Задания для самостоятельной работы




Самостоятельная работа №1. Общая характеристика строения органа слуха. Периферический, проводниковый и центральный отделы слуховой системы. Основные части периферической слуховой системы: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. Место их расположения.

Задания для самостоятельной работы: Скопировать пирамиду височной кости в трех ракурсах, указать место соединения пирамиды с чешуйчатой частью височной кости. Обозначить переднюю, заднюю и нижнюю стенки пирамиды.

Контрольные вопросы: 1 Какая доля мозга располагается на передней стенке пирамиды? 2 Какая доля мозга прилегает к задней поверхности пирамиды височной кости? 3Чем являются пирамиды височной кости для черепа? 4 Между какими костями располагается костная часть наружного слухового прохода? 5 Что является верхней стенкой наружного слухового прохода? 6 Что примыкает к переднее – нижней стенке наружного слухового прохода? 7 К какой кости относится и как называется костная часть наружного слухового прохода?

Самостоятельная работа № 2 Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, их строение, иннервация, возрастные особенности.

Задания для самостоятельной работы: Скопировать в тетради, или сделать рисунок общего строения слуховой системы, включая наружное, среднее и внутреннее ухо, и отметить их стрелками. Нарисовать ушную раковину человека.

Контрольные вопросы: 1.,К какому отделу слуховой системы относится наружное, среднее и внутреннее ухо? 2. Какие еще существуют отделы в слуховой системе, и что к ним относится? 3.Отметить на рисунке ушной раковины человека углубления и возвышения и написать под рисунком их названия. 4.Какая форма у наружного слухового прохода, и какое это имеет значение? 5. Какие две части различают в наружном слуховом проходе. Как они соотносятся между собой? 6. Назовите нервы, иннервирующие наружный слуховой проход? 7.Характеристка хрящевой части наружного слухового прохода? 8.Как соединяются костная и хрящевая части наружного слухового прохода, что характерно для костной части наружного слухового прохода?

 

Самостоятельная работа № 3 Строение барабанной перепонки, опознавательные ее контуры.

Задания для самостоятельной работы № 2. Отметить на рисунке контур барабанной перепонки, отдельно нарисовать барабанную перепонку и отметить ее опознавательные контуры: выступ короткого отростка молоточка, две складки, от него отходящие, рукоятку молоточка, световой конус. Разделить барабанную перепонку двумя взаимно перпендикулярными линиями и показать четыре части барабанной перепонки.

Контрольные вопросы. 1Что разделяет между собой барабанная перепонка. 2 Почему барабанная перепонка взрослого находится под углом в 45 ° по отношению к наружному слуховому проходу? 3.Под каким углом по отношению к наружному слуховому проходу находится барабанная перепонка у новорожденного? 4 Какие слуховые косточки вплетаются в барабанную перепонку, и как они изменяют ее конфигурацию? 5 Как называется отверстие в барабанной перепонке? 6.Как можно разделить барабанную перепонку на четыре части? 7 Чем различаются левая и правая барабанные перепонки? 8 Почему верхняя часть барабанной перепонки называется расслабленной, а нижняя натянутой, и что этому способствует? 5.Какие слои различают в барабанной перепонке? 6.Какой нерв иннервирует барабанную перепонку?

Самостоятельная работа №4 Место расположения и состав среднего уха. Место расположения барабанной полости, их связь с различными отделами черепа (стенки барабанной полости).. Слуховая труба и два ее отдела: костный и хрящевой. Связь барабанной полости с носоглоткой. Сосцевидный отросток, особенности его строения.

Задания для самостоятельной работы. Заштриховать на рисунке три отдела среднего уха, обозначив их стрелками. Нарисовать, или скопировать разрез пирамиды височной кости, обозначив на нем слуховую трубу, канал для мышцы, напрягающей барабанную перепонку, а также заднюю стенку барабанной полости и сосцевидный отросток. Нарисовать отдельно цепь слуховых косточек.

Контрольные вопросы: 1Где располагается среднее ухо? 2Между какими двумя частями среднего уха располагается барабанная полость? 2.Почему слуховая труба является передней стенкой барабанной полости? 3.Куда направлена слуховая труба и, что она соединяет? 4. Какие две части различают в слуховой трубе? 5.Что является задней стенкой барабанной полости? 6. Что является верхней стенкой барабанной полости? 7. Что находится под дном барабанной полости? 12. В какой стенке барабанной полости находится овальное окно 13. С чем сообщается барабанная полость через овальное окно? 14. Где располагается канал, в котором находится мышца, напрягающая барабанную перепонку? 15.Куда прикрепляется мышца, напрягающая барабанную перепонку? 16.Откуда начинается стремянная мышца и куда она прикрепляется? 17.Какие образования располагаются в сосцевидном отростке?

Самостоятельная работа №5 Слуховые косточки, их строение и функциональное назначение. Мышцы барабанной полости: стременная и натягивающая барабанную перепонку.

Задания для самостоятельной работы

Нарисовать, или скопировать разрез пирамиды височной кости, обозначив на нем слуховую трубу, канал для мышцы, напрягающей барабанную перепонку, а также заднюю стенку барабанной полости и сосцевидный отросток. Нарисовать отдельно цепь слуховых косточек. Обозначить каждую слуховую косточку на рисунке

Контрольные вопросы: 1. Какие слуховые косточки вплетаются в барабанную перепонку? 2 Какая функциональная особенность у головки стремени? 3 Во что входит подножная пластинка стремени, и какие движения она производит при передаче звуковой волны? 4 Какая функция слуховых косточек, как они движутся? 5.Чем укрепляется подножная пластинка в овальном окне, и какие возможны в ней нарушения?

 

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Строение костного лабиринта: костное преддверие, костная улитка, костные полукружные каналы. Перепончатый лабиринт и жидкости внутреннего уха. Перепончатый эллиптический и сферический мешочки и их содержимое. Барабанная лестница и преддверная лестница улитки и их содержимое. Отверстие, соединяющее барабанную лестницу и преддверную лестницу (геликотрема). Овальное окно преддверия и круглое окно улитки. Строение улиткового протока: перепончатая, базиллярная мембрана, мембрана Рейснера, наружная стенка перепончатой улитки, ее связь с наружной стенкой костной улитки, понятие сосудистой полоски.

Задания для самостоятельной работы. Нарисовать костный лабиринт, обозначить три его отдела. Отдельно нарисовать улитку, показать костный стержень, костную пластинку, переходящую в перепончатую, и две лестницы: преддверную и барабанную.

Контрольные вопросы. 1.Где располагается внутреннее ухо? 2.Как называются, в зависимости от места нахождения, три полукружных канала лабиринта? 3.Между какими двумя отделами располагается преддверие? 4. Какую функцию выполняет геликотрема? 7.Как преддверие соединяется с улиткой? 8..Что располагается в центре улитки? 9.Благодаря чему образуются две костные лестницы улитки? 10.Какая жидкость находится в преддверной и барабанной лестницах улитки? 11.Где две лестницы соединяются между собой? 12.Что накручено вокруг стержня улитки? 13.Где располагается круглое окно улитки, и его основное назначение.

Задания для самостоятельной работы № 5. Нарисовать перепончатый лабиринт, обозначив стрелками три его части. Показать расположение овального и круглого мешочков в преддверии и соединение их с перепончатыми протоками полукружных каналов и перепончатой улиткой, показать, отходящий от них перепончатый мешочек.

Контрольные вопросы. 1. Где располагается основная мембрана? 2. Где располагается мембрана Рейсснера? 3.В какой лестнице располагается перепончатая улитка, или улитковый ход? 4.Перечислите три слоя наружной стенки улиткового хода, и объясните их назначение.5 Назначение эндолимфатического мешочка. 6 Какая жидкость располагается в перепончатом лабиринте, ее назначение.

 

Самостоятельная работы №6. Рецепторный аппарат улитки – кортиев орган, его строение: базиллярная перепончатая мембрана, покровная мембрана, кортиевы дуги, внутренни8е волосковые клетки, наружные волосковые клетки, туннель кортиева органа, сетчатая пластина.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте, или скопируйте рецепторный аппарат улитки, отметьте цифрами его основные отделы и подпишите внизу их названия.

Контрольные вопросы: 1.На какой мембране располагается рецепторный орган улитки? 2.Внутри чего располагаются внутренние и наружные волосковые клетки рецепторного органа? 3.Что образуют нервные столбовые клетки? 4.Благодаря чему удерживаются волосковые клетки улитки? 5.Почему волосковые клетки называются внутренними и наружными? 6. Количество внутренних и наружных волосковых клеток. 7.Что располагается над волосковыми клетками?

 

Самостоятельная работы №7. Проводниковый отдел слуховой системы: слуховой нерв и проводящие слуховые пути. Периферические отростки слухового нерва, ганглии слухового нерва, внутриулитковая часть слухового нерва, тонотопическая организация слуховых волокон в слуховом нерве, выход слухового нерва через внутренний слуховой проход.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте, или скопируйте разрез улитки. Обозначьте цифрами слуховые ганглии у основания каждого завитка улитки и, отходящие от него нервные периферические волокна (дендриты), и центральные нервные волокна (аксоны). Проследите ход центральных нервных волокон от верхушечного завитка улитки и от основного завитка

Контрольные вопросы: 1.Какие нервные волокна отходят от слуховых ганглиев? 2. Куда направляются дендриты слухового ганглия? 3.Куда направляются аксоны от слухового ганглия? 3.Где образуется слуховой нерв?

Самостоятельная работа №8. Проводящие пути: афферентные и эфферентные. Афферентные слуховые пути. Первые нейрон слухового нерва, дорсальное и вентральное ядра продолговатого мозга. Нейроны второго порядка, трапециевидное тело, перекрещенные и прямые пути, верхний оливный комплекс. Нейроны третьего порядка, нижние холмики четверохолмия среднего мозга, внутренние коленчатые тела таламуса. Четвертый нейрон проводящих слуховых путей, 41-42 слуховое поле по Бродману.

Задание для самостоятельной работы. Нарисуйте, или скопируйте схему проводникового отдела слуховой системы. На схеме отметьте места переключения нейронов. 1 нейрон в нервном слуховом ганглии в каждом завитке улитки. 2 нейрон в слуховых ядрах продолговатого мозга. 3 нейрон после перекреста в мосту мозга в верхних оливах его. 4 нейрон частично во внутренних коленчатых телах зрительного бугра, частично в нижних холмиках среднего мозга. Слуховой центр в коре головного мозга, в средних отделах верхней височной извилины.

Контрольные вопросы: 1.Перечислите основные нейроны проводникового отдела и дайте им краткую характеристику. 2. Рассмотрите понятие «нервный узел», и место расположения его во внутреннем ухе.3.Опишите ядра слухового нерва в продолговатом мозге. 4. Опишите подкорковые слуховые центры. 5.Напишите место расположения центра слуха и сенсорного центра речи в мозге.

 

Самостоятельная работа №9. Нисходящие слуховые пути, оливоулитковый пучок Расмуссена, иннервация внутренних волосковых клеток и наружных волосковых клеток.

Контрольные вопросы: 1.Опишите нисходящий слуховой путь от верхних олив моста мозга до наружных и внутренних волосковых клеток в рецепторном органе улитки.

Самостоятельная работа №10. Возрастные особенности органов слуха.

Задание для самостоятельной работы. Изучите особенности строения ушной раковины и наружного слухового прохода у детей младшего возраста.

Контрольные вопросы: Чем отличается ушная раковина ребенка от ушной раковины взрослого? 2.Почему у ребенка наружный слуховой проход короче, чем у взрослого, и за счет какой его части? 3.Какая функция улучшается после окончания развития наружного слухового прохода?

 

Самостоятельная работа №11. Изучите особенности барабанной перепонки у новорожденных и детей раннего возраста. Положение слуховой трубы и ее связь с барабанной полостью у детей младшего возраста.

Задание для самостоятельной работы. Нарисуйте схему расположения слуховой трубы по отношению к барабанной полости у новорожденных детей и взрослых людей.

Контрольные вопросы: 1.Опишите положение барабанной перепонки у новорожденного. 2.Почему барабанная перепонка у новорожденного находится под углом в 11 градусов.3. Каким заболеваниям подвержены новорожденные в связи с положением отверстия слуховой трубы в носоглотке?

Самостоятельная работа №12. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Физические и акустические свойства звука.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте звуковую волну, отметьте на рисунке длину звуковой волны, амплитуду, учащение и урежение звуковой волны.

Контрольные вопросы. 1.Дайте определение силы звуковой волны. Единица измерения силы звуковой волны. 2.Дайте определение частоты, или высоты звука, и в каких единицах измеряется частота звука. 3.. Какой частоты звуки воспринимает ухо человека? 4.Характеризуйте понятие тембра звука и от чего зависит индивидуальная окраска голоса человека? 5.Дайте понятие частотного и динамического диапазона. 6.Речевой диапазон человека. 7.Понятие о формантах. 8.Звуковая характеристика гласных и согласных звуков.

Самостоятельная работа №13. Звукопроводящая функция органа слуха. Локализация звука ушной раковиной. Собственный резонанс наружного слухового прохода. Барабанная перепонка, как защитный экран круглого окна улитки. Среднее ухо – выравнивающий преобразователь импеданса. Соотношение площадей барабанной перепонки, основания стремени и рычажного действия слуховых косточек.

Задания для самостоятельной работы. Перечислите органы слуха, принимающие участие в проведении звука.

Контрольные вопросы: 1.Благодаря чему ушная раковина локализует звуки окружающей среды? 2.Назовите величину собственного резонанса наружного слухового прохода. 3.Каким образом барабанная перепонка защищает круглое окно от излишнего давления? 4.Благодаря чему давление звуковой волны концентрируется на основании стремени в овальном окне? 5.Какую роль выполняют слуховые мышцы?

 

Самостоятельная работа №14. Звуковоспринимающая функция внутреннего уха. Изгиб базилярной мембраны, «бегущая волна», преобразование звуковой энергии в нервный стимул, тонотопическая организация базиллярной мембраны, внутриклеточный потенциал кортиева органа – микрофонный потенциал улитки.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте спираль базиллярной мембраны, и покажите ее основание и верхушку. Сравните ширину мембраны у основания и у верхушки.

Контрольные вопросы: 1. Где на базиллярной мембране воспринимаются высокие и низкие частоты? 2.Что происходит с базиллярной мембраной в момент восприятия звука? 3.Что образуется в спиральном органе при раздражении его звуковой волной?

 

Самостоятельное задание № 15. Изучите тонотопическую организацию ядер продолговатого мозга, верхнеоливного комплекса, анализирующего бинауральное взаимодействие звука, значение подкорковых структур мозга, представительство уха на слуховой коре противоположного полушария. Нарисуйте схему проводящих путей слуховой сенсорной системы

Контрольные вопросы: 1.Каким образом, воспринимаемые спиральным органом звуковые частоты, представлены в ядрах продолговатого мозга? 2.Что означает бинауральное взаимодействие звука, и в каких отделах мозга оно осуществляется? 3.Почему представительство центра слуха расположено в противоположном полушарии?

 

Самостоятельная работа № 16. Особенности исследования слуховой функции у детей. Исследование слуха шепотной, разговорной речью. Таблица слов В.Н Неймана. Исследование с помощью камертонов. Опыты Вебера, Ринне, Швабаха, Желле.

Задания для самостоятельной работы. Изучите правила исследования слуха с помощью шепотной и разговорной речи по таблицам слов Л.В. Неймана. Исследуйте слух желательно у детей. Запишите результаты исследования.

Контрольные вопросы: 1.Как исследуется опыт Вебера с помощью камертона? 2.В каких случаях при исследовании опыта Вебера звук идет в хуже слышащее ухо? 3.В каких случаях при исследовании опыта Вебера звук идет в лучше слышащее ухо? 4.Что сравнивают при исследовании опыта Ринне? Какую проводимость исследуют при пробе Швабаха? 5. В каких случаях исследуют опыт Желле?

 

Самостоятельная работа №17. Проведение звука через кость. Проведение звука через воздух. Понятие «резерв улитки», преимущественное снижение слуха на низкие или высокие частоты, восходящий и нисходящий характер аудиометрической кривой.

Задания для самостоятельной работы. Начертите горизонтальную и вертикальную линии для отложения показателей слуха, на горизонтальной отложите показатели частоты звука, начиная от 125 Гц до 8000 Гц, а на вертикальной показатели интенсивности звука от 0 дБ до 100 дБ. Отметьте показатели костной и воздушной проводимости при поражении звукопроведения и при поражении звуковосприятия.

Контрольные вопросы: 1.Каким образом расположены кривые воздушной и костной проводимости при поражении звукопроведения? 2.Что означает на аудиограмме понятие «резерв улитки»? 3. Каким образом расположены на аудиограмме кривые костной и воздушной проводимости при нарушении звуковосприятия?

 

Самостоятельная работа № 18. Аудиометрическое исследование слуха. Тональная, пороговая аудиометрия. Речевая аудиометрия. Надпороговая аудиометрия. Аудиометрия с помощью вызванных слуховых потенциалов мозга. Исследование слуха у новорожденных и детей грудного возраста.

Задания для самостоятельной работы. Изучите понятие пороговой аудиометрии, отличие пороговой аудиометрии от надпороговой и речевой аудиометрии.

Понятия вызванных слуховых потенциалов мозга. Возможности исследования слуха у новорожденных и грудных детей.

Контрольные вопросы. 1. Как исследуется пороговая аудиометрия? 2. Как фиксируются результаты пороговой аудиометрии? 3. Как исследуется речевая аудиометрия? 4. В каком возрасте можно провести пороговую аудиометрию у детей? 5. Что такое игровая аудиометрия7

Самостоятельная работа № 19. Патология органов слуха.Звукопроводящий и звуковоспринимающий характер нарушения слуха, причины их вызывающие.

Задания для самостоятельной работы. Изобразите две аудиограммы с нарушением звукопроведения и звуковосприятия. Объясните почему при болезнях наружного уха имеет место нарушение слуха кондуктивного характера. Болезни наружного уха: серная пробка, инородное тело наружного слухового прохода, фурункул наружного слухового прохода, наружный отит. Аномалии развития наружного слухового прохода и ушной раковины.

Контрольные вопросы: 1.Какого характера нарушения слуха типичны для болезней наружного уха? 2.Нарушения какой проводимости характерны для болезней наружного уха? 3.Каким будет опыт Ринне при заболевании наружного уха? 4. Каким будет опыт Вебера при одностороннем поражении наружного уха?

 

Самостоятельная работа № 20. Болезни среднего уха: острый гнойный отит, хронический гнойный эпитимпанит, хронический гнойный мезотимпанит, антрит, мастоидит. Причины, основные проявления. Осложнения, лечение. Негнойные заболевания уха: острый и хронический катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз. Причины, проявления, лечение, профилактика.

Контрольные вопросы: 1.Какой характер нарушения слуха бывает при заболевании среднего уха? 2.Воздушная или костная проводимость нарушаются при заболевании среднего уха? 3. Куда будет направлен звук в опыте Вебера при заболевании среднего уха?

 

Самостоятельная работа № 21. Заболевания и аномалии развития внутреннего уха. Нейросенсорная тугоухость. Повреждение слуховой области коры головного мозга.

Задание для самостоятельной работы.

Начертите две аудиограммы с нейросенсорным характером нарушения слуха.

Контрольные вопросы: 1.Поражения каких структур внутреннего уха и мозга характерны для нейросенсорной тугоухости? 2. Нарушения костной, или воздушной проводимости характерны для нейросенсорной тугоухости? 3.Как характеризуется опыт Ринне при нейросенсорной тугоухости? 4.Куда направлен звук в опыте Вебера при нейросенсорной тугоухости? 5.Почему при поражении правой височной доли мозга в большей степени нарушен слух на левое ухо?

 

. Самостоятельная работа № 22. Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Причины возникновения глухоты. Классификация глухоты по Л.В.Нейману.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте или скопируйте 4 аудиограммы, обозначив частотный диапазон исследования слуха, и диапазон интенсивности звука. Обозначьте на аудиограммах слуховые возможности 1, 2, 3, 4 групп глухих, обратите внимание на частотный диапазон каждой группы глухих.

Контрольные вопросы: 1. Какой частотный диапазон восприятия звуков у глухих первой группы? 2. Какой частотный диапазон у глухих второй группы? 3.Чем отличается частотный диапазон глухих третьей группы и четвертой группы? 4. Почему при глухоте дети не могут самостоятельно обучиться речи?

 

Самостоятельная работа № 23. Понятие тугоухости, классификация тугоухости по Л.В. Нейману и Б.С.Преображенскому.

Задания для самостоятельной работы. Нарисуйте или скопируйте аудиограмму и обозначьте на ней три степени тугоухости.

Контрольные вопросы: 1.Дайте определение тугоухости. 2. Почему дети с тугоухостью нуждаются в помощи сурдопедагога для обучения речи? 3. С какими нарушениями слуха можно обучаться в нормальной школе?

 

Самостоятельные работы № 24. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Лечение и профилактика заболеваний полости носа, носоглотки, наружного слухового прохода и среднего уха у детей.

Профилактика тугоухости у детей. Детские сады для тугоухих и глухих. Школы для тугоухих и позднооглохших детей.

Контрольные вопросы: 1. Какие заболевания носа, носоглотки, наружного слухового прохода и среднего уха могут привести к снижению слуха? 2.Почему в школах для тугоухих детей имеется два отделения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: