Роль проектной деятельности
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
Какова роль проектной деятельности в реализации требований стандарта? Является ли обязательной проектная деятельность в основной школе? Может ли учитель не использовать метод проектов в своей деятельности, если школа работает по новым стандартам?
Ответы на эти вопросы можно найти в нормативных документах, которые служат главным ориентиром для любого педагога и управленца. На данный момент такими нормативным документами, кроме закона об образовании, являются ФГОС ООО, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа).
Изучая эти документы мы видим, что проектная деятельность прописана в этих документах.
1. ФГОС ООО (п. 18.2.1 Программа развития универсальных учебных действий)
На уровне основного общего образования, кроме других программ, должна быть реализована «программа формирования универсальных учебных действий» в рамках которой, должно быть сформирована культура исследовательской и проектной деятельности обучающихся
2. В примерной основной образовательной программе прописаны.
1. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (п. 1.2.3.3)
1.2.3.3. ОСНОВЫУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что организация проектной деятельности учащихся является одним из обязательных направлений деятельности каждого педагога школы и является необходимым условием развития активной, успешной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и способы деятельности, решать возникающие в ее жизни проблемы
Необходимо переходить от информированности педагогов к овладению новыми технологиями и применению их в практической деятельности. Уход от модели «не знаю и не применяю», «знаю, но не применяю», переход к модели: знаю-осваиваю, умею и применяю.