В. С. АРСЕНЬЕВ. «О СТЕПЕНИ МАГА»




Предисловие

Публикуемый документ найден нами в архивах московских масонов системы Злато-Розового Креста[1], также называемой «берлинской», или «розенкрейцерской», учрежденной в России в 1780 г. стараниями И. Г. Шварца, друга и коллеги Н. И. Новикова.

Текст написан Василием Сергеевичем Арсеньевым (1829–1915), правнуком В. А. Левшина, внуком В. Д. Комынина, сыном С. Н. Арсеньева, т. е. наследника целой династии известных русских масонов, занимавших в разное время руководящие должности в русском розенкрейцерстве и оставивших после себя множество рукописных масонских книг как собственного сочинения, так и (преимущественно) других авторов, которые и сохранились в архиве В. С. Арсеньева. Сам он был посвящен в масонство в 1850 г. и к 1854 г. получил степень мастера, а в 1863 г. был возведен в 8-ю степень розенкрейцеровского ордена. Будучи выпускником Училища правоведения, Арсеньев в разное время служил в Сенате, в Министерстве юстиции, работал инспектором казенных училищ Московской губернии, участвовал в обсуждении судебной реформы, а также публиковал статьи и переводы в православных периодических изданиях. В 1900 г. он посвятил в масонство и своего сына – этот акт можно считать последним посвящением по линии московского розенкрейцерства. В. С. Арсеньев пытался не только сохранять, но и издавать некоторые масонские рукописи, однако большинство его издательских планов не было реализовано. Тем не менее сохранившиеся в его архиве (фонд 13) тексты представляют собой бесценный материал для истории масонства в России. Текст «О степени мага» находится в фонде 13 (картон 13, единица хранения 10, листы с 9 по 11) и помечен 17 января 1893 г.

Розенкрейцеровская система, к которой принадлежал В. С. Арсеньев, являлась своеобразной надстройкой над классическим английским масонством трех степеней. В орден Злато-Розового Креста принимали только тех, кто получил посвящение в эти три степени, а также и в переходную 4-ю степень шотландского, или «экосского» мастера. Собственно же розенкрейцеровская система посвящения включала девять степеней – юниор, теоретик, практик, философ, минор, майор, Adeptus Exemptus, магистр и маг.

Большинство русских розенкрейцеров принадлежало к степени «теоретика». В архивах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Научно-исследовательского отдела рукописей Российской национальной библиотеки (НИОР РНБ), как и в некоторых других, сохранилось множество документов, касающихся истории и учения «Теоретического градуса Соломоновых наук». К сожалению, мы не знаем точно, какие из более высоких степеней были получены русскими масонами и кем именно.

Так, например, А. В. Семека пишет: «Наши розенкрейцеры, хотя, кажется, и не достигли последних степеней ордена, не сделались магами, обладателями философского камня и вызывателями духов, но дошли уже до того, что в этом стали видеть цель своих конечных исканий, столь далеких от “познания Бога в природе и природы в человеке”»[2]. Он же отмечает, что «нам неизвестно, каких ступеней достигли русские братья в розенкрейцерстве и насколько пошли они в своих работах дальше «теоретическаго градуса», но из показаний Новикова видно, что многие из них были «приняты в орден»[3].

Того же мнения придерживается и Г. В. Вернадский. Впрочем, он уточняет, что в более высокие степени были приняты Шварц, Шредер, А. М. Кутузов, получивший степень практика в Германии и И. П. Тургенев, получивший IV степень[4]. Судя по показаниям Новикова, в следующие за теоретической степени были приняты также князья Трубецкие, И. А. Поздеев, М. М. Херасков.

А. И. Пыпин, ссылаясь на те же показания, а также и показания И. В. Лопухина, утверждает, что русские розенкрейцеры не занимались алхимией, магией и каббалой, хотя и изучали их чисто теоретически, по тем текстам и «писаниям», которые были ими получены от берлинских «братьев»[5]. Действительно, в масонских архивах мы находим множество документов, описывающих различные эзотерические учения, а также и различные инструкции, наставления и акты различных степеней. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы судить, велись ли реальные работы в этих степенях, практиковались ли русскими масонами алхимия и магия в действительности.

В этом смысле публикуемый документ представляет огромный интерес, так как в нем описываются именно «работы» в степени мага, а именно посвящение и общий характер работ. Нам не удалось найти других подобных документов в НИОР РГБ; судя по всему, он носит уникальный характер. Однако статус этого документа неясен. Непонятно, 1) идет ли речь об инструкции к совершению реальных работ или это только описание представлений автора о подобных работах; 2) представляет ли собой это описание орденский документ или только точку зрения автора? Несомненно, в тексте отражена некая традиция, так как сам автор, В. С. Арсеньев, был наследником одной из самых известных розенкрейцерских династий и обладал доступом ко множеству документов и источников. С другой стороны, текст датирован 1893 г., когда уже никакие систематические работы розенкрейцерами не велись, большинство посвященных в орден уже умерли, никакой формальной организации и структуры в ордене не существовало, связей с распавшимся берлинским центром тоже не было. Все это не позволяет точно оценить характер документа.

Отметим, однако, что публикуемый текст, несмотря на свою уникальность, отражает традиционные для розенкрейцеров представления, которые прослеживаются и в источниках XVIII в. Перечислим некоторые из них: 1) представление об ордене как о собрании апостолов Христа, а о Христе – как о мастере ордена; 2) христианский характер магии, отождествляемой с чудесными силами апостолов и дарами Святого Духа; 3) представление об ордене как собрании служителей Премудрости Божией (Софии); 4) представление о ложе как микрокосме, в котором отражен макрокосм. Таким образом, эти идеи устанавливают связь публикуемого текста с розенкрейцерской традицией, несмотря на позднее время его написания.

Предпошлем публикации текста и комментариям к нему некоторые общие сведения о роли магии в русском масонстве. Прежде всего следует отметить, что магия входила в триаду «тайных», или «высших» масонских наук, наряду с каббалой и теософией. Тройственное деление трех тайных наук было связано с тройственной задачей ордена – познание Натуры, Человека и Бога, которая достигалась за счет синтеза трех форм откровения – чувственного, рационального и мистического. Эти три тайные науки были известны также как три «света» – свет натуры, свет разума и свет благодати, искание и стяжание которых было основной целью розенкрейцерства понятого как «вселенский университет, мировая академия тройственного просвещения»[6].

Учение о трех светах появляется в тексте, перевод которого был распространен среди русских братьев, и авторство которого неизвестно, но иногда приписывается Иоанну Арндту, известному протестантскому мистику: «Премудрость есть свет и сияние ея не угасает. Свет сей есть тройственный и вместе един <…> Магия есть натуральный свет и натуральный Дух, Кабала есть свет и дух сверхнатуральный, свет Ангельский, Теология есть свет Божий, Дух Святый»[7]. Магия здесь соотнесена с природой, миром элементов и эмпирическим познанием, кабала с разумом, ангельским миром и рациональным познанием, а Теология с миром божественным, духом и мистическим познанием.

Эту концепцию воспроизводили, например, такие духовные лидеры русских розенкрейцеров, как С. И. Гамалея, И. Г. Шварц и И. А. Поздеев: «Магия, Кабала и теозофия суть три света, коими всегда управлялся и ныне управляется мир. Свет магии есть истинное познание видимых вещей в Натуре; свет Кабалы или ангельский, есть истинное познание невидимых или духов; наконец, свет Божественной теозофии есть истинное познание Божественных свойств и совершенств»[8].

Далее, следует отметить некоторые особенности отношения к магии в среде русских масонов.

Совершенно очевидно, что магия в чистом виде с трудом могла прижиться в русском розенкрейцерстве, большинство представителей которого были правоверными членами православной церкви и осознавали себя «истинными», или «внутренними» христианами. Поэтому первой особенностью магии в масонском понимании является христианизация. Мы уже видели, что три тайные науки связывались масонами с тремя ипостасями Св. Троицы. Тенденция христианизации особенно заметна у И. А. Поздеева, который связывал их также и со Священным Писанием: «В Св. Писании весь Орден находится: есть магия, кабала, теозофия, благодать, но находить в оном весьма трудно. В Ордене все взято оттуда, акты писаны Магами»[9]. Масонская наука как триединство магии, каббалы и теософии напрямую выводится здесь из Св. Писания.

Тот же Поздеев в другом месте говорит: «Высшия Науки: Магия, Кабала и Теозофия <…> три волхва были: один Маг, другой Кабалист, третий Теозоф, имена их Каспар, Шод и Мелхиор»[10]. Эту фразу можно понять и таким образом, что тайные масонские науки есть лишь преддверие истинного христианства, ступени, ведущие к высшей божественной мудрости, ведь три волхва поклонились Христу, признав его высшую божественную суть.

Наконец, Поздеев заявляет, что подлинным источником тайных наук является никто иной как Бог: «Кто есть первый Архитектор, кто первый математик, кто первый Физик, кто первый химик, кто первый Маг, кто первый кабалист, кто первый теозоф? – Бог»[11]. Тем самым утверждается статус масонских наук не просто как человеческого изобретения, а как предания, восходящего к чистому источнику божественного откровения.

Второй особенностью розенкрейцеровского понимания магии является ее связь с метафизикой. Эта особенность, вероятно, проистекает из того факта, что русские масоны в основном работали в теоретической степени, которая была посвящена познанию Бога, натуры и человека, т. е. метафизике.

В некоторых текстах метафизика может отождествляться с магией. Например, в тексте под названием «Определение масонства» второе из трех определений масонского искусства таково: «Оно есть: а) познание Натуры, силы оной, свойств и действий ея. Древние называли высокую сию науку Магиею, новые: Алхимиею, Химиею, Метафизикою, Физикою, Естественной Историею и пр.»[12]. Здесь магия и философия (метафизика) – два названия одной и той же дисциплины, отождествленной также с алхимией и другими науками.

Магия может рассматриваться как прикладной аспект метафизики: «Никак не кажется мне то вздором, что очищенная и возвышенная душа мудраго может соделать подобное Натуре вышних духов и иметь с ними более связи. <…> Может быть суть то познание о начале всех вещей, о тайных пружинных Натуры, свойств души нашей, ея происхождении и предопределении и о всем том, чего можно ожидать от искусства изобретать искусства, ибо каменщичество не есть одна безплодная теория: оно есть искусство. <…> Может быть существо онаго составляет и все сказанное[13], а может быть и большее»[14]. В данном тексте масонское учение разделено на теорию и практику. Теория – это, по сути, метафизика, познание Бога (начала всех вещей), человека (души нашей) и Натуры. Практика же, или искусство, вытекающее из этой теории – это магия и алхимия, которые в масонском учении связаны между собой теснейшим образом.

Третья особенность понимания магии – ее разделение на белую и черную, на истинную и ложную. При этом первая отождествляется с подлинным ведением природы, которое не противоположно ни науке, ни философии, ни религии, а вторая – с суевериями, чародейством, чернокнижием, волшебством и еретичеством[15]. Тем самым магия включается в христианскую традицию и ей придается философское и научное значение. Отметим также, что восприятие магии как прикладной философии, деление магии на истинную и ложную, отождествление истинной магии с «натуральной философией» не является чем-то уникальным для масонов и восходит к герметической, магической и неоплатонической ренессансной традиции, представленной именами Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Агриппы, Парацельса и других[16]. Эта традиция получила отголосок, например, в такой формулировке Фрэнсиса Бэкона: «Им и подчиняются подобным образом две практики: физике – механика, метафизике (в очищенном смысле слова) – магия, вследствие ее обширных путей и большей власти над природой»[17].Наконец, последней особенностью масонского понимания магии является ее связь с масонским посвящением. В частности, в сборнике по каббале, магии и алхимии обнаруживается интересная схема, которая связывает триаду основных масонских дисциплин с различными степенями и системами масонства[18]. Так, магия и алхимия соотнесены в ней с естественным законом, первым откровением, данным Адаму, с познанием человеческого тела, а также с первым градусом масонского посвящения. Интересно, однако, то, что параллельно магия отождествляется со всем иоанновским масонством, взятым вместе.

Связь магии с низшей, первой степенью посвящения поддерживал и И. А. Поздеев: «Х степень[19] нам изъясняет, что два столпа Иахин и Воаз означают красоту и силу. Тоже самое подтверждается и в одном розенкрейцерском сочинении, с присовокуплением, что они означают также <…> Царство Натуры и царство Благодати; телесность и духовность, земную сферу и небесную, тако же Магию и Кабалу, ведение коих было платою Учеников и Товарищей»[20].

Однако тот же Поздеев связывает, например, евангельских магов-волхвов со второй степенью посвящения: «Маги приняты были во 2-ю степень, ибо они первую хорошо прошли; из неотесанного камня принесли в дар И:Х: кубический, т. е. свое золото и проч. Апостолы были приняты в 3-ю ст; первые прославили рожденнаго, а вторые распятого»[21].

В других текстах магия связывается собственно со степенью мага: «Имеющие внутреннюю способность стяживать сокровища натуры, и в верности испытанные должны, кажется мне, во святыя храма совершатся в адепты, постигать верх искусства Высшей Алхимии, отворяющего вход в Божественную Магию, которая есть всемощное искусство утвержденных в апостольстве, царей и священников Натуры, обитающих во святая святых Храма»[22]. Здесь уже магия и маги отождествляются с апостольством и апостолами, а их место определяется как Святая Святых или «обитель возобновленнаго Едема», «райское жилище света», что указывает на высшую степень посвящения, цель которой «Соединяться с Божественною Святою Триединицею в горнем Сионе и должность: стоять у Престола Божия, с седмью духами Божиими»[23].

Разночтения в определении соответствия магии и той или иной степени посвящения связаны, видимо, с пониманием магии. Так, первой степени посвящения соответствует, судя по всему, естественная магия, она же прикладная метафизика; вторая степень посвящения отождествляется с магами в чисто аллегорическом смысле; наконец, высшей степени соответствует магия божественная как искусство общения с духами вообще и Святым Духом в частности. Именно описанию посвящения в эту степень и посвящен публикуемый текст.

Текст

 

Благодать Господа нашего Ис. Хр. и любовь Бога Отца и Духа Святаго причастье буде со всеми нами, Аминь!

Возлюбленные братья о Господе! Во имя его собрались мы в это наше сокровеннейшее собрание[24] и веруем, что среди нас присутствует Сам Господь и начальник наш[25], Премудрость Божия воплощенная. Возобновим же и заключим нашу принадлежность Ему единому и здесь познаем всю силу и сущность обетов наших и призвания нашего, к тому чтобы познать Премудрость и добродетель, Богу угодить и ближнему служить! Имеет бо раб божий Господа своего, и ученик божий учителя своего! Понеже в этом средоточии внутреннаго нашего ордена[26] собрались мы по числу седми[27] духов Божиих, во всю землю[28] то есть во всю вселенную посылаемых с влияниями Того, иже был, сый и грядый и Который все создал и Коим все существует, то, во славу Имени Его, составим обычную нашу цепь[29], по препадении пред престолом Бога и Агнца, воспевая песнь новую и повергая пред престолом Его венцы, т.е. силы, священства натуры 12 и благодати 12, яко от него данные и ему служащие. От Него бо нам даруются, а не от человеков, ниже от ангелов, тайны Божии и божественные силы, и Господь и Царь и Начальник наш Иисус Христос есть тот, кому дадеся всякая власть на небеси и на земли. И Он Един посылает апостолов своих в концы вселенныя и дает им благодать и силы чудотворения и исцеления всякого недуга и вся кия язвы и силу изгонять бесов и превращать всякую клятву в благословение, ибо рек Он сам, что Знамения сия последуют верующим и даровал им власть над духами и наступать на змиев и скорпиев, земных и адских, а оградил своих ангелами светлыми[30], наставляющими и защищающими истинных наших магов, пред единым взором которых трепещут вражия силы.

Ныне вводя тебя, брат испытанный и возлюбленный и доказавший нам верность свою не себе и не страстям посвящать дарованные тебе тайны и силы, а Богу и по его воле ближнему, вводя тебя в таинственное число наше, признаем тебя Магом Златаго и Розавого Креста, нас соединяющего о имени Иисусовом[31], ибо лишь по существу имущему дано будет и пребудет к таковому потребна одна санкция, его запечатлевающая. Прими же на себя возложение рук наших о имени Господа нашего и сие помазание[32] чела твоего знаком Агнца +, и да низойдет и на тебя Дух его Святый Отчий и буди отныне Его апостолом и орудием протекционным для Человечества и для всей Натуры[33], в которой тебе уже нет ничего сокровеннаго, а от имени неизреченнаго и изрекаемого воплощением, не будет верующему и невозможного. Но помни брате и друже, что все силы, сосредоточенные в сей степени пути Премудрости, суть не твои и не наши, а Христовы, Божии. О сем ты подтверди верховный обет пред Ним и пред Нами и да поможет тебе духовно и телесно Бог! (по обете свободно произносимом с воздеванием рук произносящего, все, опускаясь на колени вокруг кровавого знамени Агнца Божия, повторяют: достоин есть агнец приятии честь (и ост. Слова из Апостола).

По сем обнимаются Господа седмочисленные его Маги и, становясь на молитву[34] как на истинную магическую свою работу, испрашивают у Господа того, о чем предложит им Magus Magorum на сие собрание.

За сим вверяются новопосвященному Магу Р+ сокровище мудрых и тайноводственные наставления о великой работе[35], а также вверяются ему тайны действия воли[36] на духовный мир и какие его степени и слово и пр. для его работы. В заключении увещевается он к любви, яко высшей силе, имеющей божественное свойство и соединяющей с всемогущим Богом нашим иже есть Любовь. В силу сего Маг Р + обязуется уже не к приобретению только ведений, но к деятельности в добре, жить и действовать любовью, ту же приявый да ту же дает во исцеление всякого недуга человеческаго и да молит Господа о всяком нуждающемся в помощи Божией… Сего ради Маг + должен быть навсегда Назореем и пребывать в непрестанной молитве[37]. Сия сокровеннейшая конвенция заканчивается единогласным произношением Псалма 147 и песнию: Аллилуиа!

СОКРАЩЕНИЯ

НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки

Ф. – фонд

Е. х. – единица хранения

 

ЛИТЕРАТУРА

Арсеньев В. С. Воспоминания и дневник. СПб: Издательство им. Н.И. Новикова, 2005.

Бильфельдово рассуждение о тщетных науках и искусствах // Покоящийся трудолюбец. 1784. Ч. 2. С. 75–96.

Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978.

Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2001.

История масонства в документах. М., 2010.

Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Объяснение на аллегорическую картину, представляющую храм натуры и благодати // НИОР РГБ. Ф 14. е. х. 518.

Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века. Петроград: Огни, 1916.

Речь о предмете свободного каменщичества // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 270. Л. 6 об.

Сборник по каббале, магии и алхимии // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 1501.

Семека А. В. Русское масонство в XVIII веке // Масонство в его прошлом и настоящем. В 2 т. Т. 1. М.: СП «ИКПА», 1991. С. 124–175.

Тезисы из бесед И. А. П. (Иосифа Алексеевича Поздеева). Ч. 1 // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 615.

Тезисы из бесед И. А. П. Ч. 2 // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 616.

Тезисы из бесед И. А. П. Ч. 3 // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 617.

Философов А. А. Записи религиозно-мистические 19 в сер. (выписки покойнаго А. А. Философова по Кабале) // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 676. Л. 71–72.

Философско-Кабалистическое Суждение о 4 фигурах великого Амфитеатра Доктора Кунрата, приписываемое Иоанну Арндту // НИОР РГБ. Ф. 14. е. х. № 1331. (Сборник).

 


Ó Ю. Л. Халтурин

[1] Ф. 13. К. 10. Е. х. 10. Л. 9– 11.

[2] Семека А. В. Русское масонство в XVIII веке. C. 161.

[3] Там же. С. 166.

[4] Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 72–73.

[5] Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века. С. 230– 231.

[6] Арсеньев В. С. Воспоминания // Арсеньев В. С. Воспоминания. Дневник. С. 53.

[7] Философско-Кабалистическое Суждение о 4 фигурах великого Амфитеатра Доктора Кунрата, приписываемое Иоанну Арндту // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 1331. Сборник. Л. 3.

[8] Тезисы из бесед И. А. П. Ч. 2 // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 616. Л. 95.

[9] Тезисы из бесед И. А. П. Ч. 1 // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 615. Л. 45.

[10] НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 616. Л. 100.

[11] Там же. С. 98.

[12] НИОР РГБ. Ф. 147. Е. х. № 138. Л. 29.

[13] Имеется в виду обретение философского камня и общение с духами, упоминавшееся в тексте ранее

[14] Речь о предмете свободного каменщичества // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 270. Л. 6 об.

[15] См.: Бильфельдово рассуждение о тщетных науках и искусствах. С. 85–87.

[16] См.: Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

[17] Бэкон Ф. Новый Органон. С. 87.

[18] Сборник по каббале, магии и алхимии // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 1501. Л. 19.

[19] Степень шотландского мастера, или андреевская.

[20] Тезисы из бесед И. А. П. Ч. 3 // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 617. Л. 90.

[21] НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 616. С. 160.

[22] Объяснение на аллегорическую картину, представляющую храм натуры и благодати // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 518. Л. 5.

[23] Философов А. А. Записи религиозно-мистические 19 в сер. (выписки покойнаго А. А. Философова по Кабале) // НИОР РГБ. Ф. 14. Е. х. № 676. Л. 71–72. Далее будет даваться ссылка только на фонд и единицу хранения.

[24] Характерная деталь из быта русских масонов: у всех членов московских лож теоретического градуса в первой половине XIX в. в кабинетах висели гравюры тайной вечери, символически представлявшие масонское братство как братство апостолов, возглавляемых Христом. (См.: Арсеньев В. С. Воспоминания // Арсеньев В. С. Воспоминания и дневник. С. 120).

[25] Образ Иисуса как Великого Мастера ложи – общее место масонских текстов. См., например: «Сам Господь Спаситель и истинный Великий Мастер наш Иисус Христос» (Великий четверток. Молитва. Масонские сочинения // НИОР РГБ. Ф. 13. К. 21. Е. х. 24. Л. 1).

[26] Русские розенкрейцеры противопоставляли себя обычному масонству как внутренний орден – наружному. Средоточием же этого ордена является степень мага как высшая ступень посвящения.

[27] Число семь имеет большое символическое значение в масонском ритуале: 7 ступеней перед алтарем, 7 масонских обязанностей, 7 пороков и добродетелей, 7 металлов и планет, 7 свободных наук, 7 даров святого духа, 7 нижних сефирот и т. д. Основное его значение – число тварного, наружного, материального мира в его связи с Творцом. Число членов ложи также имеет важное значение в масонских текстах, чаще всего уподобляясь числу сефирот.

[28] Само пространство ложи символизирует «всю землю»: ее длина – «с Востока до Запада», ширина – «с Севера до Юга», высота – «от Земли до Неба», глубина – до «Центра Земли» (см.: История масонства в документах. С. 248).

[29] Образ масонской цепи имеет несколько значений: 1) символ братства, единства; 2) символ космической иерархии, образом которой является масонская ложа; 3) символ спасения мира и человека- по этой цепи падший человек может подняться из своего падения.

[30] С точки зрения русских розенкрейцеров, ангелы передали Адаму таинства семи свободных наук, перешедшие затем к масонам; ангелы поддерживают порядок во вселенной; через ангелов после грехопадения человека в мир нисходит божественный свет; ангелы составляют Небесную ложу, а в высших степенях масонства братья упражняются в том же, что и ангелы; дух человека происходит из ангельского мира; ангелы созданы человеку в услужение и с помощью «кабалы» человек может влиять на них

[31] Имена Бога, Иисуса и ангелов имели для русских масонов важное мистическое и магическое значение. Членство в ордене воспринималось ими как сопричастность соборному телу Христа.

[32] Русские масоны различных систем зачастую проводили собственные обряды крещения, причащения, отпевания, исповеди, рукоположения, елеопомазания, замещавшие аналогичные церковные.

[33] Высшая цель магии, как и любой другой эзотерической дисциплины, а также масонства вообще, состояла для русских масонов в спасении и восстановлении падшего (ветхого, плотского, наружного) человека и мира в целом через воссоединение с разлитым повсюду божественным светом.

[34] Не только молитва, но и другие традиционные христианские практики, такие как причастие, обретали в глазах русских масонов магическое значение: с помощью «духовного алкания», сердечного устремления и активного воображения они стремились к «притягиванию» божественного света с целью пробудить его в природе и людях. В этом смысле молитва выступает как «магнит», притягивающий магическую энергию.

[35] Имеется в виду алхимия, которая в текстах русских масонов обычно идет через запятую вместе с магией как ее синоним или неотъемлемая часть.

[36] Воля, управляемая христианскими заповедями и масонскими обязанностями, очищенная от греховных страстей и пороков, также выступала в качестве «магнита» божественного света, превращая всего человека в некое подобие магического талисмана.

[37] Практика «умной» и «сердечной» молитвы занимала важное место в масонском мистицизме, о ней писали такие масонские «старцы», как С. И. Гамалея (в своих письмах) и И. Г. Шварц (посвятивший молитве отдельный трактат). Следует упомянуть также, что именно масоны впервые перевели на русский язык трактаты Григория Паламы и его последователей-исихастов. Исихастское учение о молитве они при этом свободно смешивали с пиетистскими идеями и магическими теориями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: