой определенные правила поведения в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовое воплощение в фактической жизнедеятельности.

В свете последних тенденций интернационализации и интеграции российской высшей школы в единое европейское образовательное пространство соответствующие коррективы были сделаны и в российском образовательном праве. В частности ст. 33 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет способы и методы осуществления международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего образования[27].

Договоры, заключаемые российскими высшими учебными заведениями с иностранными партнерами, не являются международными договорами, на которые распространяется статус, установленный Федеральным Законом «О международных договорах РФ»[28].

Благодаря высокому качеству и доступности российского образования, широкому спектру предоставляемых образовательных услуг, мощному интеллектуальному ресурсу РФ обладает реальным потенциалом, позволяющим занять достойное место в мировом образовательном сообществе. Итак, для разработки рекомендаций по модернизации образовательного права РФ с учетом вхождения России в единое европейское образовательное пространство необходимо проанализировать состояние норм международного права в данной сфере[29].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях, образование становится важнейшим условием роста конкурентоспособности и повышения уровня жизни. Социальная ответственность высшего образования в значительной мере заключается в том, чтобы каждый человек мог обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние общества в целом.

В России проблемы качества образования приобрели приоритетное значение в связи с расширением доступности, диверсификацией вузов и их программ. В 1990-х гг. Россия приступила к совершенствованию системы качества образования на различных уровнях – Министерство, межвузовские и международные комиссии. С того времени произошли существенные изменения: создана правовая база, сформированы два направления оценки: внешнее и внутреннее.

Внутривузовская оценка не является нововведением в России, но активизация ее совершенствования связана с мерами по модернизации образования. Проводится подготовка вузовских экспертов по управлению, формируются модели организационного оформления самооценки – создаются центры оценки или аудита.

Итак, государственное регулирование и обеспечение качества высшего образования является главной направляющей болонских реформ. С каждым их этапом внимание к качеству возрастает: именно качество способно вывести страну на передовые позиции в области исследований и образования, повысить конкурентоспособность.Можно предположить, что двигаться нужно в направлении формирования профессиональных сообществ, обсуждающих проблемы качества высшего образования, а для их решения – в сторону кооперации между вузами, компетентными в вопросах образования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 https://www.consultant.ru/popular/cons/

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) https://www.consultant.ru/popular/edu/

3. Административное правовое стимулирование перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления. / С.В. Анюшин // Административное и муниципальное право, 2008. - № 5. – С. 23-24.

4. Болонский процесс и правовое регулирование высшего образования. / Бутенко О.С. // Северо-Кавказский юридический вестник, 2007. - № 1. - С. 80-88.

5. Высшее образование в России: правила и реальность. / Под редакцией С. В. Шишкина. – М.: Независимый институт социальной политики, 2004. - С. 98 – 100.

6. Государственное регулирование в сфере высшего образования. / Мамедов А.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2011. - № 2. - С. 29-39.

7. Государственное регулирование качества высшего образования. / Козлов О.А., Гришаков С.И. // Ученые записки ИИО РАО, 2004. - № 12. - С. 223-227.

8. Государственное регулирование высшего образования как социокультурная функция государства. / Барабанова С.В. // Право и образование, 2004. - № 3. - С. 68-88.

9. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. / Кванина В.В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 2007. - № 4. - С. 110-115.

10. Интеграционные процессы в сфере высшего образования и их регулирование государством. / Зак Т.В. // Вестник экономической интеграции, 2008. - Т. 1. - № 5. - С. 59-64.

11. Концепция децентрализации государственного администрирования: некоторые вопросы содержания и значения. / С.Н. Махина // Административное право и процесс, 2006. - № 1. – С. 21-25.

12. Концепция правового статуса автономных образовательных учреждений. / Т.А. Гусева // Право и экономика, 2006. - № 12. – С. 12-14.

13. Маркетинг в образовании. / Н. М. Авсянников. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007. – 170 с.

14. Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект. / Гапонюк П.Н. // Журнал научно-педагогической информации, 2010. - № 3. - С. 4-16.

15. Новая парадигма государственного регулирования процесса модернизации высшего и непрерывного профессионального образования. / Наумов В.В., Крашенинников В.М. // Транспортное дело России, 2009. - № 10. - С. 56-58.

16. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в Российской Федерации. / Ершов В.С. // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - № 5. - С. 84-87.

17. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения в России в болонский процесс). / Козырин А.Н. // Юридическое образование и наука, 2006. - № 4. - С. 14-22.

18. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в болонский процесс. / Матушанский Г.У., Борзилова Л.В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2010. - № 8. - С. 42-52.

19. О государственном регулировании платных образовательных услуг. / Г.Д. Шкарлупина // Законодательство и экономика, 2006. - № 10. – С. 3-9.

20. Образование как сфера государственной политики. / А.В. Миронов // Социально-гуманитарные знания, 2003. - № 6. – С. 11-18.

21. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности. / Шершнев, Л.И. // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: по материалам Всероссийской конференции. Москва, 21-23 апреля 2005 г. / Под ред. Проф. В.В. Аникова, проф. О.Г. Грохольской. – М.: Изд-во УРАО, 2005.

22. Правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации. / Зайцева Л.А. // Право и государство: теория и практика, 2007. - Т. 32. - № -8. - С. 26-36.

23. Правовое регулирование деятельности государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Российской Федерации. / Васильев Ф.П., Большаков М.С. // Административное право и процесс, 2010. - № 6. - С. 20-23.

24. Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации. / Борзилова Л.В., Матушанский Г.У. // Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2009. - Т. 3. - № 3. - С. 99-108.

25. Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой. / В. Аванесов // Юрист вуза, 2008. - № 10. – С. 13-16.

26. Рецензия на книгу С.В. Барабановой "государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. / Куров С.В. // Право и образование, 2005. - № 4. - С. 273-275.

27. Регулирование высшего образования. / Рыжкова Л.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2011. - № 1. - С. 143-146.

28. Регулирование высшего образования в ведущих зарубежных странах. / Пастухова О.А. // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право, 2008. - № 2. - С. 81-91.

29. Регулирование высшего образования: от децентрализации к координационной централизации. / Кирилловых А.А. // Право и образование, 2010. - № 6. - С. 28-39.

30. Российское образование: необходимое регулирование и защита конкуренции. / Артемьев, И. // Юрист вуза,. 2009. - № 7. – С. 12-16.

31. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М.: ГУВМЭ, 2008. - С. 7.

32. Структурные преобразования в системе высшего образования: изменения правового регулирования. / Кирилловых А.А. // Право и экономика, 2008. - № 2. - С. 10-14.

33. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования. / В.Н. Зенков // Журнал российского права, 2006. - № 4. – С. 21-26.

 

 


[1] Государственное регулирование в сфере высшего образования. / Мамедов А.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2011. - № 2. - С. 29-39.

[2] Административное правовое стимулирование перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления. / С.В. Анюшин // Административное и муниципальное право, 2008. - № 5. – С. 23-24.

[3] Российское образование: необходимое регулирование и защита конкуренции. / Артемьев, И. // Юрист вуза,. 2009. - № 7. – С. 12-16.

[4] Структурные преобразования в системе высшего образования: изменения правового регулирования. / Кирилловых А.А. // Право и экономика, 2008. - № 2. - С. 10-14.

[5] Регулирование высшего образования. / Рыжкова Л.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2011. - № 1. - С. 143-146.

[6] Государственное регулирование в сфере высшего образования. / Мамедов А.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2011. - № 2. - С. 29-39.

[7] Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект. / Гапонюк П.Н. // Журнал научно-педагогической информации, 2010. - № 3. - С. 4-16.

[8] Регулирование высшего образования. / Рыжкова Л.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2011. - № 1. - С. 143-146.

[9] Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект. / Гапонюк П.Н. // Журнал научно-педагогической информации, 2010. - № 3. - С. 4-16.

[10] Регулирование высшего образования. / Рыжкова Л.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2011. - № 1. - С. 143-146.

[11] Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект. / Гапонюк П.Н. // Журнал научно-педагогической информации, 2010. - № 3. - С. 4-16.

[12] Регулирование высшего образования в ведущих зарубежных странах. / Пастухова О.А. // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право, 2008. - № 2. - С. 81-91.

[13] Новая парадигма государственного регулирования процесса модернизации высшего и непрерывного профессионального образования. / Наумов В.В., Крашенинников В.М. // Транспортное дело России, 2009. - № 10. - С. 56-58.

[14] Государственное регулирование в сфере высшего образования. / Мамедов А.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2011. - № 2. - С. 29-39.

[15] Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект. / Гапонюк П.Н. // Журнал научно-педагогической информации, 2010. - № 3. - С. 4-16.

[16] Регулирование высшего образования: от децентрализации к координационной централизации. / Кирилловых А.А. // Право и образование, 2010. - № 6. - С. 28-39.

[17] Новая парадигма государственного регулирования процесса модернизации высшего и непрерывного профессионального образования. / Наумов В.В., Крашенинников В.М. // Транспортное дело России, 2009. - № 10. - С. 56-58.

[18] Регулирование высшего образования: от децентрализации к координационной централизации. / Кирилловых А.А. // Право и образование, 2010. - № 6. - С. 28-39.

[19] Нормативно-правовое регулирование высшего образования в Российской Федерации. / Ершов В.С. // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - № 5. - С. 84-87.

[20] Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения в России в болонский процесс). / Козырин А.Н. // Юридическое образование и наука, 2006. - № 4. - С. 14-22.

[21] Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в болонский процесс. / Матушанский Г.У., Борзилова Л.В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2010. - № 8. - С. 42-52.

[22] Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М.: ГУВМЭ, 2008. - С. 7.

[23] Нормативно-правовое регулирование высшего образования в Российской Федерации. / Ершов В.С. // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - № 5. - С. 84-87.

[24] Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения в России в болонский процесс). / Козырин А.Н. // Юридическое образование и наука, 2006. - № 4. - С. 14-22.

[25] Правовое регулирование деятельности государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Российской Федерации. / Васильев Ф.П., Большаков М.С. // Административное право и процесс, 2010. - № 6. - С. 20-23.

[26] Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения в России в болонский процесс). / Козырин А.Н. // Юридическое образование и наука, 2006. - № 4. - С. 14-22.

[27] Правовое регулирование деятельности государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Российской Федерации. / Васильев Ф.П., Большаков М.С. // Административное право и процесс, 2010. - № 6. - С. 20-23.

[28] Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации. / Борзилова Л.В., Матушанский Г.У. // Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2009. - Т. 3. - № 3. - С. 99-108.

[29] Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в болонский процесс. / Матушанский Г.У., Борзилова Л.В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2010. - № 8. - С. 42-52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: