Язык как средство общения.




Разделы языкознания.

2 раздела: теория (общее, частное) и практика.

Общее языкознание изучает язык вообще, общие тенденции, закономерности развития языка. Какова его сущность? Какие языки существуют, классияфикацию. Методы исследования.

Разделы:

1. социальная (функциональная) лингвистика – изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции.

2. Структурная лингвистика – структуру языка. (звуки речи)Фонетика. Граматика. лексикология (слова). Графика (система соотношения звуков и букв). Семантика (значения). Стилистика (ситуативное).

3. Типология – устанавливает типы языков, общие (универсальные) элементы языков.

4. Сравнительная лингвистика. Компаративистику (отношения между родственными языками). Контрастивная лингвистика (сходства и различия неродственных языков).

Частное языкознание – изучает отдельно языки. Это изучает мы.

 

Прикладное.

Первая область – перевод (интерпритация смысла с одного на другой). 2 вида перевода: машинный, осуществляемый человеком. Писменно-письменный и т.п. Синхронный, последовательный.

Вторая – методика обучения языку. Лексикография – наука о составлении словарей. 2 группы: одноязычные, многоязычные. Частотный словарь – слова по частоте использования (для составления разговорников и учебников). Достаточно выучить 2000 единиц. Обратные словарь – на первом месте заканчивающие на «а». Для составления рифм, составления упражнений. Идеографический – словарные статьи по тематическому признаку (составление учебников и разговорников). Логопедия – исправление дефектов речи. Вычислительная лингвистика - компьютерные программы.

Язык как средство общения.

Язык – специфическая, форма общения, обслуживающая все формы человеческой деятельности. Человек, в отличии от животных, может говорить о прошлом, будущем, без связи с нынешней ситуацией. Человек может врать.

Отправитель (кодирует) – адресат (раскадирует). Через код. Восприятие зависит от субъективных (гендерная лингвистика и т.д.) и объективных факторов. Каждый вопринимает в меру своего лексикона.

Если люди говорят на разных языках. Везде свой менталитет, даже если мы говорим на одном языке. Нам может помогать переводчик. Человеческий фактор. В Польше есть юридическая ответсвенность за неправильный перевод.

 

Функции языка.

1. Коммуникативная – я. Средство передачи информации.

2. мысли формирующая. Я. Средство формирования мысли (выражения и у слушащего).

3. Когнитивную функцию – познания. Новая информация.

4. Аккумулятивная функция – накопление знаний.

5. Дифференциирующая – разделяет народы.

6. Интегративная – объединяющая. Международное общение.

 

Функции речи

1. Эмотивная ф. – прямое выражение чувств. Междометия, суффиксы. Интонация, жесты.

2. Эстетическая, поэтическая. В худужественной литературе. Поэзии. Рифмы, ритмика.

3. Апеллятивная – воздействие на слушателя, с целью получения определенной реакции.

4. Фатическая – контактная (установить, преврать). Смол толк – болтовня ради общения.

Международные языки могут быть разных типов (для разных регионов, социальных групп (медики – латынь).

Языки лиги наций.

Искусственные языки:

Априорные (по своим правилам). Сольресоль (нотами). Линкос (для общения с другими мирами – из длинных и коротких сигналов).

Апосториорные (на базе уже существующих языков). Бэйсик инглиш – 850 слов, 18 глаголов. Эсперанто (романских, славянских, германских корней).

 

Дополнительные средства общения: звуковые (свист, барабаны); графические (сигнальные системы – флажками, Брайль, дорожные знаки, жесты и мимика).

Жесты и мимика предвосхитила появление языка.

 

Паралингвистика – изучение невербальных средств общения. Биологические средства (улыбка, сдвинутые брови, наклон головы). Семеотические – общие для культур жесты и мимика (16-18 – язык веера, мушек).

Функции:

1. Этикетные. Различаются разные, культурно обусловленные.

2. Вспомогательная. Жесты, которые сопровождают речь. Немцы – в знак восхищенеи (поднимают брови). Англичане – скептитизм.

3. Межнационального общения (религиозно-ритуальная).

4. Функциональная (спецназ, маклеры).

5. Артистическая (танцы).

6. Компенсаторная (заменяет: тактилология – глухих).

 

Общественный характер языка.

Язык функционирует только в обществе. За лето можно много забыть. Язык нужно развить до 3-х лет. С детьми надо разговаривать. Люди в одиночной камере.

Социальная дифференциация. Социальные жаргоны. Пенсионеров. К к.50-х гг. Воровской проник бытовой. Арго – язык деклассированных элементов.

Территориальная дифференицация. Германия. Испания. Диалекты. Английский американский.

Языковая ситуация – взаимоотношение двух или более языков в одном государстве.

Билингвисты – владение двумя. Социальный: удмурты, татары. Индивидуальный.

Диглоссия – соотношение разных вариантов одного и тоже языка (литературный – бытовой, письменный-устный. В японии – письменный – это китайский).

Равноправие или неравноправие. 2 или более языка и разный статус. 1. Швейцария: немецкий, итальянский. Все языки государственные. 2. 1 принижатеся. Бретонский язык – только дома. Баски.

Языковая политика управления государства языком. Финансирование. Языковая политика Индии: государственная программа. Английский будет государственным до определенного момента. Приоритет Инди (национальный язык). Реформа орфографии. Во Франции – всё хорошо. Все термины английского языка переводятся на французский, без использования английского.

Коцепты (смысл). Даже одни слова. Слово дом – изба. Хаус – квартира или многоэтажный дом. Нужно знать и смысл.

 

Теории происхлждения языка.

Да сюда и оносится происхождение жизни. Группы теорий:

1. Теологические.

2. Биологические теории (эволюция человеческого организма):

звукоподражательная теория (Лейбниц, Гумбольд) – эволюция органов слуха (через эмитацию звуков природы. Звуки отражают суть предмета. Прияные звуки – приятные являения. Мёд. Сныть – съедобное, но не благовидное растение),

междометная теория – развитие эмоций человека (Штейн). Ой, ай, ах.

3. Социальные теории.

трудом. Маркс. Развитие общества.

теория соц. договора (Руссо). Доисторический (природный) наблюдается расцвет языка (эмоции, всё хорошо). Появление общества (государства).

Развитие через катаклизм (прямохожденеи, появление общества, изменение строения черепа, изменение черепа и т.д.).

Табу – появление иносказательных слов (медоед – медведь).

 

Язык и мышление.

Не связанное с языком мышление – образное, связанное с автоматизмом. Да любое, когда не проговариваем совершаемое.

Вербальное мышление. В первую очередь, абстрактно-логическое. Мы концептуализируем. Язык передаёт нам опыт. В лексических значениях слов может и не быть научных знаний (солнце встаёт и садиться). Язык навязывает стереотипное мышление. Мы мыслим абстрактно по Гегелю.

Язык помогает формулировать мысли. Он навязывает нам определённое видение мира и ограничивает выражение наших мыслей. Мы не всегда можем сказать именно так, как хотим. Не хватает слов.

Самостоятельно тему язык и речь.

 

Структура языка.

«I.» (и) самое короткое предложение. «Поезжай».

Единицы языка – это однородные элементы отличающиеся друг от друга назначением, строением, местом в системе языка.

По совему назначению единицы: номинативные, коммуникативные и строевые. Основной номинативной единицей является слово. Коммуникативное – предложение. Строевые – то из чего слова и предложения.

1. Звуки. Это материальные единицы, вопронимаемые при помощи органов слуха и зрения. 2 функции: перцептивные (вопринимаение) и сигнификативная (для разлечения смысла в словах).

2. Морфема. Двусторонняя, т.е. с одной стороны имеет звучание, а с другой имеет значение. Семасеологическая функция (выражает определенные понятия. Корень (вещественное понятие). Отношение или грамматическое значение: приставка, суффикс, окончание.

3. Слова. С 1 стороны – семасеологическую функцию. С другой - номинативную (называют предметы, явления).

4. Предложения. Коммуникативная функция.

Эти единицы распределяются по категориям. Категории - это группы однородных единиц, объединенных на основе общего категориального признака. Существительные в русском 3 рода. В английском родов нет. Во французском – 2 рода.

Ярус или уровень – это совокупность однотипных единиц и категорий.

Система – совокупность всех единиц, взаимосвязанных. Изменение 1 элемента изменяет всю систему. Система языка – инвентарь единиц языка, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям.

Уровневая модель языка:

Предложения – синтаксический ярус

Слова – лексический ярус

Морфемы – морфологический ярус

Звуки – фонетический ярус

Полевая модель.

Типовые отношения (они связывают ярусы):

Парадигматические отношения (противопоставления) в одну парадигму входят синонимы, однокоренные слова (отн.по вертикали).

Синтагматические – линейные отношения, показывающие линейную зависимость единиц (горизонтальные).

Ассоциативные – по сходству, смежности и контрасту. Ассоциации: дом - семья, уют.

Иерархические отношения. Отношения по роду и виду (родовидовые). Высшего и низшего, части и целого. Молодежь – общее понятие. Девушка – частное.

Деривационные (производности). Учить – учительствовать – учитель.

 

Единицы изучаются в синхронии (как сейчас уже сложился) и диахрании (как развивался и развивается).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: