Теоретический ЧАСТЬ
Темы для изучения:
ТЕМА 1. Эволюция и основные типы коммуникаций
История развития коммуникаций. Классификация коммуникаций.
ТЕМА 2. Сущность, задачи и функции коммуникаций. Процесс коммуникации
Коммуникации как объект управления, их роль и значение. Понятие процесса коммуникации, посредством которого идея передается от источника к получателю с целью изменения поведения этого получателя. Элементы и этапы процесса коммуникации. Задачи, стоящие перед коммуникацией. Основные функции коммуникации. Факторы (препятствия), вызывающие изменения в процессе коммуникаций. Меры по преодолению препятствий коммуникации.
ТЕМА 3. Внутренние маркетинговые коммуникации организации
Коммуникативные сети в организации. Уровни коммуникаций внутри организации по функциям деятельности. Меры по совершенствованию коммуникаций: регулирование информационных потоков; управленческие действия; системы обратной связи; система сбора предложений; информационные бюллетени.
ТЕМА 4. Интегрированные маркетинговые коммуникации
Современные тенденции в развитии процесса коммуникаций. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций. Методы управления коммуникативным процессом в условиях интеграции.
ТЕМА 5. Маркетинговые коммуникации как элемент комплексной программы маркетинга
Программа маркетинговых коммуникаций. Традиционный комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, связи с общественностью, личная продажа, стимулирование сбыта. Современные инструменты комплексной программы коммуникаций: брендинг, событийный маркетинг, прямой маркетинг, интерактивные коммуникации и другие.
ТЕМА 6. Социально-психологические и управленческие аспекты рекламной деятельности
Основные направления рекламной деятельности: товарная корпоративная, социальная, институциональная, политическая. Организация, задачи, требования к рекламе. Типология рекламы по направлениям на аудиторию: по целевому назначению, по каналам распределения и широте охвата аудитории. Правила рекламы. Закон РФ «О рекламе». Виды рекламного бюджетирования и ЖЦТ. Оценка эффективности рекламы.
ТЕМА 7. Связи с общественностью (РR)
Определение РR. История становления и основные направленияРR: паблисити (СМИ); формирование и защита имиджа; спонсорство; благотворительность, меценатство; лоббирование. Имидж предприятия: планирование формирования, продвижения. Имидж и образ. Типология имиджей. Коммуникативные цели спонсорства. Выбор объекта для спонсорских отношений.
ТЕМА 8. Личные продажи в системе маркетинговых коммуникаций
Личные продажи как эффективный фактор формирования модели покупательского поведения. Стратегия работы с клиентами. Виды личной продажи. Этика делового общения при личных продажах. Психология проведения деловых переговоров. Методы оценки эффективности работы торговых агентов.
ТЕМА 9. Стимулирование сбыта и продаж
Постановка задач и выбор средств стимулирования. Разработка, реализация, оценка результатов программы стимулирования сбыта. Перспективы развития программ по стимулированию сбыта и продаж. Стимулирование сбыта и продаж и жизненный цикл товара. Особенности стратегических, специфических и разовых целей стимулирования. Сбытовой аппарат, посредник, потребитель как основные группы воздействия. Стимулирование сферы торговли. Основные типы стимулирования сбыта и продаж по происхождению и воздействию на потребителя. Прогнозирование возможных последствий стимулирования.
ТЕМА 10. Эффективность маркетинговых коммуникаций
Маркетинговые коммуникации и эффективность маркетинговой деятельности. Сущность понятия эффективности маркетинговых коммуникаций. Учет обратных связей и фактора неопределенности в экономическом обосновании маркетинговых коммуникаций. Ущерб от неопределенности уровня коммуникации.
Затраты на маркетинговые коммуникации, их содержание и структура. Методы планирования затрат на маркетинговые коммуникации. Трансакционные издержки в коммуникативных процессах.
Анализ и контроль затрат и результатов в маркетинговых коммуникациях. Экономическая эффективность маркетинговых коммуникаций.
Литература:
Основная:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг / Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2012 (2010) и другие года изданий
2. Шарков Ф.И. Коммуникология: Основы теории коммуникации. Учебник. – Москва: Изд-во «Дашков и К», 2009
3. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации / Учебное пособие - Москва: Изд-во «Дашков и К», 2011
Дополнительная:
1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. / Учебник - Дело и Сервис, 2011
2. Зазыкин В.Г., Зазыкина Е.В., Мельников А.П. Психология рекламы и рекламной деятельности – М: Изд-во «Элит-2000», 2009.
3. Сидорская И.В. Эффективная коммуникация со СМИ. Принципы и технологии / Учебное пособие. – Изд-во Гревцова, 2010.
4. Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. - 2007
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.rbc.ru www.marketingmix.ru www.4p.ru www.cfin.ru www.marketing.spb.ru www.sotovik.ru www.gortis.spb.ru www.adwertology.ru www.rectech.ru www.pcweek.ru | www.sostav.ru www.marketingandresearch.ru www.dis.ru www.fom.ru www.monitoring.ru www.salespromotion.ru www.e-xecutive.ru/workshop www.tacisinfaru/ru/case www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf www.dis.ru/im/marketing www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf |
Вопросы к экзамену: