ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ 8 КЛАССА




ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы, происходящие в Российском образовании, определяют подходы к обновлению и развитию всей системы обучения. Основная идея модернизации отечественного образования заключается в том, что главным её результатом должны стать не отдельные знания, навыки и умение, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Появляется задача не столько наращивание объема знаний, сколько приобретение разностороннего опыта. В результате этого происходит изменение методов и форм организации уроков, акцентируется внимание на обучение через практику, создаются условия, где первостепенным является личность ученика, его способность к самовыражению и самостоятельности.

Приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение и исследовательская деятельность. Меняются подходы к оценке: в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся. Роль преподавателя изменяется от руководителя к помощнику.

Особое место в совокупности важных задач обучения, как математики, так и других дисциплин занимает проблема формирования исследовательских умений учащихся.

Проблему изучения исследовательских умений учащихся рассматривали такие учёные, как Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков. По мнению ученых, исследовательская деятельность учеников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

На исследовательскую деятельность, как на эффективное средство активизации учебного познания при обучении математике, указывают В. И. Андреев, Л. В. Виноградова, В. А. Далингер, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, О.Л. Калинина, Н.М. Мочалова, А. Ю. Фадеев. Психологические особенности исследовательской деятельности учащихся отражены в работах А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.А Крутецкого, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Л.М. Фридмана. Исследовательскую деятельность, как метод обучения, рассматривали педагоги Д. Брунер, Н. А. Меньшикова, М. В. Таранова, В. А. Гусев.

Одним из средств формирования исследовательских умений в образовательной практики выступают практико-ориентированные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной области с окружающей

действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью.

Поэтому необходимость применения практико-ориентированных задач в обучении математики обусловила актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования является процесс обучения алгебры учащихся 8 классов.

Предмет исследования: особенности формирования исследовательских умений посредством использования практико-ориентированных задач на уроке алгебры.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическая разработка практико-ориентированных задач как средства формирования исследовательских умений среди учащихся 8 класса на уроке алгебры.

Для достижения цели была выдвинута следующая гипотеза: методика использования практико-ориентированных задач является эффективным средством формирования исследовательских умений среди учащихся 8 класса на уроке алгебры.

Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия исследовательских умений и их особенности;

- дать характеристику исследовательским умениям в обучении математики;

- дать определение практико-ориентированным задачам;

- провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у учащихся 6 классов на уроках математики;

- разработать и реализовать методику использования практико-ориентированных задач на уроке алгебры;

- обобщить и представить результаты экспериментального исследования.

Методы исследования: беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента; изучение и анализ документов по вопросам образования, психологических, педагогических и методических исследований проблемы реализации практико-ориентированной направленности школьного курса математики.

Элементы научной новизны: выявлены научно-методические особенности внедрения практико-ориентированных задач в курс математики, разработана система практико-ориентированных задач.

Практическая значимост ь исследования заключается в том, чторазработанная система задач может быть использована учителями математики при подготовке и проведении уроков в 8 классах.

 

 

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ8 КЛАССА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: