Разъединительные процессы.




Этнические процессы

В этногенезе становление этносов осуществляет­ся путем как консолидации членов отдельных этнических групп, так и обособления одних групп от других. В этнологической науке этническими называют процессы, связанные с возникнове­нием и развитием этносов. Согласно принятой классификации, все этнические процессы разделены на два больших класса — этноэволюционные и этнотрансформационные.

Этноэволюциоппые процессы выражаются в значительном изменении любого основного признака или компонента этноса, но нe приводят к перемене этнического самосознания. Чаще всего эти процессы происходят в языке и культуре. Этноязыковые процес­сы выражаются в изменении словарного состава языка, расшире­нии или сужении его социальных функций и т.д. Этнокультурные процессы можно разделить на внутриэтнические, к которым от­носятся процессы ослабления культурно-бытовой однородности этноса или, напротив, усиления этой однородности (например, в ходе консолидации); межэтнические, к которым относятся изме­нения, вызванные заимствованием элементов материальной куль­туры у соседних этнических групп (аккультурация); надэтнические, к которым относятся культурно-бытовые изменения, обу­словленные вытеснением традиционных элементов материальной культуры унифицированными промышленными изделиями и ду­ховной культуры - профессиональным искусством.

К этнотрансформациоиным процессам относятся такие изме­нения основных этнических признаков, которые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического сознания. По сути дела этнотрансформационные процессы завершаются появлени­ем нового этноса. Эти процессы развиваются довольно медленно, их результаты существенно преобразуют этническую ситуацию. В зависимости от того, какие тенденции преобладают - цент­ростремительные или центробежные, этнотрансформационные процессы делятся на процессы этнического разделения и этни­ческого объединения.

В результате процессов этнического разде­ления прежний более или менее единый этнос делится на не­сколько самостоятельных этносов, прекращая свое существова­ние, или от сравнительно крупного этноса отделяются части, которые путем этнической дивергенции становятся самостоя­тельными, наряду с основным этносом, народами. Этническое разделение может быть вызвано политическим обособлением от­дельных частей численно и территориально разросшегося этноса или миграциями отколовшихся частей этноса на далекое рассто­яние при полной утрате связей с материнским этносом.

Выделя­ют две основные формы этноразделительных процессов. Этническая парциация - разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, из осколков древнерусского этноса выделились русские, украин­цы и белорусы.

Этническая сепарация - отделение от эт­нической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины - переселение какой-либо группы исходного этноса, политико-государственное обособление не­большой части народа, религиозное обособление этнической группы и т.д. Так, примером подобного рода может служить переселение части большого ойратского этноса, жившего в Севе­ро-Западном Китае (Синьцзяне), в низовья Волги, где они осели под названием «калмыки»; английские пуритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а английские каторж­ники и ссыльные - основой австралийского.

Этноразделитсльные процессы, особенно характерные для первобытной эпохи, когда происходило заселение территории Земли из района зарождения человека современного типа, приве­ли к возникновению тысяч первобытных племен, различавшихся в языковом, культурном и хозяйственном отношениях. В Новое и Новейшее время с возникновением государств существенную этноразделительную роль стали играть не только миграции, но и политические границы, например при формировании немецко­язычных этносов в Европе - немцев, австрийцев, люксембуржцев; при образовании испаноязычных наций в Латинской Америке - аргентинцев, уругвайцев, чилийцев, эквадорцев и др.


2. Объединительные процессы.

К этнообъединительным процессам относится слияние групп людей различной этнической принадлежности и даже отдельных самостоятельных этносов в более крупные этнические общности. Основными видами этнообьединительных процессов являются упоминавшиеся выше консолидация и ассимиляция, а также эт­ническая фузия, межэтническая интеграция и этнорасовая миксация. Этническая фузия представляет собой слияние несколь­ких самостоятельных этносов, обычно родственных по проис­хождению, близких по языку и культуре, в новый, более крупный этнос. Примером фузии может служить слияние древних племен­ных и этнотерриториальных групп в средневековые народности: северофранцузов и провансальцев - во французскую нацию, среднеазиатских племен теке (текинцев), йомудов, гокленов и др. - в туркменский этнос, слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость этого процесса зависит от ком­плекса факторов: уровня социального и хозяйственного развития страны, в которой протекает данный процесс; интенсивности раз­личных связей между отдельными ее частями (чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия); географических условий (напри­мер, ровная открытая местность ускоряет его); степени языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвую­щих в процессе: чем ближе родство, тем быстрее идет процесс, а сложная этническая структура населения территории (большое число мелких этносов) может, напротив, замедлить его.

Название новой крупной общности (этноним) обычно проис­ходит от названия крупнейшей или ведущей этнической группы (например, поляки - от племени полян, болгары - от племен бул­гар и т.п.), от имени прославившегося правителя (узбеки - от хана Узбека). Иногда этноним принимается обдуманно: так, пле­мена «минусинских татар» (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.), слившиеся в единый этнос официально, добровольно приняли эт­ноним «хакасы», обозначавший ранее древних енисейских кир­гизов.

Этническая консолидация означает внутреннее спло­чение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри его локальными группами. Этот процесс, характерный для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей, протекает в виде внутреннего сплочения уже сформировавшихся в основных чер­тах этносов путем сглаживания имевшихся диалектных и куль­турно-бытовых различий между этническими группами, упроче­ния общеэтнического самосознания. Процесс этнической консо­лидации наиболее распространен в странах «черной» Африки (южнее Сахары), где из племенных групп формируются новые народности - ганская, эфиопская, конголезская и др.

Этническая фузия и этническая консолидация - тесно связан­ные между собой процессы. Со временем этническая фузия пере­ходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным и приводит к смене этнического самосознания, то второй про­цесс - этноэволюционный и не ведет к смене сознания. Оба эти процесса по своему этнотрансформационному значению уступа­ют ассимиляции, а в культурном отношении - межэтнической ин­теграции. Этническая ассимиляция представляет собой рас­творение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного этноса. На практике ассимиляция означает, что сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с дру­гим этносом, более многочисленным или более развитым в хо­зяйственном и культурном отношении, воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, самоидентифицируются и причисляются окружающими к этому народу.

Процессы ассимиляции могут охватить как этнические мень­шинства одной и той же страны (например, ассимиляция уэльс­цев в среде англичан, бретонцев - в среде французов и т.п.), так и группы иммигрантов, осевших на постоянное место жительства (в США - американцами). Важными этапами этнической ассими­ляции являются культурная ассимиляция (аккультурация) и язы­ковая ассимиляция - полный переход на другой язык, который в последующих поколениях становится родным. Обычно культурная ассимиляция начинается раньше языковой, но полностью завер­шается позже ее; особенно долго сохраняются элементы тради­ционного питания и обычаи, связанные с религиозными установ­ками. Непременным этапом ассимиляции является «натурализа­ция» — принятие гражданства (или подданства) страны оседания.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость протекания в зависимости от сочетания таких факторов, как чис­ленность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируе­мой группы, ее хозяйственные связи с основным населением тер­ритории, социально-правовое положение ассимилируемых, час­тота вступления в смешанные браки, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, уровень развития этнического самосознания и др. Все эти факторы важны для процесса ассимиляции, но в разной степени. Так, сходство хозяйственных занятий может способствовать интенсификации ассимиляционного процесса, но может и вызывать конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением. Ассими­ляционные процессы ускоряются, если уровни культуры пример­но одинаковы и пришельцы попадают в среду с несколько более высоким уровнем культуры. При значительных различиях в уров­не культуры, особенно если пришельцы превосходят местное на-:еление, ассимиляция затруднена.

В этнологии принято различать естественную и принудитель­ную ассимиляцию. Естественная ассимиляция осуществля­ется при непосредственных повседневных контактах этнически разнородных групп. При этом особо важное значение имеет рас­пространение этнически смешанных браков, дети от которых обычно выбирают этническую принадлежность одного из роди­телей, прерывая тем самым этническое воспроизводство ассими­лируемой группы. Принудительная ассимиляция харак­терна для стран с неравноправным статусом национальностей и существует в виде системы мероприятий властных органов в об­ласти образования, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры наци­ональных меньшинств.

Межэтническая интеграция - взаимодействие внут­ри государства или крупного региона нескольких разнородных этносов, различающихся по языку и культуре, что приводит к по­явлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и сли­янию в надэтническую общность. В результате процесса интег­рации складываются не просто этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слить­ся в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элемента­ми общего самосознания. Прежние самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а существуют наряду с новыми.

В древних обществах интеграционные процессы развивались как сложение метаэтнических общностей на базе общей религии и связанных с ней общих элементов культуры и быта. Развитие межэтнической интеграции в Новое и Новейшее время было обу­словлено потребностями экономики этносов, но зачастую сдер­живалось национальными и региональными противоречиями. Поэтому даже в Швейцарии, населенной германо-швейцарцами, франко-швейцарцами, итало-швейцарцами и ретророманцами, в своей массе знающими языки друг друга, общий термин «швей­царцы» носит преимущественно политический, а не этноинтеграционный смысл. Набирающая силу экономическая, политическая и культурная интеграция стран Европы вряд ли приведет к воз­никновению западноевропейского суперэтноса. Эпигенетическая миксация - редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем полного слияния народов, не связанных родством. Данным термином прежде всего обозначаются объединения этнических групп путем смешанных браков, существенно различающихся не только в языково-культурном, но и в расовом отношении (в зарубежной этно­логии с этой целью обычно применяют термин «амальгация»). По своей сути этногенетическая миксация - этнотрансформационный процесс. Данный процесс стал образующим для современных австра­лийцев, генетически, связанных не только с англичанами, но и с пред­ставителями других европейских этносов. Весьма важное значение процесс этногенетической миксации занимает в этнической исто­рии США, где смешение различных по происхождению, но принад­лежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представителей других эт­носов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате этногенетической миксации в США сложилась новая этническая общность, которую называют северо­американской нацией. В настоящее время схожие процессы про­текают в Латинской Америке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: