Детское дезинтегративное расстройство




Существует небольшая группа людей, которые развивались нормально или почти нормально в течении периода от 1,5 до 4 лет, а затем у них появлялись тяжелые симптомы аутизма. Иногда это классифицируется как поздно начавшийся аутизм. У людей, имеющих более длительный период нормального развития, следовал явно выраженный регресс навыков, приобретенных ранее. Это нарушение принято относить к детскому дезинтегративному расстройству (в прошлом рассматривали как психоз Геллера, деменция Геллера или дезинтегративный психоз).

Заболевания, сходные с аутизмом: расстройства, включающие в себя некоторый спектр аутистической симптоматики, но не имеющие полного набора критериев аутизма или синдрома Аспергера - одна из основных проблем диагностики. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно определения их переходного типа и присвоения им названий.

Аутистические особенности:

К этому типу принято относить людей, не имеющих полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства и заболеваний, похожих на аутизм. Такие особенности могут проявляться, например, при умственной отсталости, тяжелых моторных нарушениях и т. д.

Практически у каждого ребенка, страдающего аутизмом, в младенчестве можно предположить глухоту или слепоту. Это вызвано тем, что ребенок, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не реагирует эмоционально на речь. Однако, эти подозрения быстро рассеиваются, благодаря бросающейся в глаза сверхчувствительности ребенка к определенным сенсорным раздражителям, даже при отсутствии реакции на социальные стимулы. С другой стороны, в поведении детей с нарушениями зрения или слуха также могут наблюдаться однообразные действия (такие как раскачивания, раздражения уха или глаза, игры с пальцами), которые так же, как и в случаях аутизма носят функцию аутостимуляций, компенсирующей недостаточность общения с миром. Однако, нельзя говорить об РДА, пока стериотипное поведение не сочетается с трудностями установления эмоционального контакта с другими людьми на доступном ребенку уровне.

Необходимо отметить, что возможно сочетание аутизма с нарушениями слуха или зрения, и такие случаи не так уж редки. По меньшей мере, у одного из пяти детей, страдающих аутизмом, значительно ограничено зрение. Полное отсутствие зрения при аутизме встречается не часто, но большой процент врожденно слепых детей имеют высокий уровень аутизма. Около двух из пяти детей с аутизмом страдают косоглазием и другими нарушениями управления движением глаз.

Случаи нарушения слуха при аутизме встречаются очень часто. Примерно один из четырех аутичных детей имеет значительный уровень нарушения слуха и несколько процентов совершенно глухие.

Такие ситуации могут складываться, например, при врожденной краснухе. В подобных случаях стереотипность в поведении сочетается со сложностями в общении даже на самом элементарном уровне, что значительно усложняет коррекционную работу.

Достаточно часто возникает необходимость соотносить детский аутизм и умственную отсталость. Детский аутизм может сочетаться с различными, в том числе и очень низкими количественными показателями умственного развития. При обычном обследовании около двух третей детей с аутизмом оцениваются как умственно отсталые, а половина из них - как глубоко умственно отсталые. Однако, нарушения интеллектуального развития при аутизме имеют качественную специфику: при количественно равных показателях с умственно отсталыми детьми, аутичный ребенок может быть более функционален в отдельных областях и гораздо хуже адаптирован к жизни в целом. Показатели по отдельным тестам могут сильно отличаться, может быть достаточно большой разрыв между показателями вербального и невербального интеллекта, и чем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше будет этот разрыв. Так же, как и у детей, имеющих нарушения слуха или зрения, дети с интеллектуальной недостаточностью могут выработать специальные стереотипы аутостимуляции. Поэтому очень важно для правильной постановки диагноза выяснить, сочетаются ли эти действия с невозможностью установления с ребенком эмоционального контакта на доступном ему уровне.

Необходимо также отличать нарушения речи при аутизме от других нарушений речевого развития. Затруднения возможны в случаях более легкого и более тяжелого аутизма, так как в основном странная интонация, штампы, эхолалии, перестановки местоимений не вызывают сомнений при диагностике. В том случае, если ребенок не пользуется речью и не реагирует на речь других, может встать вопрос о моторной и сенсорной алалии. Но отличие от моторной алалии состоит в том, что мутичный ребенок иногда может непроизвольно произносить отдельные слова или даже фразы. Труднее дифференцировать мутизм и сенсорную алалию. Трудно сказать, понимает ли глубоко аутичный ребенок обращенную к нему речь. Ребенок не сосредотачивается на речи окружающих, речь не является инструментом его поведения, но с другой стороны, иногда он может адекватно воспринимать и учитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевого общения между другими людьми. Самый же главный признак, как и в других случаях дифференциальной диагностики, - характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации. В отличие от ребенка с алалией, он не пытается общаться с окружающими с помощью интонации, взглядов, мимики, жестов. В более легких случаях детского аутизма возможны проявления разнообразных речевых нарушений, таких как трудности в восприятии речевой инструкции, смазанность, нечеткость произношения, запинки, аграмматизмы, трудности в построении фразы. Причем, по большей части, эти проблемы возникают в том случае, когда ребенок пытается организовать целенаправленное речевое взаимодействие, вступить в речевую коммуникацию. В тех случаях, когда высказывания автономны, нецеленаправленны, штампованны - речь, как правило, более чистая и фразы более правильны. Кроме этого, при дифференциальной диагностике необходимо учитывать общие характеристики поведения. При попытках коммуникации аутичный ребенок будет проявлять сверхзастенчивость, заторможенность, повышенную чувствительность к взгляду собеседника, стремиться к общению в ритуализированной форме. В основе нарушений речи при аутизме лежит, прежде всего, нарушение понимания значения коммуникации, которого мы не наблюдаем у детей с нарушениями речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: