Стороны, субъекты и уровни социально-трудовых отношений




Ведущими составляющими системы социально-трудовых отношений является их стороны и субъекты. И сторонами, и субъектами социально-трудовых отношений называют наемных работников, работодателей и государства. Отличие между этими понятиями заключается в том, что стороны социально-трудовых отношений являются носителями первичного права в этих отношениях, а субъекты могут обладать как первичными, так и делегированными первичными носителями правами.

Например, наемный работник как сторона и носитель первичного права в социально-трудовых отношениях может реализовывать свои права и интересы непосредственно (заключая трудовой договор с работодателем). Вместе с тем наемные работники могут образовывать организации те делегировать им свои права и полномочия. Эти организации будут реализовывать делегированы наемными работниками права на производственном, отраслевом или иных уровнях как субъекты - представители стороны наемных работников в социально - трудовых отношениях.

Количество сторон социально-трудовых отношений не может быть больше трех (наемные работники, работодатели и государство), тогда как число субъектов этих отношений может быть больше за счет носителей делегированных прав (объединений наемных работников и работодателей, их представительных органов, различных государственных органов и прочее).

Ученые в области социально-трудовых отношений выделяют, по крайней мере, четыре группы субъектов социально-трудовых отношений.

Первая группа - это первичные носители прав и интересов (наемные работники, работодатели, государство, местное самоуправление). Вторая группа - это представительские организации и их органы, которые являются носителями делегированных полномочий (объединения работодателей, профессиональные союзы, органы власти и управления). Третья группа - органы, через которые реализуется социальный диалог (Национальный совет социального партнерства, другие постоянные или временные органы в областях, регионах, на предприятиях или организациях). Четвертая группа - это органы, призванные минимизировать последствия возможных конфликтов, предупреждать обострения социально-трудовых отношений (примирительные, посреднические структуры, независимые эксперты, арбитры и др.), а также учебные, информационные, консультативные и другие формирования.

Классификация социально-трудовых отношений за субъектами предполагает их разделение на индивидуальные (взаимодействие одного работника с работодателем) и коллективные (когда работодатели и работники взаимодействуют между собой).

Исходя из данных предпосылок, субъектами социально-трудовых отношений являются: наемный работник, работодатель (союзы работодателей), государство.

В условиях развитой социально ориентированной рыночной экономики субъектам социально-трудовых отношений присущи определенные характерные черты, позволяющие идентифицировать этот субъект именно как сторону социально-трудовых отношений.

Наемный работник - это гражданин, заключивший трудовой договор (как правило в письменной форме) с работодателем, руководителем предприятия (организации) или уполномоченным им органом, согласно которому работник обязуется выполнять работу, оговоренную в соглашении, в соответствии с требованиями внутреннего распорядка, а собственник предприятия (организации) или уполномоченный им орган обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Наемным работником - субъектом социально-трудовых отношений - может выступать как отдельный работник, так и группа работников, которые отличаются положением в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивацией труда и другим признакам.

Основой групповых и индивидуальных различий являются: возраст, пол, состояние здоровья, образование, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность.

Особую роль в процессе формирования новых социально-трудовых отношений в Украине играют возрастные различия: смена поколений, которые отличаются друг от друга по основным социально-психологическими параметрами, ориентации и мотивации, требующие адекватного учета.

Работодатель как субъект социально-трудовых отношений - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимает для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. В основном работодатель является собственником средств производства. Однако, в хозяйственной практике Украины работодателем считается и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, хотя и сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства.

Роль государства в социально-трудовых отношениях состоит в том, что зачастую она выполняет законотворческую функцию, формирует и совершенствует на основе или с учетом Конвенций и Рекомендаций МОТ, других международных трудовых норм, согласно национальным условиям и практике национальное законодательство и правила осуществления социального партнерства между государственными органами, организациями работодателей и наемными работниками. Ратифицирует международные трудовые нормы, защищает права всех категорий работников. Государство может выступать: инициатором, регулятором, арбитром, посредником в процессе проведения социального диалога и коллективных переговоров.

Проблема взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений решается через выделение уровней социально-трудовых отношений.

Социально-трудовые отношения важно распределить по уровням их регулирования, поскольку именно тогда они приобретают конкретного наполнения и содержательного изложения. Каждый уровень имеет своих субъектов в соответствии с имеющимися у них первичными или делегированными полномочиями.

По уровням регулирования социально-трудовых отношений можно разделить на:

1) национальный (макроэкономический):

а) государственное регулирование - через акты законодательства;

б) договорное регулирование - через Генеральное соглашение и решение органов социального партнерства;

2) отраслевой:

а) государственное регулирование - через акты министерств и ведомств;

б) договорное регулирование - через отраслевые коллективные соглашения и решения отраслевых органов социального партнерства;

3) территориальный (региональный):

а) государственно-коммунальное регулирования - через решения органов исполнительной власти и местного самоуправления;

б) договорное регулирование - через региональные соглашения и решения территориальных органов социального партнерства;

4) производственный (микроэкономический):

а) административное регулирование - через решение собственников и уполномоченных ими органов;

б) договорное регулирование - через коллективный договор, консультации, переговоры, индивидуальный трудовой договор.

Это распределение несколько условно, так как на региональном уровне, например, возможна дифференциация как субъектов отношений, так и проблем, которые решаются. Сейчас партнеры решают многие проблемы, масштаб которых выходит за пределы области или района как административно-территориальной единицы.

Это характерно для процессов, сопровождающих закрытие угольных шахт, реструктуризации крупных производственных комплексов, проблемой безработицы в районе Карпат, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и тому подобное.

Поскольку региональное распределение в Украине законодательно не определено, такие проблемы будут решаться сочетанием усилий объединений профсоюзов, работодателей и органов власти нескольких областей или районов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: