Расходы и доходы территориальных бюджетов




Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Рос­сийской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. Эти доходы формируются в со­ответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и ненало­говых доходов.

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.

Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий.

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ:

- налога на имущество организаций;

- транспортного налога - по нормативу 100 процентов;

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В частности региональными и местными органами власти определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет,

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда,

- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации,

- доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Расходы региональных бюджетов. Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъек­тов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и органи­заций, находящихся в ведении органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов.

Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.

Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках, имеющихся у него полномочий.

Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.

Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.

 

3. Муниципальные финансы как ресурс эконо­мического развития.

Местные бюджеты. Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществ­ляется самим населением через свободно избранные им представи­тельные органы. Местные представительные и исполнительные орга­ны для выполнения возложенных на них функций наделяются опре­деленными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюдже­ты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим ор­ганам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их веде­ние предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отрас­лями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено условиями специального налогового режима, применяемого налогоплательщиком.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.

Неналоговые доходы местных бюджетов. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муници­пальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управление ею;

• организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жи­лищно-коммунального хозяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении му­ниципальных органов;

- организация транспортного обслуживания населения и уч­реждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях му­ниципальных образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами мест­ного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.

Обязательные расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).

Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:

· управление;

· охрана правопорядка;

· дорожное хозяйство;

· образование;

· жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;

· здравоохранение и окружающая среда;

· социальные нужды;

· культура, спорт, досуг;

· уборка улиц;

· пожарная охрана;

· сбор и утилизация отходов.

Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неоди­накова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.

Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

 


Межбюджетные отношения

 

Значение бюджетного федерализма раскрывается через следующие четыре принципа:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как ос­нова сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и пере­распределении последних в консолидированные бюджеты субъектов Федера­ции на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспе­ченность, исходя из налогового потенциала на соответствующей территории, имея в виду и предоставление им необходимой для этого налоговой инициати­вы;

- активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отноше­ния.

Сочетание этих четырех принципов обеспечивает наиболее полную реали­зацию бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью структуры отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный вид отношений.

Как экономическая категория межбюджетные отношении это денеж­ные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффек­тивного обеспечения равной возможности реализации на всей территории федерации установленных законодательством социальных гарантий.

Финансирование социальных гарантий осуществляется за счет бюджетов частей федерации с учетом географических, природно-климатических и соци­ально-экономических особенностей территорий.

Как правовая категория межбюджетные отношения - - это совокупность законодательно установленных механизмов организации взаимоотношения между различными уровнями власти, которые возникают по поводу: разгра­ничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.

К принципам построения механизма межбюджетных отношений в федера­тивном государстве относятся:

• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отно­шений;

• усиление заинтересованноети органов власти всех уровней в повышении доли собственных доходов бюджета;

• повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сба­лансированность бюджета;

• равенство прав субъекта федерации в межбюджетных отношениях;

• применение в бюджетном регулировании единых для всех частей феде­рации методологии, критериев, факторов, учитывающих их особенности;

• распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимально необходимого уровня бюджет­ной обеспеченности и социально - - экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам;

• обязательность компенсации бюджетам недостающих средств;

• прозрачность и гласность межбюджетных отношений.

 

Систему предоставления федеральной финансовой помощи можно свести к понятию «трансферт». Трансферт это любое перемещение денежных средств, неопосредованное движение товаров и услуг.

В финансовой сфере трансферт это денежный поток, перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровни бюджетной системы к другому.

Любая система межбюджетных трансфертов имеет два измерения:

• вертикальное, отражающее распределение доходов между центром и местными бюджетами;

• горизонтальное, отражающее распределение финансовых ресурсов между местными бюджетами.

Выбор механизма трансфертов зависит от задач политики межбюджетных отношений.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней исполь­зуются различные методы бюджетного регулирования:

закрепленные доходы доходы, которые полностью или в твердо-фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установлен­ном порядке поступают в соответствующий бюджет;

регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и без­возвратной основе для покрытия текущих расходов;

субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на усло­виях долевого финансирования целевых расходов;

трансферт - - перевод средств из фонда финансовой поддержки регио­нов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

секвестр специальный механизм бюджетного регулирования, за­ключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов еже­месячно по всем незащищенным статьям бюджета;

бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;

 

Для улучшения управления бюджетным процессом, в том числе повышения уровня управления бюджетными доходами, необходим постоянный анализ этих доходов. А для этого нужно четкое разгра­ничение доходных источников и классификация их на основе кри­терия принадлежности субъекту управления, т.е. следует исходить из того, может ли субъект управления (территориальный орган вла­сти) воздействовать на величину этих источников, время их поступ­ления в бюджет, направления использования и т.д.

С учетом этих аргументов предлагается все источники формиро­вания территориальных бюджетов разделить на четыре группы: соб­ственные, перераспределяемые, заемные, привлеченные средства.

1. Собственные доходы — средства, полученные территориаль­ными органами власти в соответствии с наделенными законода­тельством налогово-бюджетными и имущественными полномочия­ми и полученные вследствие принятых ими законодательных, ад­министративных, хозяйственно-экономических решений, т.е. это доходы, полученные в результате собственных действий.

К собственным доходам можно отнести:

• доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных — для бюджетов муници­пальных образований);

• доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собст­венности территориальных органов власти;

• доходы, полученные в результате экономической, админист­ративной деятельности территориальных органов власти;

• средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;

• средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти;

• часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др.

2. Перераспределяемые доходы — финансовые ресурсы, посту­пающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозврат­ной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на бюджетный период, т.е. на три года.

К перераспределяемым доходам можно отнести:

• безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;

• отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (3 года).

3. Заемные источники — средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облига­ций, акций и др.

4. Привлеченные источники — средства, переданные территори­альным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориаль­ных экономических и социальных задач.

К привлеченным источникам дохода можно отнести:

• средства самообложения граждан;

• добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.

Такая классификация территориальных доходов позволит:

• проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов;

• определять реальную финансовую самодостаточность и фи­нансовое состояние территорий;

• устанавливать уровень финансовой самостоятельности тер­риториальных органов власти;

• повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мер воздействия территориальных органов власти на получение

 

 

Список литературы:

1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

2. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. - 512 с.

3. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.

4. Романовский М.В. Финансы: учебник для вузов. -М.: Юрайт, 2006. - 462 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: