Почему первоначально право главным образов возникло в результате санкционированных государственных норм и обычаев первобытноголбщества?




Понятия

1. Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством

2.ПРАВОПОНИМАНИЕ — сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др.

3. Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.

4. Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

5. При́нципыпра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

6. Правово́ерегули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

7. Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.Так, например, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права.

8. Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

9. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права.

Почему первоначально право главным образов возникло в результате санкционированных государственных норм и обычаев первобытноголбщества?

Становление права происходило в течение многих веков. Это — закономерный процесс, вызванный:

— усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;

— имущественным расслоением общества, выделением разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;

— углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов;

— потребностью упорядочнить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;

— необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;

— стремлением нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.

Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики.

В первобытном обществе нормативным социальным регу­лятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение дли­тельного времени. Обычное право — система норм, опираю­щихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общи­ны, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, перво­бытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их це­лью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода пе­ред другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регла­ментируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных пле­мен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону обязанностей, были неотделимы от них, по­скольку первобытный индивид не имел выделенного осознан­ного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобре­тают права. Возникновение мононорм было свидетельством вы­хода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обы­чаи не воспринимались людьми как противоречащие их лич­ным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюда­лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, воена­чальников, взрослых членов рода. При необходимости к нару­шителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: