Секс в «культурах бедности»




Представление о том, что сексуальное поведение обусловлено уровнем жизни, известно давно. Обыденное сознание приписывало богатым людям оргиастический образ жизни, а бедным — скромность, сдержанность. Исследования Кинси показали, что это не так. Сексуальные обычаи основываются на других принципах. Это видно на примере сексуального поведения в четырех культурах, которые можно отнести к «культуре бедных». Исследования этих культур провел американский антрополог Ли Рейнуотер.

В рамках рассматриваемых «культур бедности» изучались браки, заключенные в социальных группах, имеющих низкий материальный уровень. Брались такие страны, как Пуэрто-Рико, Англия, Мексика и США. Выбор этих стран обусловлен стремлением исследователя сравнить различные традиции, национальные особенности. Для примера изучались брачные церемонии индейцев Тепоцтлан, сельскохозяйственных рабочих плантаций сахарного тростника в Пуэрто-Рико, фабричных рабочих Англии, браки представителей низших слоев США.

Хотя исследования проводились в различных странах, их результаты во многом совпали. В этих культурах главная цель сексуального сожительства— доставить удовольствие мужчине. Что касается женщины, то к ее желанию относятся либо терпимо, либо оно оценивается негативно. Распространено мнение, что мужская натура требует сексуального опыта, а сожительство необходимо для ощущения счастья, удовлетворенности жизнью. Если этого нет дома, то его можно искать вне дома, у других женщин. К женщинам относятся недоверчиво, подозрительно, всех их наделяют такой чертой, как стремление изменять мужьям. Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается ненужным занятием, в семейной среде оно также рассматривается как неуместное. Родители уверены, что лучшим источником сексуального образования сына является практический опыт. Девушкам внушают другие правила поведения: для них сексуальное образование не является необходимым. Матери никогда не говорят с дочками на сексуальные темы, даже о менструации и беременности. Все проявления любопытства или внимания к сексу у детей подавляются, а интерес к сексуальной физиологии (например, мастурбация) карается.

Для молодежи брак является большим событием, изменяющим социальный статус. Девушки мечтают о романтической любви, о хорошем муже, а для юношей брак означает стать взрослым человеком. Позиция родителей чаще расходится с этими ожиданиями, ибо родители не стремятся укрепить у молодежи чувство самостоятельности, независимости, часто оказывают давление на решение дочери.

Так называемый медовый месяц является источником многих проблем и для женщин связан с трудностями сексуальной адаптации. Для мужчины сексуальное сожительство является важным и укрепляет в нем представление о своем мужестве, вводит его в мир взрослых, но жена не является для него единственной сексуальной партнершей. Муж не ждет от нее страсти и проявлений сексуальных потребностей. Впрочем, они могут быть дурно истолкованы и стать причиной ссоры. Мужей обычно не беспокоит отсутствие у жен сексуального удовлетворения и оргазма, потребности в сексуальных контактах. Сожительство бедно как по форме, так и по способам возбуждения, чаще всего применяется классическая позиция. Часто отношению не предшествуют ласки. Мужчины знают различную сексуальную технику, но предпочитают ее использовать при внебрачных сексуальных контактах.

Женщины — представительницы этих четырех культур — единодушно утверждают, что секс не является для них источником какого-либо удовольствия. Сексуальная близость для них скорее отягощающая обязанность. Они отвергают секс и трактуют его как некое принуждение, нередко прибегают к различным уловкам, чтобы избежать сожительства, стараются его ограничить. Для этих женщин оргазм не является источником позитивных переживаний, к нему они относятся отрицательно, ибо убеждены, что с ним связана возможность беременности. Переживание оргазма подавляется, так как экспрессивно реагирующая на него женщина оценивается мужем негативно. Неудивительно, что у женщин часто встречается отрицательное отношение к оргазму.

Внебрачные контакты мужей одобряются, если они не расшатывают стабильность семьи, не снижают ее жизненный уровень. Чаще всего их партнершами являются проститутки, одинокие, разведенные женщины, а иногда и замужние. В последнем случае эта связь скрывается, если о ней становится известно, то такая связь осуждается. Конечно, в первую очередь осуждают поведение не мужчины, а женщины.

Сегрегация браков не ограничивается только сексуальной сферой, а распространяется на социальные контакты и образ жизни. Каждая семья имеет свой круг знакомств, общения, члены ее заняты конкретными видами деятельности. Женщины живут в кругу семьи и родственников, в них воспитывается чувство принадлежности к окружающим их людям, они видят в них опору и смысл своего существования. Мужчины также замыкаются в кругу семьи, друзей, тесные семейные связи создают своеобразную систему социального контроля. В случае ослабления таких связей (например, в результате переселения) отмечается тенденция к укреплению брачных уз, жены становятся более требовательными к мужьям.

Можно сказать, что определенные образцы семейных связей удовлетворяют важнейшие чувственные потребности, способствуют установлению определенных контактов между супругами. Если влияние устоявшихся семейных связей ослабевает, то возрастают потребности в партнерских связях, повышается интерес к сексу и у женщин. Именно тогда мужчина начинает интересоваться сексуальными желаниями партнерши и перестает быть только потребителем, женщина же начинает осознавать прелесть тепла и ласки.

Возникает вопрос: почему жизнь в большой семье отрицательно влияет на супружеские и сексуальные узы, разделяет партнеров, ограничивает их? Существует гипотеза, объясняющая этот механизм. Рейнуотер считает, что в рассматриваемых культурах, ориентированных на мужчину и его престиж, организованные семейные связи навязывают ему потребность иметь авторитет. Мужчина не заинтересован в ситуации, когда он должен удовлетворять ожидания, потребности и желания жены. Он стремится избегать стресса, каким является соревнование с другими мужчинами за чувства женщины. Супружеская обособленность, сексуальное табу и модель асексуальной, сдержанной женщины создают для мужчины безопасный и мало чего от него требующий мир. Семья не посвящается в дела секса и не может при такой ситуации оказывать какое-либо давление на мужчину.

Таким образом, мы имеем дело с определенным типом культуры, где бедность людей требует взаимопомощи семейного клана и укрепления взаимных контактов. Мужчина и женщина с детства живут в кругу большой семьи, а после вступления в брак и дальше поддерживают контакты с большинством ее членов. Семья образует своеобразную систему социального контроля, чувственных связей, которые являются источником безопасности и опоры. Потребности удовлетворять эти чувства в браке нет. Кроме того, тесные семейные связи должны создавать так называемые предохранительные клапаны для мужского престижа. Подавление секса у женщин, навязывание им определенного образца женственности рождают у мужчин чувство безопасности, позволяют избегать нажима семьи в сфере сексуального поведения.

Исследования, проведенные в этих культурах, показывают, что не факт бедности ограничивает сексуальное поведение, а существующая здесь определенная структура семьи. Зная это, можно лучше понять современные изменения в обычаях, ибо сексуальная революция, развитие различных форм сексуального поведения происходят во всех общностях, в которых семейные связи ослабевают. Считается, что имеет место и обратная связь — большая сексуальная свобода является вызовом для семьи, для укрепления связей между поколениями. Эта проблема очень сложна. С одной стороны, уменьшение влияния семьи сопровождается ростом приватизации жизни, потребностью в интимности, поисками опоры у партнера, развивает интерес к сексу. С другой стороны, растущая степень приватизации, сексуальных потребностей при ограниченных семейных связях может ослаблять устойчивость партнерских уз — в случае, когда партнер не удовлетворяет ожиданий. Это явление характерно и для нас. Жизнь в кругу большой семьи служит определенным видом защиты, барьером на пути новых сексуальных контактов.

Многие сходные черты в структуре партнерских, сексуальных связей в рассмотренных культурах различных стран показывают, что сексуальное поведение в значительной степени определяется социальными факторами и уровнем жизни.

 

Либеральные культуры

Культуры, в которых система норм и обычаев терпимо относится к сексу, к сексуальным связям, не являются редкостью. Мы находим их как в Африке, так и в Америке, на Востоке, а сейчас они все активнее проникают в культуру Запада. К сожалению, еще мало антропологических и социосексологических исследований, посвященных этим культурам. Как пример такого исследования мы выбрали работу Д. Маршалла, посвященную сексуальной культуре жителей одного из архипелагов островов Кука.

Мангайя — один из этих островов, максимальная ширина которого восемь километров. Его можно обойти за один день. В центре острова расположена гора Рангимотиа, где берут начало многочисленные ручейки, питающие возделываемые террасы. На острове находятся селения, где живет несколько десятков человек. Остров сохранил много традиций, обычаев, которые говорят о культуре этого архипелага в прошлом. На примере этого острова можно судить о сексуальных обычаях Центральной Полинезии.

Жители острова живут в кругу многочисленных родственников. Дети играют вместе до 3—4 лет. Позже они разделяются на группы по половому признаку, который будет обусловливать их поведение вплоть до глубокой старости. Нагота детей прикрывается, лишь когда они идут в храм и во время праздников. Дети получают сведения об интимной жизни, когда им исполняется 8 —10 лет. Взрослые одеты, но без излишеств, ханжества.

Многочисленные басни, народные предания содержат сексуальные сюжеты. Повсеместно среди молодежи распространена мастурбация. У мальчиков она состоит в раздражении члена руками, у девочек — в сильном сжатии бедер или качании на пятках. Период созревания у мальчиков определяется по двум признакам: появление волосяного покрова в области гениталий и способность головки полового органа к обнажению. Это преддверие приближающегося обрезания, которое трактуется как переход из мира мальчика в мир мужчины. Посвящение во взрослые не ограничивается только физической операцией, оно заключается и в специальном обучении.

Глава церемонии сообщает мальчику конкретные сведения из области сексуальной жизни, техники сожительства, тактики завоевания партнерши, доведения ее до многократного оргазма. Через две недели после посвящения начинаются практические сексуальные упражнения. Распорядитель церемонии облегчает новоиспеченному мужчине вступление в сексуальный контакт со зрелой женщиной. С этого времени юноша прекращает мастурбацию и вступает в сексуальные отношения, которые часто практикуются с ровесницами.

Сексуальное сожительство туземцы рассматривают как важное занятие. Большинство сексуальных контактов происходит ночью, чаще всего в пустых домах, а также на лоне природы, но всегда с соблюдением интимности. Ценятся длительные формы сношений. Они редко предваряются долгими ласками. Поцелуи распространены среди молодых партнеров. Перед сношением взаимно касаются грудей и половых органов. Целью этих ласк является эрекция сосков грудей, любрикацио у женщины. Особой формой ласки является орализм.

Туземцы невысоко ценят предшествующие половому контакту ласки, ибо трактуют их как ограничение приятного, вытекающего из близости. Молодые или только вступившие в брак пары используют в сожительстве различные позиции, стремятся к созерцанию наготы, но интерес к этому быстро проходит, и уже опытные партнеры не любят применять различные позиции. Больше всего ценится долгое время контакта в одной позиции. Партнеры стремятся к взаимному достижению оргазма. Оргазм трактуется как важный элемент сожительства, но не является его единственной целью. Акцент делается не на количестве оргазмов в течение одной встречи, а на количестве ночей в неделю, в течение которых мужчина способен к сожительству. Длительный период сношений способствует проявлению у женщин многократных или длительных оргазмов.

Партнерские узы. Невзирая на особенности конкретного человека — его происхождение, внешний вид, уровень умственного и физического развития, никто не лишается партнера. Добрачный период связан с соперничеством. Девушки вступают в сексуальные контакты с ровесниками, но быстро начинают ценить контакты со старшими партнерами. Юноши также предпочитают старших по возрасту партнерш. Число сексуальных партнеров различно, в среднем девушка в добрачный период имеет 3—4 партнера, а юноша живет примерно с 10 партнершами.

Среди туземцев известен тип ухаживания, называемый моторо (подкрадывание ночью). Когда семья девушки уснет (а спят все в одном помещении), юноша тайком выходит из собственного дома, проходит через деревню, избегая быть пойманным стражей, следящей, чтобы никто не прогуливался ночью, проникает в дом девушки, опережая других конкурентов. Если это ему удается, то он может остаться у девушки до трех часов утра. В случае если она его не отвергнет или он станет постоянным ее партнером, эта задача ему облегчается, в противном случае ему остается выбор — или убедить ее пойти на сексуальный контакт, или силой принудить к сожительству. В последнем случае она может звать на помощь членов семьи.

Если половой орган введен во влагалище, сопротивление со стороны девушки прекращается. Родители ценят сексуальный опыт дочери с несколькими партнерами, полагая, что благодаря этому она найдет себе наиболее подходящего. Стимул к перемене партнеров исходит также и из убеждения, что частое сожительство с одним мужчиной ведет к беременности. Беременность не означает, однако, что родители дают согласие на брак их дочери с данным партнером, хотя часто это обстоятельство ускоряет заключение брака. Прежде высоко ценилось умение будущей жены вести домашнее хозяйство, сейчас же больше ценится внешняя привлекательность. Секс не является проблемой, так как сексуальная адаптация партнеров уже была решена в ходе добрачных контактов. Препятствия при заключении брака касаются материальной и правовой стороны (например, степень родства), поэтому многие молодые мужчины ищут жен в других селениях или на других островах.

Брак является важным в правовом и социальном отношении состоянием. Мужчина, женившись, меняет образ сексуальной жизни. Теперь он стремится не к частоте контактов в течение одной ночи, а к равномерному сожительству в течение ночей недели. Супруги имеют мало времени друг для друга, редко беседуют дома, объединяет же их постель, секс. Женщины отцветают уже в 45 лет, однако в этот период их самочувствие не ухудшается. Старость приходит постепенно, и к ней жители островов психически подготовлены. Смерть супруга сильно переживается. Из внебрачных контактов не делают проблем. Они, впрочем, не распространены. Чаще всего к ним прибегают женщины, которые ищут контакта с первым сексуальным партнером. Туземцы считают, что в сексуальной жизни нормальный человек должен обладать определенной степенью свободы. Если измена задевает общественные интересы, то общество определяет наказание.

На обычаи жителей острова Мангайя оказывают влияние христианские миссионеры, но их подходы и позиции заметно различаются: миссионеры из Европы более ригористичны, местные — более терпимы. Влияние миссионеров направлено на поощрение сексуального сожительства исключительно в рамках брака. В обычаях туземцев негативно оцениваются кровосмешение, сексуальные контакты партнеров, состоящих в близком родстве, сожительство на виду у всех, групповой секс, оргии, девиации, допинговые средства, сексуальные шутки. В сексуальной культуре жителей острова важным является вопрос оргазма, достижение его одновременно обоими партнерами. Существует мнение, что у мужчин он наступает быстрее, а женщины нуждаются в более длительном стимулировании. Однако у женщин оргазм может появляться уже на этапе ранних сексуальных опытов. Мужчин обычно беспокоит отсутствие оргазма у партнерши, они опасаются дурного о себе впечатления, поэтому стараются чаще провоцировать сожительство, чтобы партнерша достигла оргазма. Следует отметить, что оргазм у женщин данной культуры — явление, распространенное повсеместно. Импотенция у мужчин рассматривается как несчастье, как болезнь. Ее причину усматривают в непомерной сексуальной активности.

Чувственные узы. Любовь в нашем представлении незнакома туземцам. В то же время им известно состояние вожделения, чувственного влечения. Туземцы, владеющие английским языком, трактуют слово «любовь» как синоним сношения. У туземцев нет связи между сексуальным сожительством и чувством к партнеру. Интенсивность страсти и вожделения вытекает из степени сексуальной адаптации партнеров (знание друг друга, сексуальная техника, умение хорошо вести сожительство) и не связана с чувственной ангажированностью. Хорошая сексуальная связь содействует развитию чувственных уз, дружбы, привязанности, жертвенности, что типично для партнеров с длительным супружеским стажем. Можно сказать, что здесь идут от сексуального комфорта или качественного секса к любви, а не наоборот.

Анализ обычаев жителей острова Мангайя позволяет утверждать, что обычный мужчина имеет здесь больше сексуальных контактов, чаще прибегает к сожительству по сравнению с обычным мужчиной в Европе. Но частота половых сношений ведет к бесплодию и импотенции. Общество здесь либерально в отношении к сексу. Необходимо отметить, что здесь не встречаются ни девиация, ни гомосексуализм. Последнее наблюдение опровергает представление о том, что гомосексуализм распространен повсеместно и отчасти обусловлен биологически. Если бы это было так, то трудно допустить, что только жителей данного острова не коснулось это явление.

Либеральная культура жителей острова Мангайя ориентирована на хорошую сексуальную адаптацию, которая является важным условием формирования чувства собственной ценности у мужчин и женщин. Однако либеральный характер этой культуры не ведет к разнузданности в браке, к оргиастическому сексу или девиациям. Не является ли это следствием отсутствия запретного плода, что уменьшает напряжение, связанное с сексом?

На примере этой культуры видно, что сексуальная любовь может вызывать духовную близость, чувство дружбы. Однако обращает на себя внимание то, что здесь не нашла распространения модель любви, так ценимая на Западе,— любви партнерской, с доминацией чувства жертвенности, посвященности. Возможно, что модель любви, которая предъявляет много требований к человеку, обусловлена ограничениями в сфере секса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: