Понятия
1. Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством
2.ПРАВОПОНИМАНИЕ — сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др.
3. Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.
4. Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две группы функции права.
1. К общесоциальным относят, в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
г) экологическую функцию.
2. Специально-юридические функции:
а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
5. При́нципыпра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.
6. Правово́ерегули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
7. Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.Так, например, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права.
8. Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.
9. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права.
Почему первоначально право главным образов возникло в результате санкционированных государственных норм и обычаев первобытноголбщества?
Становление права происходило в течение многих веков. Это — закономерный процесс, вызванный:
— усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;
— имущественным расслоением общества, выделением разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;
— углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов;
— потребностью упорядочнить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;
— необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;
— стремлением нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.
Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.)