ВВЕДЕНИЕ
Одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов является обеспечение качественной подготовки студентов в области санитарно-гигиенической безопасности потребителей услуг в сфере туризма, общественного питания, гостиничного хозяйства, так и персонала этих предприятий.
Действительно, решая гигиенические проблемы, нельзя забывать, что под воздействием различных факторов происходит ухудшение качества среды обитания и рост опасностей для здоровья и жизни человека.
Термин «гигиена» происходит от греческого слова hygienos – лечебный, приносящий здоровье. Происхождение его связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия (в римской мифологии Эскулапа). Это наука, изучающая влияние окружающей среды на состояние человека и разрабатывающая оптимальные научно-обоснованные требования к питанию, условиям жизни, отдыха и труда человека.
Гигиена неразрывно связана с санитарией. Санитария (от лат. Sanitas – здоровье) занимается организацией и проведением санитарно–гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, разработанных гигиенистами. Чтение данной дисциплины в целом обусловлено гуманистическим характером туристского образования.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Учебная программа разработана на основе учебных планов направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЦелЬ и задачи освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины является – формирование у будущих специалистов компетенций в области разработки и контроля мероприятий по обеспечению санитарно – гигиенических правил и норм при организации обслуживания туристов и эксплуатации предприятий туристской отрасли.
В процессе достижения цели решаются следующие задачи:
· освоение понятийного аппарата по санитарно-гигиенической деятельности в предприятиях гостеприимства;
· формирование у студентов гигиенического подхода к решению вопросов проектирования, оборудования и содержания предприятий туристской отрасли.
· овладение знаниями государственного законодательства и нормативно-технологической документации в области гостиничного и ресторанного обслуживания;
· приобретение умений и навыков по соблюдению санитарно – гигиенических требований к технологическим процессам в процессе обслуживания туристов;
· анализ и применение международного опыта в организации санитарного надзора в предприятиях индустрии гостеприимства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
(связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» относится к профессиональному циклу, вариативной части учебного плана.
Изучение курса «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» неразрывно связано с другими дисциплинами, формирующими у студентов профессиональные знания.
Для успешного освоения курса студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин: «Экологии», «Концепции современного естествознания», «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма», «Технология и организация операторских и агентских услуг», «Технология и организация гостиничных услуг».
На компетенциях, формируемых дисциплиной «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» базируются дисциплины «Транспортное обеспечение в туризме», «Технология и организация услуг питания», «Организация санаторно-курортного дела», выполнение курсовой работы.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения учебной дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Формируемые знания, умения, владения
Название ООП (сокращенное название ООП) | Блок | Код компетенции | Составляющие компетенции | |
100400.62 Туризм (Б-ТУ) | Б.3 | ПК-12 – умение организовать процесс обслуживания потребителя | Знания | современной структуры и задач государственной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека |
требований к организации рационального и безопасного питания в санаторно-курортных и гостинично-ресторанных предприятиях | ||||
требований к проектированию, благоустройству и содержанию гостинично-ресторанных комплексов на основе применения современных технологий и методов проектирования |
Продолжение табл. 1
Умения | применять методы санитарно-гигиенического обследования предприятий туристской индустрии, анализировать результаты и делать соответствующие выводы | |||
Владения | готовностью применять современные технологии обеспечения санитарно-гигиенического благополучия в санаторно-курортных и гостинично-ресторанных комплексах | |||
навыками организации исполнителей для участия в социально-гигиенических мониторингах с использованием современных информационных технологий | ||||
основными методами защиты потребителей от инфекционных заболеваний, пищевых отравлений различной природы | ||||
способностью к организации питания в соответствии с современными гигиеническими требованиями |
Продолжение табл. 1
ПК-10 – способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии | Знания | санитарно-гигиеническое законодательство в сфере обслуживания | |||||
Умения | использовать санитарно-гигиеническое законодательство в сфере гостеприимства в целях обеспечения высокого качества туристского продукта | ||||||
Владения | нормативной базой и научной информацией в области санитарии и гигиены питания | ||||||
101100.62, Гостиничное дело (Б-ГД) | Б.3 | ПК-9 – готовность применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителями | Знания | требований к организации рационального и безопасного питания в санаторно-курортных и гостинично-ресторанных предприятиях | |||
требований к проектированию, благоустройству и содержанию гостинично-ресторанных комплексов на основе применения современных технологий и методов проектирования | |||||||
Умения | применять методы санитарно-гигиенического обследования предприятий туристской индустрии, анализировать результаты и делать соответствующие выводы | ||||||
Продолжение табл. 1
Владения | готовность применять современные технологии обеспечения санитарно-гигиенического благополучия в санаторно-курортных и гостинично-ресторанных комплексах | |||
навыками организации исполнителей для участия в социально-гигиенических мониторингах с использованием современных информационных технологий | ||||
основными методами защиты потребителей от инфекционных заболеваний, пищевых отравлений различной природы | ||||
способностью к организации питания в соответствии с современными гигиеническими требованиями | ||||
ПК-10 – готовность применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность | Знания | санитарно-гигиеническое законодательство в сфере обслуживания | ||
Умения | использовать санитарно-гигиеническое законодательство в сфере гостеприимства в целях обеспечения высокого качества туристского продукта |
Окончание табл. 1
Владения | нормативной базой и научной информацией в области санитарии и гигиены питания |
1.4. Основные виды занятий и особенности
их проведения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов. Из них 34 часа – аудиторной работы, 74 часа – самостоятельной работы студентов, 36 часов – на экзамен.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 25% аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация по курсу – экзамен.
Изучение данного курса включает три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппаратурой. Практические занятия проводятся в учебной лаборатории туризма и гостеприимства с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиакласссе, проведение научных исследований.