Исследовательские проекты




Исследовательские проекты также могут быть индивидуальные и групповые.

Например, исследовательские проекты учащихся 239-ого физико-математического лицея Санкт-Петербурга (https://service.sch239.spb.ru:8001/infoteka/map_all.php) можно рассматривать как библиотеку интереснейших учебных материалов по биологии, химии, физике и ряду других предметов. На сайте представлено несколько десятков индивидуальных и групповых работ, которые выполнены под руководством учителей высочайшего профессионального уровня. Многие работы не теряют своей актуальности и по прошествии почти десяти лет.

Наиболее часто исследовательская деятельность представляет собой совместную работу нескольких групп школьников над какой-то темой. Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть классно-урочная, факультативная, клубная. Схематически такую работу можно разделить на следующие основные этапы:

Знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе)

Выполнение каждой группой намеченного исследования, в процессе которого происходит открытый обмен мнениями и идеями

Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем

Подведение итогов и представление результатов в Интернете. Планирование дальнейшей деятельности в развитие темы, если проект это предполагает.

Разумеется, это обобщенная схема, которая детализируется в зависимости от особенностей конкретного проекта. Проиллюстрируем это на ряде проектов, включая и те, что оставили свой "след" в сети, но в данный момент не активны. К сожалению, сайты некоторых из них по разным причинам перестали существовать, хотя накопленный за многие годы методический и фактический материал мог бы быть полезен и сейчас. Например, российско-американский проект «Global Thinking Project» под руководством команда ведущих ученых в области педагогики из Georgia State University (Атланта, США) и Академии Педагогических наук (Давыдов В.В., Сухобская Г.С., Вершловский С.Г. и др.) действовал в течение 13 лет (1989-2002гг.) и внес огромный вклад в развитие исследовательской деятельности с использованием телекоммуникаций. Как одна из ветвей этой деятельности – проект «Eco-connections» https://www.eco-connections.org, (русскоязычную версию наши российские коллеги почему-то не сберегли) который особенно интересен тем, что серии уроков для школьников разработаны российскими и американскими учителями в содружестве в процессе очного и дистанционного взаимодействия. Это проект можно рассматривать не только как исследовательский проект для учеников, но и как площадку для отработки новых педагогических технологий, ориентированных на Интернет.

Разработками этого проекта можно пользоваться и сейчас, проводя разнообразные экологические исследования по изучению состояния воды, воздуха, почв, влиянию погодных явлений. Каждой теме посвящен целостный блок уроков, имеющих педагогически продуманную структуру, которая предполагает интересное погружение в тему, работу с источниками, включая их поиск, обмен информацией по ходу исследования, анализ результатов с использованием удобного инструментария и т.д.) Вы можете познакомиться с примерами итоговых работ учеников одной из команд по нескольким темам https://www.gym157.spb.ru/eng/eco.htm (на страничках есть ссылки на русскоязычный вариант).

Заметим, что среди международных исследовательских Интернет-проектов экологическая тематика очень популярна, поскольку она действительно является очень актуальной и важна для всех стран. Более того, позволяет более глубоко понять, насколько все мы «в одной связке». Все большую популярность приобретают социологические исследования, которые тоже имеют свою историю.

 

На границе тысячелетий проходил российско-американский историко-социологический проект "Проблемы уходящего тысячелетия" https://www.geocities.com/proj_main состоит в обсуждении и анализе исторических и социологических проблем России и США. С помощью многочисленных интервью и опросов школьники выясняют мнения людей по поводу волнующих проблем современности. Затем выполняется сравнительный анализ взглядов и образа жизни различных возрастных групп в России и США с целью выявить их причины.

Своеобразен международный образовательный проект между локальными территориями https://ifrc.irk.ru/russ/index.htm "Global Village: Fort Ross". Координатором в России был Иркутский детско-молодежный краеведческий Клуб "Иркутск - Форт Росс". Форт Росс - географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско -Американской Компании. Помимо виртуального общения, проект включал реальный обмен: школьники обеих стран участвовали в экспедициях и летних лагерях в России и США.

Проекты, которые посвящены исследованию «Environment» - окружающей среды в широком понимании этого слова, являются платформой для совместной деятельности ребят разного возраста и интересов. Замечательным примером является проект «ENO» https://eno.joensuu.fi, в названии которого одновременно звучит и «ENO - Environment Online», и название финского небольшого городка ENO. Окружающая среда, которая является предметом изучения участников проекта различного возраста - это, конечно, не только экология. Это и школьная жизнь, и культура народов, и совместные очные акции по благоустройству территории и многое другое, что происходит в интересной форме с эффективным использованием всех технических новинок для представления итога, и великолепно координируется. С одной стороны вся деятельность очень четко планируется, с другой - заложена гибкость взаимодействия с учетом множества конкретных условий участников.

На сайте представлены темы (например, «Место, в котором мы живем», «Наша природа», «Наша культура») и детальное расписание всей работы проекта на год. В проекте много интегрированных заданий, содержащих и исследовательский и творческий компонент (их просто нельзя жестко разделять), например, конкурсы рисунков и других творческих работ. Заметим, что календарное планирование существенно упрощает работу и позволяет выбрать наиболее подходящие его составляющие. Бояться жесткости расписания не следует, поскольку все взаимодействие в рамках проекта осуществляется в очень дружелюбной форме. Вам всегда готовы пойти навстречу и помочь, если вы сами готовы вступить в диалог. Как и в ряде других уже упоминавшихся проектов, раз в год предполагаются и очные встречи на территории той страны, которая берет на себя хлопоты по организации такой конференции. Участие в конференции полностью бесплатно, кроме транспортных расходов до места проведения и обратно.

Творческие проекты

В данном случае мы сделаем акцент на тех проектах, результатом которых является литературное или художественное, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации, в нашем случае, средствами компьютерных технологий.. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую, в том числе и потому, что почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.

В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, - английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View https://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагаемым темам или предложить свою тему для исследования.

Те, кто предпочитают не сочинять, а рисовать, могут поучаствовать в каком-нибудь проекте обмена рисунками. Например, познакомьтесь с проектом Global Art https://www.iearn.org/projects/senseofcaring.html в соответствующем разделе списка проектов iEARN https://www.iearn.org/projects/project_gateway_languages.html. Обратите внимание на количество и разнообразие проектов! Каждый год участники проекта сами выбирают координатора и тему работы, — например, в 2002-2003 учебном году была выбрана тема A Sense of Caring ("Забота о ближних"). Школьники создают рисунки, к которым прилагается сопроводительный текст на родном языке, по возможности с переводом на английский. Конечно, работа сопровождается коллективным обсуждением и заканчивается совместным созданием веб-сайта.

И снова мы возвращаемся к проекту Летописи.ру (https://www.letopisi.ru), который использует технологию для воплощения интереснейших творческих проектов. Зайдите на указанный адрес и познакомьтесь с этим проектом. Чтобы глубже понять потенциал Wiki для совместного творчества, имеет смысл сначала познакомиться с возможностями этой технологии как таковой. Всем этим вопросам посвящен целый раздел, в котором вы также найдете ссылки на интереснейшие образовательные ресурсы Пскова, Саратова, Хабаровска, Нижнего Новгорода и др.

"Волшебная Мышь 2007" https://www.magmouse.ru. В его рамках заявлено 10 номинаций: компьютерная 2D/3D живопись и графика, коллажи, анимация, мультимедиапроекты, интернет-анимация, социальная реклама, плакат-слоган и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: