Новые поступления в библиотеку института




 

 

г.Видное

Новые поступления в библиотеку института / Сост. В.И.Качнев, 2003. - с.

 

 

Цель данных рекомендаций – помочь студенту в организации самостоятельной работы над библиографией.

 

Введение

 

В основе подготовки специалистов лежит самостоятельный труд, который предполагает максимальную активность каждого обучающегося,как в организации работы, так и в использовании целенаправленного восприятия переработке закреплении, применении знаний, в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания в личные убеждения, неуклонно руководствоваться ими в своей повседневной деятельности.

Самостоятельная работа студента включает разнообразные формы и методы, которые предполагают умение разыскивать нужную литературу и умение работать с ней.

Данные рекомендации содержат минимум библиотечно-библиогра-фических знаний, которыми должен обладать каждый студен.

 

 

1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самообразование студентов является составной частью всей системы учебной работы вуза. Она предполагает умение учиться, самостоятельно работать с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность. Путем самообразования студенты не только получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию.

В учебном процессе вуза широкое распространение получили такие виды самостоятельной деятельности, как написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Приступить к написанию реферата, курсовой и дипломной работы можно тогда, когда студент абсолютно ясно и отчетливо представляет себе тему своей работы.

Далее необходимо подобрать литературу по теме. Здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат библиотеки: энциклопе-дии, словари, справочники, статистические сборники, каталоги и картотеки.

Каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор, заглавие, издательство, год издания, число страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Если студенту точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии их авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом, где все названия книг расположены в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам их авторов либо по заглавиям, если авторы не указаны. В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. При написании реферата, курсовой и дипломной работы целесообразнее использовать систематический каталог, в котором литература указывается по отраслям знаний, названия книг сгруппированы по рубрикам и под рубрика-ми.

Студенту для написания работы могут понадобиться и статьи, опубли-кованные в различных сборниках и периодических изданиях.

Для этого в библиотеке создаются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей.

Материалов из сборников. Расположение карточек в таких картотеках, как правило, систематическое.

Выбранную литературу студент может взять на дом или работать с ней в читальном зале библиотеки. Текст реферата, курсовой, дипломной работы обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями вуза и согласно соответствующему стандарту. Методические рекомендации по написанию научной работы содержит учебное пособие В.И. Качнева «Методология научного исследования»(2000г.).

 

 

2. РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

 

Изучение научной литературы – серьезная работа, поэтому статью

или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеет-ся собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометы на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых мате-риалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу листа поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимство-ванию материала. Параллельно следует обдумывать найденную инфор-мацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте научной работы прямо или косвенно.

Косвенно - в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передавать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Студент должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная цитата не украшает работу.

Отметим ряд правил, которых придерживаются при цитировании.

1.Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзацами).

2.Каждую цитату следует заключать в кавычки.Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки: «… общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть»(Ф.Хайек. О свободе. –Минск: Полифакт-Референдум.- 1990. –С.104) или (6. С.104), где 6 –номер источника в списке литературы.

3.Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т.п.). Если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено.

«Важным фактором воспитания является сплоченность людей в коллектив на основе е д и н с т в а цели, труда, деятельности, борьбы» (В.А.Сухамлинский. Методика воспитания коллектива // В.А.Сухамлинский. Избранные произведения в пяти томах. –Киев: Радянска школа, 1979. –Т.1. – С.434. (Разрядка моя).

4. После каждой цитаты нужно указывать ее источник. Обычно ставят в квадратных скобках номер, под которым источник указан в списке использованной литературы.

5. При использовании одного и того же источника, уже упомянутого в пре

дыдущей цитате, указывают в скобках или в списке: «там же».

 

ПРИМЕРЫБ

ИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Айзенберг А.Я.Самообразование6 история,теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов. –М.: Высшая школа. –1986. –128 с.

2. Альберт Ю.В.Библиографическая ссылка: Справочник / Отв.ред. И.Н.Госин.-Киев: Наукова думка.- 1983. –248 с.

3. Воронцов Г.А. Работа над рефератом. –Ростов н/Д:Издательский центр «Март Т»,2002. –64 с.

4. Волков Ю.Г.Диссертация:Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова.- М.Гардарики, 2002. –160с.

5. Качнев В.И. Методология научного исследования. –М.:Московский региональный социально-экономический институт, 2000.-46с.

6. Составление библиографического описания: Крат.правила. –М.:Книжная палата. 1987. – 224 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: