Организация учебно-исследовательской практики




Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования и определяет содержание, организацию и проведение учебно-исследовательской практики бакалавров, права и обязанности руководителей практики и студентов ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (именуемый далее Университет).

1.2. Учебно-исследовательская практика является частью основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования, обеспечивающей формирование готовности выпускника к осуществлению исследовательской деятельности в соответствующей области знаний.

1.3. Учебно-исследовательская практика бакалавров направлений педагогического образования организуется и проводится на основании следующих документов:

· Федерального закона РФ «Об образовании»;

· Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

· Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

· нормативно-методических документов УМО вузов РФ по направлениям педагогического образования;

· настоящим положением;

· программой учебно-исследовательской практики;

· другими нормативными актами МО РБ и университета.

 

Задачи учебно-исследовательской практики

2.1. Основными задачами учебно-исследовательской практики являются:

- ознакомление с основными методами и приемами психолого-педагогических исследований;

- ознакомление с различными образовательными технологиями и методиками, формами и методами учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- освоение методов анализа и синтеза научной информации;

- формирование исследовательских компетенций бакалавров направлений педагогического образования;

- сбор и анализ экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования.

 

Содержание учебно-исследовательской практики

3.1. Содержание учебно-исследовательской практики определяется Программой практики, которая разрабатывается кафедрами, задействованными в организации практики, согласовывается Учебно-методической комиссией факультета и утверждается Советом по учебно-методической работе университета.

3.2. Содержание учебно-исследовательской практики охватывает следующие виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению педагогического образования: учебно-исследовательской, образовательной и методической.

Учебно-исследовательская деятельность включает анализ и синтез научной информации по проблемам области образования, сбор и анализ экспериментальных данных по заранее сформулированной теме исследования.

Образовательная деятельность предполагает ознакомление с методами исследовательской работы в предметной области знаний и в области педагогики, с образовательными технологиями и методиками, формами и методами учебно-воспитательной работы.

Методическая деятельность включает планирование экспериментально-исследовательской работы, наблюдение и анализ педагогической деятельности учителя, инновационной деятельности образовательного учреждения.

Организация учебно-исследовательской практики

4.1. Учебно-исследовательская практика бакалавров направлений педагогического образования планируется в первой половине VI учебного семестра. Продолжительность практики составляет 2 учебные недели.

4.2. Учебно-исследовательская практика бакалавров направлений педагогического образования проводится на базе инновационного образовательного или научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины направления и осуществляется психолого-педагогическое исследование по проблемам образования. Распределение студентов в базовые учреждения для прохождения практики осуществляется приказом проректора по учебной работе университета.

4.3. Организация учебно-исследовательской практики бакалавров направлений педагогического образования предполагает последовательную реализацию трех этапов:

1. Ознакомительный этап включает проведение установочной конференции, составление индивидуальной программы исследования и персонального плана практики, знакомство с образовательным учреждением, в котором проводится практика.

2. Основной этап включает реализацию индивидуального исследования согласно плану, выполнение заданий по педагогике, психологии и дисциплине направления, сбор экспериментальных данных согласно программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления.

3. Заключительный этап включает подготовку отчетной документации по итогам практики, в которой фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки, обсуждение итогов практики на итоговой конференции.

4.4. Во время прохождения учебно-исследовательской практики студенты обязаны:

- организовывать свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения, в котором проводится практика, подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения-базы практики;

- выполнять требования и распоряжения руководителей практики;

- строго соблюдать необходимые правила техники безопасности при организации и проведения практики;

- ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) присутствовать на практике и выполнять задания, предусмотренные Программой практики;

- обеспечивать сохранность используемого имущества базового учреждения, жизни и здоровья детей в период прохождения практики.

Студенты, проходящие учебно-исследовательскую практику, имеют право:

- консультироваться с руководителями практики, сотрудниками базового учреждения по всем вопросам, касающимся организации и проведения практики;

- в процессе практики пользоваться необходимой нормативной и методической документацией, имуществом базового учреждения, необходимыми для успешного выполнения намеченного плана практики;

- вносить предложения по повышению эффективности организации и проведения учебно-исследовательской практики;

- принимать участие в разработке индивидуальной программы исследования и персонального плана практики.

Не допускается:

- самовольная замена базового учреждения прохождения практики без согласования с руководителем практики и деканом факультета;

- прохождение учебно-исследовательской практики в учреждениях, не удовлетворяющих требованиям данного Положения;

- прохождение практики за пределами г. Уфы (за исключением студентов, обучающихся по заочной форме и/или по индивидуальному графику учебного процесса);

- пропуск мероприятий, предусмотренных Программой практики;

- нарушение внутреннего распорядка базового учреждения, правил техники безопасности и требований настоящего Положения.

4.5. Общее руководство и ответственность за организацию и проведение учебно-исследовательской практики бакалавров направлений педагогического образования возлагается на заведующего практикой Учебно-методического управления университета. На факультетах и в институтах организацию, проведение и методическое обеспечение учебно-исследовательской практики бакалавров обеспечивает факультетский (институтский) руководитель практики и Учебно-методическая комиссия факультета (института). Кроме факультетского (институтского) руководителя к организации и проведению учебно-исследовательской практики привлекаются научные руководители курсовых работ студентов, представители кафедр педагогики и психологии.

Факультетский (институтский) руководитель учебно-исследовательской практики осуществляет общий контроль за организацией и проведением практики, разрабатывает Программу учебно-исследовательской практики, определяет базовые учреждения для проведения практики и распределяет студентов на практику, готовит приказ по организации учебно-исследовательской практики, проводит установочную и итоговую конференции, выставляет итоговую оценку за практику. Факультетский (институтский) руководитель посещает базовые образовательные учреждения по мере необходимости.

Научный руководитель курсовой работы студента разрабатывает индивидуальную программу исследования для студента в соответствии с темой его курсовой работы, составляет персональный план прохождения учебно-исследовательской практики, участвует в проведении установочной и итоговой конференций, устанавливает взаимосвязь с базовым учреждением, координирует деятельность студента в период практики, оказывает необходимую методическую помощь и консультацию, выставляет оценку за выполнение студентами учебно-исследовательской работы и их трудовую дисциплину. Научный руководитель обязан посещать базовые учреждения, в которых проходят практику закрепленные за ним студенты, не реже двух раз в неделю.

Руководитель по педагогике участвует в разработке Программы учебно-исследовательской практики, участвует в проведении установочной и итоговой конференций, разрабатывает специальные задания, направленные на формирование умений и навыков проведения исследовательской деятельности в области педагогических наук, оказывает методическую помощь и консультации в вопросах планирования, организации и проведения педагогического исследования, выставляет оценку за качество выполнения заданий по педагогике. Руководитель по педагогике обязан посещать закрепленные за ним базовые учреждения не реже трех раз за период практики.

Руководитель по психологии участвует в разработке Программы учебно-исследовательской практики, участвует в проведении установочной и итоговой конференций, разрабатывает специальные задания, направленные на формирование умений и навыков проведения психолого-педагогических исследований, освоение методов диагностики и способов обработки данных, оказывает методическую помощь и консультации по вопросам проведение психологической диагностики, выставляет оценку за качество выполнение заданий по психологии. Руководитель по психологии обязан посещать закрепленные за ним базовые учреждения не реже трех раз за период практики.

4.6. За каждым научным руководителем, руководителем по педагогике и руководителем по психологии локальными актами соответствующих кафедр и/или факультетов (институтов) на постоянной основе закрепляются базовые учреждения, отвечающие требованиям настоящего Положения, с которыми заключен договор университета. За одним научным закрепляется не более двух базовых образовательных учреждений, за одним руководителем по педагогике и психологии – не более пяти базовых образовательных учреждений.

4.7. Закрепление студентов за руководителями практик планируется при формировании учебной нагрузки на новый учебный год из расчета:

- научному руководителю – не более 8 студентов за одну практику;

- руководителям по педагогике и психологии – не более 12 студентов за одну практику.

Пофамильное закрепление студентов за руководителями практики осуществляется приказом проректора по учебной работе университета не позднее, чем за три дня до начала практики.

4.8. По итогам организации и проведения учебно-исследовательской практики устанавливаются следующие формы отчетности:

- для студентов – письменный отчет о результатах учебно-исследовательской работы, выполненные задания по педагогике и психологии согласно требованиям соответствующих кафедр, дневник практики, заполненный по форме, разработанной факультетом (институтом);

- для научного руководителя, руководителей по педагогике и психологии – письменный отчет по результатам реализации соответствующего направления практики (по форме, разработанной на факультете (в институте));

- для факультетского руководителя – письменный отчет по форме, разработанной Учебно-методическим управлением, об итогах организации практики на факультете.

Отчетная документация студентов предоставляется факультетскому руководителю не позднее, чем через неделю после окончания практики, до проведения итоговой конференции. Отчетная документация научного руководителя и руководителей педагогики и психологии предоставляется в деканат факультета не позднее, чем через неделю после окончания практики. Отчеты факультетских руководителей предоставляются в Учебно-методическое управление заведующему практикой не позднее, чем через две недели после окончания практики. Отчеты студентов и руководителей по результатам учебно-исследовательской практике согласно утвержденной номенклатуре дел на кафедрах, в деканатах и в Учебно-методическом управлении.

4.9. За руководство учебно-исследовательской практикой преподавателями университета норма учебной нагрузки составляет 6 часов на 1 студента. Распределение часов между отдельными руководителями практикой осуществляется в следующем соотношении:

- факультетский (институтский) руководитель – 0,5 часа на студента;

- научный руководитель – 2,5 часа на студента;

- руководитель по педагогике – 1,5 часа на студента;

- руководитель по психологии – 1,5 часа на студента.

За организацию и проведение учебно-исследовательской практики сотрудниками базового учреждения норма учебной нагрузки составляет 6 часов на 1 студента. Распределение часов между отдельными сотрудниками базового учреждения осуществляется в следующем соотношении:

- руководитель базового учреждения – 1 час на студента;

- заместитель руководителя базового учреждения, курирующий вопросы инновационной деятельности и/или научно-методическую работу – 1 час на студента;

- специалист базового учреждения, обеспечивающий индивидуальную учебно-исследовательскую работу студента – 4 часа на студента.

Оплата работников базовых учреждений производится в соответствии с Постановлением Минтруда России от 21.01.1993 г № 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: