Ремонт цилиндров.
Основные дефекты цилиндров — это изноо зеркала в виде конусной и овальной выработки, задиры и риски, износ резьбы под шпильки, трещины и раковины, риски и забоины на торцевых поверхностях.
Овальность и конусность цилиндра измеряются индикатором нутромером в трех плоскостях; на расстоянии 10—20 мм от верхней инижней мертвых точек и посередине. В каждой плоскости делается два измерения: в направлении оси коленчатого вала и перпендикулярно ей. Индикаторы-нутромеры указывают только отклонения от установленного размера. Для настройки их необходим кольцевой калибр. При измерении прибор покачивают в плоскости замера (см. рис. 158), действительным является наименьший указанный размер. Овальность определяется как разность перпендикулярных диаметров на данной высоте; конусность — как максимальная разность из трех замеров в одной вертикальной плоскости.
Предельно допустимое увеличение диаметра зеркала цилиндра(которое еще не требует ремонта) равно 0,3—0,5 % диаметра. Значения, рекомендуемые заводами-изготовителями, приведены в табл. 42. При этом необходимо проверить щупом зазор между цилиндром и поршнем. Если он выше допустимого (указанного в таблице) за счет износа поршня, то проще заменить поршень, а цилиндр не ремонтировать. Если же зазор в соединении выше допустимого даже при номинальном поршне, то цилиндр растачивают до первого ремонтного размера (обычно на 1 мм больше номинального диаметра) и комплектуют его поршнем первого ремонтного размера (на 1 мм больше номинала). Если цилиндр имеет вставные гильзы, то их не растачивают, а заменяют новыми. Расточку цилиндров производят также при наличии продольных рисок на зеркале цилиндра и когда конусность или овальность выше допустимых значений (равных примерно удвоенному допуску на размер отверстия).
После расточки цилиндры шлифуют методом хонингования. На станке имеется хонинговальная головка с абразивными брусками, которым придается вращательное и возвратно-поступательное движение. На хонингование в зависимости от чистоты предыдущей обработки оставляют припуск 0,01—0,05 мм.
Шпильки с забитой резьбой выворачиваются и заменяются новыми. Для вывертывания шпильки можно навинтить на нее две гайки и затем на нижнюю гайку, которая упрется в верхнюю, выворачивать шпильку. При повреждении резьбы в блоке отверстия рассверливают и в них нарезают резьбу ближайшего размера под ступенчатую шпильку.
Если при ремонте поршня установлен поршневой палец ремонтного размера, то бронзовую втулку верхней головки не заменяют, а развертывают, чтобы зазор между втулкой и пальцем был минимальным; до 0,1 мм для малых компрессоров и до 0,15 — для крупных. Если же палец не заменяют и зазор оказался больше указанных значений, то необходимо изготовить и запрессовать в верхнюю головку (с натягом 0,01—0,02 мм) новую втулку.
Износ баббитовой заливки в нижней головке может быть компенсирован уменьшением количества прокладок в разъеме шатуна. При отсутствии прокладок (если они все выбраны или не предусмотрены конструкцией) можно произвести запиливание плоскости разъема. В обоих случаях возникает эллипсность. Поэтому дополнительно необходимо пришабривание; острым трехгранным шабером снимают наиболее высокие шероховатости баббита, которые видны после нанесения на его поверхность тонкого слоя краски. При равномерном прилегании баббита (4—6 пятен на 1 см2) зазор между шейкой вала и баббитом должен быть до 0,03 мм, у крупных т компрессоров — до 0,1—0,2 мм.
В шатунах, имеющих бронзовые вкладыши в разъемной нижней головке, вкладыши при износе заменяют. Перпендикулярность оси шатуна валу проверяют специальным шаблоном. При большом износе шатунной шейки диаметр разъемной нижней головки шатуна [уменьшают удалением прокладок или подпиливанием. Но это монет увеличить линейный мертвый зазор сверх допустимого. В том случае, а также при задирах и отставании баббита необходимо произвести перезаливку баббитом. Применяют баббит Б83 (наиболее качественный, с содержанием 83 % олова и 17 % свинца),.Б16 — с содержанием 16 % олова и др. После выплавления старого баббита зачищают поверхность стальной щеткой и обезжиривают 10 %-ным раствором каустической соды. Очищенную поверхность лудят припоем ПОС-30. Шатун собирают в специальном приспособлении с установкой между верхней и нижней головками асбестовой прокладки. Все приспособления нагревают до температуры 180—2G0 °С и заливают непрерывной струей баббита температурой 450— 500 °С
При ремонте больших партий шатунов заливку производят центробежным способом. После заливки подшипник уплотняют роликом на станке и растачивают по диаметру шейки вала с припуском на шабровку 0,1 мм. На подшипниках не должно быть недоливов баббита, раковин, шлаковых включений, трещин и пористости. Правильно залитый подшипник при ударе по нему молотком издает чистый металлический звук. После расточки шатун собирают с валом, пришабривая подшипник по шейке. При сборке шатунов особое внимание надо обратить на шатунные болты: срыв даже одной нитки в резьбе не допускается. Изготовляются они из высококачественной легированной стали. Гайки затягивают до отказа и шплинтуют новыми шплинтами.
Ремонт сальника вала.
При ремонте сальников выбраковывают все резиновые прокладки, пружину, если она потеряла необходимую упругость, стальное кольцо, если износ буртика превышает % ег высоты, еильфон с трещиной или разрывом.
Ремонт сальника заключается в пайке нового сильфона к фланцу и кольцу, испытании на герметичность, шлифовке и притирке колец трения. Сильфоны паяют бескислотным флюсом, состоящим из хлористого цинка (18 %), хлористого аммония (3 %), дистиллированной воды (11 %), технического вазелина (68 %). Герметичность сильфона и пайки проверяют в специальном приспособлении под водой избыточным давлением паров фреона (7-н8)105 Па. Если в течение 5 мин через еильфон и пайку не просачиваются пузырьки фреона, то сальник считается герметичным. Стальное кольцо шлифуют на шлифовальном станке абразивным камнем или в специальном приспособлении шлифовальными порошками № 240—320. После шлифования оставляют припуск на последующую обработку 0,01—0,02 мм. Затем кольцо притирают на чугунной плите при помощи специального приспособления в сверлильном станке вручную или на притирочном станке с применением микропорошка М14— М28. Смазочной средой во время притирки служит керосин или машинное масло. Во время притирки кольцо равномерно прижимается к плите и вращается одновременно вокруг центральной точки плиты и своей оси. Тонкую притирку (доводку) производят в таком же приспособлении с применением микропорошков М5—М10 или паст ГОИ на равном стекле.
Доводку бронзового кольца производят с помощью абразивных порошков пониженной твердости (окись хрома, окись железа) или притирочных паст. Графитовые кольца бессильфонного сальника притирают на чугунной плите без применения паст. После доводки чистота поверхности рабочих плоскостей колец сальников должна быть 14-го класса, что проверяют путем сравнения поверхности с эталонной или профилометром. Окончательную проверку качества ремонта сальника производят после его обкатки на компрессоре путем создания в картере компрессора избыточного давления фреона (8-г-Э) 105 Па по отсутствию пузырьков, просачивающихся через неплотности.
Ремонт клапанной группы и запорных вентилей.
Основное в ремонте клапанной группы — это обеспечить плотное прилегание клапанных пластин в седлу, свободное перемещение (без заеданий) их на всю высоту подъема (1,2—2 мм). Пластины клапанов должны быть ровными, без заусенцев и рисок. Покоробленные Пластины бракуют. При ремонте пластины, как правило,- заменяют.
При толщине пластины 1,38—1,5 мм можно допускать износ не более 0,2 мм. Кольцевые пластины перед сборкой тщательно притираются. Особое внимание надо обратить на притирку седел — мест прилегания клапанных пластин. Риски и забоины на седлах не допускаются. Клапанная доска также притирается. При наличии рисок или коробления допустима предварительная шлифовка ее на 0,1—0,2 мм. Пружины клапанных пластин и буферная пружина проверяются на упругость. Если в процессе работы пружина дала осадку 2—3 мм, то ее заменяют новой.
Запорные вентили при ремонте полностью разбирают, конусы клапанов при необходимости шлифуют или просто притирают по. месту к седлу. Сальники аммиачных вентилей заполняют хлопчатобумажной набивкой,, пропитанной маслом и мелким порошком графита. На фреоновых вентилях сальники набивают уплотнительными кольцами, вырубленными из листовой маслобензостойкой резины. Плотность прилегания вентиля в сборе проверяется в двух крайних положениях шпинделя давлением воздуха 16 10 Па. Вентиль должен плотно перекрываться без применения рычагов и особых усилии.
Сборка компрессора.
Перед сборкой все детали компрессора промывают в бензине, обдувают сжатым воздухом и слегка смазывают маслом. Затем собирают отдельные узлы и в определенной (для каждого типа компрессоров) последовательности устанавливают их в компрессор. Для облегчения сборки»используют приспособления. Например, поршень с кольцами вставляют в цилиндр при помощи конусной втулки. Шатун должен легко проворачиваться на валу от руки.
Для проверки линейного мертвого объема можно использовать свинцовые полоски шириной 4—5 мм и длиной 8—10 мм. Толщина полосок должна быть равна 0,02 диаметра цилиндра. Вместо буферной пружины устанавливают жесткую втулку. После обжатия свинцовую пластинку вынимают и толщину ее замеряют микрометр Величина линейного мертвого объема должна быть примерно равной 0.01D (0,008—0,014?>).
При закрывании крышек или головки компрессора гайки затягивать надо попеременно с разных сторон и постепенно, чтобы не пережать прокладки. Проворачивая маховик рукой, необходимо убедиться в свободном движении кривошипно-шатунного механизма и поршней. Радиальное и торцевое биение маховика не должно превышать 0,5 мм по его верхнему ободу. Правильность сборки проверяют обкаткой компрессора.