Истина в гуманитарных науках




Особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках

Философское исследование гуманитарных наук предполагает прежде всего выявление характерных черт и особенностей субъекта и объекта гуманитарного знания.

В. Дильтей Философией жизни   Э. Бетти Современная герменевтика М. Вебер (в противовес Дильтею) П. Рикер (герменевтика) М. М. Бахтин
Предметомпознания «наук о духе»является жизнь. Понятие «жизни» близко понятиям духовной жизни человека и истории, в которой действует человек, наделенный разумом, эмоциями и волей Предметом гуманитарного исследования является продукт человеческого духа, поэтому в объекте гуманитарных наук уже заложено активное начало субъекта, создавшего этот объект. Предметом историко-социальных наук является социальное действие. Социальные науки - все дисциплины, изучающие человека и общество, включая лингвистику, социологию, историю и юриспруденцию. Социальное действие - исходный предмет исследования всех этих дисциплин. Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении.

 

Вопрос о свойствах субъекта познания:

Философией жизни В. Дильтей Герменевтика М. Хайдеггер и Г. Гадамер Структурализм
В естественных науках субъект познания сводится к познающему разуму. Ставится вопрос об историческом характере субъекта познания. Не просто целостный человек, а человек определенной исторической эпохи, несущий в себе все ее основные традиции, рассматривается в качестве субъекта познания. Структурализм не пытается представить субъекта познания отдельным человеком, со всеми присущими ему индивидуальными чертами Познавательная деятельность не является процессом, зависящим от воли, желания и индивидуальных качеств субъекта познания.
Исследование в области гуманитарных дисциплинтребует от человека не только размышления, но и эмоционального переживания, поэтому субъектом познания в «науках о духе» является не отдельно взятая мыслительная способность, а целостный человек. Историческая ограниченность субъекта познания, предопределенность его взглядов менталитетом той эпохи, к которой он принадлежит, является главной чертой субъекта познания в гуманитарных науках.   Направление мысли человека задается бессознательными структурами, напоминающими априорные формы И. Канта. Структуры (= парадигмы индивидуальной деятельности) сводят на нет индивидуальные познавательные усилия человека. Устами субъекта познания высказываются бессознательные структуры, в то время как сознательные цели и мотивы являются лишь видимостью.

 

Проблема объективности гуманитарного знания.

Наука стремится к объективному знанию. Объективным считается знание, независимое от индивидуальных качеств субъекта познания.

Гуманитарное знание имеет ярко выраженные признаки субъективности: оно зависит от способностей, опыта и других персональных качеств познающего субъекта à вопрос о том, можно ли достичь объективности в гуманитарных дисциплинах.

à проблема объективности гуманитарного знания сводится к вопросу о том, являются ли гуманитарные дисциплины наукой.

 

Две основные тенденции:

Герменевтика Структурализм
Полностью преодолеть субъективность в гуманитарных науках нельзя. Гуманитарные науки могут стать науками, только перестав быть гуманитарными.
Однако ее можно ограничить путем использования общенаучных методов исследования.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. СООТНЕСЕНИЕ С ЦЕННОСТЯМИ

Вопрос об объективности гуманитарного знания наиболее остро встает при исследовании специфических методов познания, применяемых в гуманитарных науках.

 

Философия жизни

В рамках философии жизни в качестве метода познания, характерного для гуманитарных дисциплин, было выделено понимание.

М. М. Бахтин

· Понимание - видение смысла, но не феноменальное, а видение живого смысла переживания и выражения, видение внутренне осмысленного, так сказать, самоосмысленного явления.

 

Герменевтика

П. Рикер: между объяснением и пониманием нет конфликта.

· В строгом смысле слова только объяснение является методом, поскольку логические формы объяснения интерсубъективны по своему характеру.

· Субъективное и интуитивное понимание должно базироваться на методе объяснения: на структурно-функциональном анализе, обобщении, выявлении причинно-следственных связей. «Больше объяснять, чтобы лучше понимать».

 

Неокантианство:

В. Виндельбанд и Г. Риккерт (Баденская школа неокантианства) полагали:

· у человека есть два рода познавательного интереса: интерес к общему и закономерному (генерализирующий метод) и интерес к индивидуальному и не повторимому (индивидуализирующий метод).

· Генерализирующим методом в основном пользуются науки о природе, а индивидуализирующим - науки о культуре. 



· индивидуальные факты, являющиеся фундаментом исторических исследований, выбираются и оцениваются историком. Отбор фактов, оценка их значимости происходит на основании их соотнесения с императивами культуры, имеющими значение не для одного человека, а для множества людей и в этом смысле обладающими всеобщим характером. à Соотнесение с ценностями не является субъективной оценкой историка, поскольку ценности имеют универсальный характер.

 

М. Вебер

· Необходимо разграничивать два актаотнесение к ценности и оценку: отнесение к ценности превращает наше индивидуальное впечатление в объективное (общезначимое суждение), оценка не выходит за пределы субъективности. Ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное данной эпохе направление интереса à объективна.

· Науки о культуре должны быть так же свободны от оценочных суждений, как и науки естественные.

 

Истина в гуманитарных науках

Классическое понимание истины, говорящее о соответствии знания действительности, не согласуется со спецификой предмета гуманитарных наук. Для гуманитарных дисциплин «действительностью», подлежащей изучению, является и историческое событие, и произведение искусства, и литературный текст, и мифологический образ.

Герменевтика Г. Гадамер М. Хайдеггер
Исходной установкой является историчность субъекта познания, его зависимость от культурно-исторической среды, в которой он живет. Предрассудки, авторитет и традиции являются конкретным выражением исторических условий. Поэтому их невозможно полностью устранить, как предполагали просветители. Понимает истину в духе философов-досократиков - самораскрытие бытия, как алетейю (от греч. — несокрытость, непотаенность).
Наоборот, следование традиции, опора на неустранимые предрассудки и авторитет не удаляют, а приближают к истине субъекта познания в гуманитарных науках. Он видит в бытии человека (экзистенции) рупор, через который говорит о себе истина бытия. Истина бытия дает о себе знать прежде всего через экзистенцию поэтов. Только в подлинной поэзии раскрывается истинный смысл бытия.

 

Анализ текста – основа гуманитарного познания.

Важнейшая форма анализа текста — выявление ценностно-мировоззренческих предпосылок гуманитарного знания, особенно тех, которые скрыты, явно не представлены в содержании текста. Скрытое, подразумеваемое содержание, ценностно-мировоззренческие принципы, историко-культурный и иные аспекты формулируются при анализе явно, становятся центральным объектом исследования, оценки и выбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: