Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.




1.Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 3. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 4. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации. 5. Пылкие речи завкафедрой обращены к Совету, которые не хотят и даже боятся изменений. 6. Взобравшись на крышу сарая, крыша едва не провалилась подо мной. 7. Приготовив это блюдо на скорую руку, ваша цель удивить гостей будет обязательно достигнута. 8. Восемьдесят один дипломник отпраздновали в этот день окончание института. 9. После окончания академии в имении великого князя Николая Богомолов возводит церковь. 10. Главным занятием этого племени было выращивание батата (сладкого картофеля) и изготавливать из плодов саговой пальмы муку – вещество, подобное крахмалу.

Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Аб..ревиатура, првилегия, интелект, дискус..ия, д..кларация, ин..екция, истин..ый, им..унитет, дириж..р, д..летант, д..фицит, кожан..ый, кал..играфия, вгетарианец, индивидум, участвовать, акумулятор, иждвенец, кол..ега, перил..а, пр..оритет, орд..нарный, пр..тензия, сур..огат, эксп..римент, р..цензия, юн..ый, идил..ия, м..мориал, а..парат.


Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

Ранним утром. Была (не)изяснимая радость (не)понимаемая разве заядлым го­родским жителем прсыпат..ся ребенком в своей чисто прибра..ой уютной.. в лег..нькой камыш..вой кровати на утре..ей заре от пастушьго рожка. Тума..ый полог за окном неожида..о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр..творе..ые ставни золотит изра.цо..вую печь свежевыкраше..ые полы недавно краше..ые сте­ны обвеша..ые (не)пртязательными картинками на темы детских сказок в лакирова..ых рамках. Низенький стари..ый домишк.. с со­ломе..ой крышей беле..ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная растрепа..ая сирень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревя..ым ступенькам балкончика прогнившим от време­ни и кача..щимся под ногами сразу спуска..шься в заброше..ую купальню к расположе..ой близ дома водя..ой мельнице.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быст­рой речн..ки образовав (не)широкий но глубокий затон. В зелено­ватой прозрачной воде (не)принужден..о плавают (на)перегонки стайки серебрян..ой рыбешки и на старом (полу)разваливш..мся бочонке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких до­сок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная зеленая лягуш­н..ка, (не)приязне..о следя за (не)угомо..ыми солнечными зайчика­ми играющими на (пепельно)серых досках.
(А.П. Чехов)

Задание 13. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей» и исправьте предложения.
1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования. 4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум “Мировой опыт и экономика России”. 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 8. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.


Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав: 1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность; 2) тему, основную мысль текста; 3) основные функции, задачи текста; 4) стилеобразующие черты; 5) языковые особенности текста: а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические. Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.
Признание функциональной гетерогенности за семейством языков – устойчивая черта, по крайней мере, европейской культуры и языкознания, впервые отмеченная поэтами и писателями, жизнь которых была подчинена поиску адекватного слова, получило теоретическое обоснование в трудах В. Гумбольдта. Сравнительное языкознание как центральная лингвистическая дисциплина, по его замыслу, должно быть подчинено изучению четырех объектов – языка, постигаемых через него целей, человеческого рода и отдельных народов. Его важнейшими задачами предстают выявление различий в строении человеческих языков, их влияния на силу мышления, чувство и мировосприятие говорящих (Denkkraft, Empfindnud und Sinnesart). В работе «Характер языка и характер народа» В. Гумбольдт, задаваясь вопросом о том, каким образом различия в характере языков способны воздействовать на познание (перед этим он констатирует, что многие языки так и не достигли той стадии развития, на которой создаются творения духа, а другие, достигнув этой ступени, не удержались на ней и деградировали), приходит к выводу, что «слова одного языка являют больше чувственной образности, другого – больше духовности, третьего – больше рассудочного отражения понятий и т.п.». Следуя заложенному в этой идее содержанию, естественно предположить наличие подобного явления и в структуре отдельного языка: тяготение определенных поэтических и литературных жанров к определенным диалектам языка. И действительно, такое явление обнаруживает себя в развитых языках: так, эпическая поэзия создана на ионийском диалекте, тогда как лирическая – на дорическом, а высокая проза дает пышный цвет на почве аттического диалекта.
Интимная связь языка и мысли, подчеркиваемая В. Гумбольдтом и представленная в миросозерцании народа как творца и носителя языка, подтверждается и современными лингвистическими исследованиями, выделяющими особый тип ментальной деятельности – лингвокреативное мышление. Именно оно ответственно за порождение новых языковых сущностей посредством трансформации уже имеющихся в языке единиц, и оно же творит образ мира, в каждом языке отображенный по-особому. На основе этого образа, сотворенного и записанного в языке, мы можем членить континуум окружающего мира...
(Волков)

Задание 15. Напишите заявления:
а) с просьбой предоставить Вам академический отпуск;
б) с просьбой принять Вас на работу.

 


Вариант № 2
Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.


Водопровод, километр, новорожденный, гербовый, ревень, щавель, дефис, маркетинг, диспансер, квартал, знамение, ломоть, мышление, каталог, втридорога, пролил на скатерть, ходатайство, толика, кровоточить, плодоносить, колосс, недуг, ракурс, заняла денег, узаконение, звонит, созвонимся, вручит, пересечение плоскостей, понял, поняла, туфля, торты, шарфы, банты, зонты, сливовый, с деньгами, о деньгах, танцовщица, балованный, запломбированный, запломбировать, положить, ободрить.
Задание 2. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.

Е
Ё

Афера
Свёкла
Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.
1. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 2. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге через Читинскую область многократно меньше, чем при морских и авиационных. 3. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 4. Цена пребывания в этой больнице стоит 1000 рублей в день. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.
Задание 4. Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию
Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По два-три раза в день ей приходилось приходить к ее больной матери. 3. У него очень беден словарный запас слов родного языка. 4. Чинезелли то и дело преподносил публике новые цирковые новинки. 5. Каждый из присутствовавших на той памятной встрече был своеобразен по-своему. 6. В нашей телепередаче вас ожидает много неожиданных сюрпризов.
Задание 6. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения.
Адаптация, альянс, альтернатива, антипод, апартеид, беспрецедентный, брифинг, догматизм, доктрина, инсинуация, интеграция, интенсификация, конгломерат, конфронтация, хунта, масс-медиа, меркантильный, паблисити, инвестиции, имидж.

Задание 7. Дайте толкование фразеологизмов, используя Историко-этимологический словарь под редакцией В.М. Мокиенко. Прокомментируйте их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д.
Звонить во все колокола, кивать головой, пялить глаза, дышать на ладан, медвежья услуга, очертя голову, черти принесли, заговаривать зубы, надуть губы, гнуть спину, дурной глаз, как Мамай прошел, нести свой крест, подвести под монастырь, ставить на карту.
Задание 8. Определите род следующих существительных.
Имбирь, лосось, боржоми, жюри, кенгуру, пони, штемпель, тюль, шампунь, староста, бра, невежа, плакса, жадина, салями, НЛО, портмоне, хобби, правша, камикадзе, адвокат, библиотекарь, врач, женщина-космонавт, сумка-холодильник, ООН, МИД, юбка-шорты, диван-кровать, мозоль, фламинго.
Задание 9. Оформите адрес на конверте письма.
От кого отправлено письмо?

Антон Сквозник-Дмухановский, Петр Газета, Михаил Юрик, Александр Дюма, Жан-Клод вам Дамм, Елена Якубович, Эркюль Пуаро, лейтенант Коломбо, Шерлок Холмс, Элизабет Тейлор, Арнольд Тейлор, Ангелина Вовк.
Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.
1. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично. 4. Избиратели надеются и верят своему депутату. 5. К счастью, многие проблемы успешно решаются специалистами стоматологического центра, применяя специфические мероприятия по лечению и профилактике стоматологических заболеваний у людей, интенсивно работающих с компьютерными системами. 6. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан. 7. Несколько телевизоров стояли упакованными посредине комнаты. 8. Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами. 9. Нефрит носят как средство от подагры в браслете. 10. Вот уже прошли несколько суток, а весточки от него так и не было.

Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Дириж..р, жест..куляция, дис..ертация, д..прессия, пр..ложить усилия, обсудить пр..дложение, прекл..нение перед авторитетом, старая утв..рь, ан..логия, аф..ризм, ант..гонизм, ар..стократия, альм..нах, б..лл..тень, бр..ш..ра, в..трина, г..пербола, гн..сеология, д..фицит, лег..тимный, л..яльный, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, инцдент, тр..ектория, ульт..матум, ан..отация, апел..яция.

 

12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
Как многярусные соты дымился и шумел и жил Город пркрасный в мрозе и тумане на гpax над Днепром. Целыми днями винтами шел из бечисленных труб дым к небу. Улицы ку­рились дымкой и скрпел гигантский снег. И в пять и в шесть и в семь этажей громздились дома. Днем их окна были чер­ны а ночью грели рядами в (темно)синей выси. Цепочками сколь­ко хватало глаз как драгоцеые камни сияли электрические шары высоко подвешеые на закорючках серых длиых столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с жлтыми соломеми пухлыми сиденьями по образцу заграничных. Со ска­та на скат пкрикивая ехали извоики и темные воротники дела­ли женские лица загадочными и красивыми.
Сады стояли бемолвные и спокойные отягчеые белым (не)тронутым снегом. И было садов в Городе так много как н в одном городе мира. Они ракинулись пвсюду огромными пят­нами с аеями каштанами оврагами кленами и липами. Сады красовались на пркрасных горах нависших над Днепром и уступами поднимаясь расширяясь порою пестря ми(л, лл)ионами солнечных пятен царствовал вечный Царский сад. Старые сгнившие чрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страш­ной высоте. Отвесные стены заметеые вюгою падали на нижние длекие теасы а те раходились все дальше и шире переходили в береговые рощи над шссе вющимся по берегу великой реки и темная сковаая лента уходила туда в дымку куда даже с городских высот (не)хватает человеческих глаз где седые пороги Запорожская Сечь и Херсонес и дальнее море.
Зимою как н в одном городе мира упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города и Города нижнего ракинувшегося в излучине замерзшго Днепра и весь машин…ый гул уходил (в)нутрь каменых зданий смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накоплеая за солнечное и грозовое лето вылива­лась в свете.
(А.П. Чехов)
Задание 13. Познакомьтесь с системой стилистических помет, которые даются во вводной статье к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. С.И. Ожегова. Подберите слова (по 4 примера), представляющие стилистические разновидности лексики: нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную.
Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:
1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;
2) тему, основную мысль текста;
3) основные функции, задачи текста;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности текста:
а) лексические,
б) фразеологические,
в) словообразовательные,
г) морфологические,
д) синтаксические.
Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.
ВКЛАДЫВ БАНКАХ
СТАНУТ НЕСГОРАЕМЫМИ. ЧАСТИЧНО
Правительство одобрило законы о страховании вкладов и валютном регулировании
Семимильный шаг в реформировании банковской системы страны сделало в минувший четверг правительство, одобрив законопроекты о страховании частных вкладов и о валютном регулировании.
После памятного 1998 года народ предпочитает хранить деньги «в чулках». Заначки обесценивает инфляция, да и российской экономике невыгодно, что деньги, которые могли бы работать, лежат мертвым грузом. В правительстве считают, что теперь доверие будет восстановлено. Банки станут ежеквартально отчислять в страховой фонд определенный процент. Чтобы было откуда брать деньги на выплату вкладчикам на случай банкротства.
Правда, быть спокойными смогут лишь те, у кого на счету не более 20 тысяч рублей (таких вкладов в России 95 процентов). В течение двух недель им вернут все до копеечки. Тем, кто внесет до 95 тысяч рублей, страховой фонд отдаст лишь 75 процентов вклада.
– Такое разделение вполне объяснимо, – прокомментировала «КП» аналитик Экономической экспертной группы Виктория Воронина. – Система гарантирования вкладов направлена прежде всего на защиту людей с небольшими доходами. По тому же пути шли, например, в США.
Другой закон – о валютном регулировании – больше коснется не граждан, а предприятий, торгующих с заграницей. Раньше для открытия счета в иностранном банке требовалось разрешение Центробанка России. Теперь планку снизили до 30 процентов, а об открытии счетов за рубежом достаточно просто уведомить. Лишь в пожарных ситуациях правительство и Центробанк сохранят право ужесточать валютный контроль
Через пять дней оба законопроекта будут внесены на рассмотрение.
(Из газет)
Задание 15. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: а) Вы не явились на экзамен; б) Вы опоздали на работу.
Задание 16. Используя средства организации связного текста (Таблица 3) и Таблицу 4, напишите мини–рецензию на статью или учебник по Вашей специальности.


Вариант № 3
Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.

Договор, диспансер, дояр, еретик, квартал, усугубить, обеспечение, каталог, нарост, принудить, нувориш, столяр, гражданин, одновременно, христианин, цемент, цыган, шофер, щавель, эксперт, феномен, ходатайство, бередить, нефтепровод, ветеринария, гастрономия, флюорография, рефлексия, симметрия, дремота, ломота, тошнота, красивее, созвонимся, звонит, на похоронах, сосредоточение, упрочение, августовский, баловаться, избалованный, иначе, исчерпать, бижутерия, мускулистый.
Задание 2. Выпишите в первый столбик слова с [чн], во второй – с [шн], в третий – с вариативным произношением [чн] как [чн] и [шн].

[чн]
[шн]
[чн] и [шн]

Моло[чн]ый
коне[шн]о
сливо[чн]ый, доп. устар.[шн]
Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочница, Фоминична, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, Никитична, спичечный, веревочный, винтовочный, горчичный, двоечник, командировочный, месячный.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.
1. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 2. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 3. Во дворе нашего дома возвели наконец-то детские качели. 4. Я дал сообщение в газету о свободных вакансиях. 5. Подростки и тинейджеры – это главные посетители чатовых сайтов. 6. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания. 7. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. 8. Он хотел причинить радость своим родным.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.
1. Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы. 2. Он демонстрационно покинул зал заседаний. 3. Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан. 4. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5. Прежде чем приступить к делу, необходимо изучить существо процесса. 6. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 7. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 8. Нужна криминальная эксперитиза. 9. Артист завоевал признательность зрителей. 10. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. Я считаю, что все выступающие, которые будут сегодня выступать, должны придерживаться регламента. 2. Неженатый холостяк хочет познакомиться 3. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 4. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 5. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.


Задание 6. Найдите в предложениях иноязычные слова, которые без ущерба для смысла можно заменить русскими синонимами.
1. Этот спортсмен выиграл поединок на максимуме человеческих возможностей. 2. Каждый имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 3. Современное законодательство подчас лимитирует возможности развития малого бизнеса. 4. Как и следовало ожидать, сиквел оказался гораздо более слабым, чем первый фильм. 5. Саунд-чек прошел быстро. 6. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж.
Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме).
1. Не мудрствую долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 4. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 5. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 6. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 7. После сессии студенты отдыхают с чистым сердцем. 8. Эта прискорбная женщина с первого дня заточила на меня зуб. 9. Премьер-министра хотят сделать яблоком преткновения.
Задание 8. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.
Красив Шереметьево; солнечн Сочи; древн Баку; широк Миссисипи; «Таймс» перепечатал статью из «Комсомольской правды»; знаменит Бейкер-стрит; многолюдн «Динамо»; современн Токио; северн Хельсинки; многоводн Конго; живописн Капри; загазован Мехико; огромн Чикаго.
Задание 9. Раскройте скобки, поставив фамилии в нужном падеже.
1. Мне нравятся произведения (Салтыков-Щедрин).
2. На передаче «Поле Чудес» я познакомилась с (Леонид Якубович).
3. Я восхищаюсь не только (Чарли Чаплин), но и его дочерью (Ирэн Чаплин).
4. Письмо было написано рукой (Валентина Фоминых).

5. На презентации с мистером (Стивен Кристин) была его супруга.
6. Заявление было адресовано (Светлана Книга).
7. Я люблю фильмы с участием (Дженнифер Лопес, Арнольд Шварценеггер, Жан-Клод ванн Дамм).
8. Все ждали на церемонию вручения премии «Оскар» (Элизабет Тейлор, Кристина Орбакайте, Катрин Денёв).
Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.
1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 2. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 3. Этому выступлению депутата Госдумы характерны строгость, логичность в изложении. 4. Магазин, ориентированный специально для школьников. 5. С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля. 6. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 7. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 8. Проучившись полгода, у Андрея появилось желание вернуться на завод. 9. Несколько специалистов МЧС еще вчера прибыло в зону бедствия. 10. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 11. Занятия вел известный профессор Кира Зотова.
Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Мар..онетка, инц..дент, м..раторий, ол..гархия, с..минар, общ..житие, ор..гинал, п..стулат, тр..ектория, ульт..матум, ан..отация, апел..яция, ас..мметрия, ан..улировать, ас..истент, режис..ёр, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, компроми, дилема, дис..идент, ком..ентарий, тер..аса, кор..упция, запр..щать, обв..нять, укр..тить, искуство, д..градация.


Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

Часть полковника Най-Турса.Странные перетасовки переброски то стихийно боевые то связаые с приездом ординарцев трое суток водили часть полковни­ка Най-Турса по снежным сугробам под Городом на протяжении от (К, к)расного (Т, т)рактира до Серебрянки на юге и до Поста-Волынс­кого на (юго)западе. Вечер же привел эту часть обратно в Город в пере­улок в здание заброше...ых с (на)половину выбитыми стеклами казарм.
Часть полковника Най-Турса была страая часть. К начальни­ку первой дружины (генерал)майору Блохину в первых числах де­кабря явился среднего роста черный гладко выбритый с траурны­ми глазами квалерист в полковничьих гусарских пгонах и отркомендовался полковником Най-Турсом бывшим эскадроым командиром второго эскадрона бывшего (Б,б)елградского гусарского полка. (Генерал)майор Блохин после ндолгого разгвора с Наем поручил ему формирование второго отдела дружины с таким рачетом чтобы оно было закончео к тринадцатому декабря. Фор­мирование удивительным обрзом закончилось десятого декабря и полковник Най-Турс (не)обычайно скупой на слова коротко зая­вил (генерал)майору Блохину терзамому со всех сторон штабны­ми птичками о том что он может выступить уже со своими юнкера­ми но при непреме...ом условии что ему дадут на весь отряд папахи и валенки без чего он Най-Турс считает войну совершео (не)воз­можной.
Повинуясь телефо(н, нн)ому голосу (унтер)офицер Турбин вы­вел двадцать восемь человек юнкеров и провел их согласно мршруту. Мршрут првел Турбина с юнкерами на перекрес­ток совершео мертвеый. Нкакой жизни на нем н было но грохоту было много. Нприятель очевидно должен был быть здесь потому что это был последний конечный пункт указаый телефо(н, нн)ым голосом. Но нкакого нприятеля пока что н пока­зывалось и Николка (н)много запутался что делать дальше? Юн­кера его (не)множко бледные но все же храбрые как и их коман­дир ралеглись цепью на снежной улице а пулеметчик Ивашин сел (на)корточки возле пулемета у обочины тротуара.
(А.П. Чехов)
Задание 13. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.
Автор лучшего на выставке снимка заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений “Мосфильма” немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 5. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штрафной до ворот противника, техничных, настырных и напористых. 6. Мелкотоварный откорм завсегда убыточен. 7. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке.
Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:
1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;
2) тему, основную мысль текста;
3) основные функции, задачи текста;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности текста:
б) фразеологические,
в) словообразовательные,
г) морфологические,
д) синтаксические.

Привет, Сережа и Ира!!!!
На днях я получила приглашение на свадьбу. Большое спасибо вам за него, но я, к сожалению, вынуждена опять повторить, что не смогу приехать. Хотя нет ничего, что мне хотелось бы так сильно, как приехать к вам и лично поздравить тебя, Сережа, с таким потрясающим событием. А вы, кстати, получили это мое письмецо? Видимо, да, если знаете адрес. Иринка, почему не ответила?
Что у меня? В принципе, ничего нового. Сдала недавно 2 экзамена: русскую литру и зарубежку. Оба на четверки. Хватит, пожалуй, уже на 5 учиться. Ира, как твоя учеба? Я покрасила волосы в рыжий цвет. Все говорят, что мне прикольно. Хожу на шейпинг, тоже занятие. А вообще скучно у нас. Крым осенью и зимой не представляет из себя абсолютно ничего примечательного, и наш Севастополь – тоже. Сыро, холодно, промозгло. Сейчас где-то +5-7С и холодный ветер. Постоянно льют сильные дожди. Осень есть осень.
Недавно в нашем универе праздновался старинный русский праздник Halloween. К нему приурочили соревнования по КВН среди универских команд: физики, журналисты и филологи. Мы, естественно, всех их сделали. А на дискотечку после КВН многие пришли в невообразимых костюмах или с разрисованными лицами. В этом году я не стала ничего придумывать, хотя в прошлый раз у меня была нарисована бабочка на все лицо.
Ну все, буду сворачиваться.
С нетерпением жду ответа от тебя, Ира!
ПОКА!
ЮЛЯ
(Письмо)
Задание 15. Найдите ошибки в приведенной ниже доверенности. Исправьте их. Отредактированный вариант запишите.
Доверенность
Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
16 декабря 19 года
Л.А.Шевчук
Задание 16. Используя средства организации связного текста (Таблица 3) и Таблицу 4, напишите мини–рецензию на статью или учебник по Вашей специальности.


Вариант № 4

Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.
Кухонный, оптовый, атомный, гладильная, сливовый, украинский, каталог, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, недуг, заржаветь, квартал, обеспечение, красивее, исподволь, водопровод, банты, торты, договоры, о договорах, с деньгами, о деньгах, щавель, ревень, звонит, созвонимся, домовая книга, домовая церковь, гербовый, танцовщица, туфля, баловать, балованный, кровоточащий, обнял, принял, мальчиковый, недуг, алкоголь, принудить, иначе, умерший.
Задание 2. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется, а в каких допускается вариантное произношение.
Ассамблея, ассорти, терраса, грамм, диссонанс, касса, корректура, масса, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, аттракцион, грипп, ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, аннотация, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, суббота, грамматика, грамматический, гамма.
Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.
1. Войска получили значительный урон. 2. Это важный шаг, и его надо пройти. 3. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности навечно ушла в прошлое. 4. Неделю назад мне приснилось видение, что у вас на передаче я встречу свою любовь. 5. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 6. Фотограф-профессионал снимет комнату. 7. Именно таким способом всего за три недели он написал сценарий своего первого режиссерского дебюта. 8. Еще один важный элемент кампании губернатора – работа общественных приемных, куда петербуржцы смогут обратиться со своими пожеланиями, вопросами, обращениями.
Задание 4. Объясните значение следующих паронимов. С данными словами составьте словосочетания.
Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.
Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
1. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности. 2. На семинаре автор изложил главную суть этой книги. 3. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 4. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 5. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 6. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
Задание 6. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к иностранным словам.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, эксклюзивный, апеллировать, секвестр, суверенитет, анамнез, депортация, кодекс, дивиденд, инновация, манипуляция, доктрина, статут, гносеология, аккомодация.
Задание 7. Найдите ошибки, связанные с неоправданным расширением или сокращением состава устойчивых сочетаний. Исправьте их.
Большая часть населения находится за чертой уровня бедности. 2. Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего. 3. Нашей делегации выпало подписать договор о дружбе между двумя областями. 4. Союзники начали выдвигать разного рода варианты, не имеющие общего с действительностью. 5. На чемпионате мира команда одержала ряд успехов. 6. В этом районе идет такой интенсивный лов рыбы, что исчезли некоторые породы. Вот почему властям придется пойти на чрезмерные меры. 7. Необходимо решить щепетильную проблему, связанную с домом писателя. 8. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования. 9. До последнего времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны.
Задание 8. Употребите данные словосочетания в единственном числе.
Отдельные купе, красивые бикини, маленькие мыши, войлочные тапки, новые расценки, победные пенальти, клетчатые кепи, оригинальные кашпо, необычные бра, мягкие кашне, страшные цунами, агрессивные шимпанзе, вежливые кассиры, популярные интернет-кафе, новейшие ракеты-носители, современные машины-автоматы.
Задание 9. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от данных существительных. Запишите слова парами.
Образец: абрикосы – абрикосов, блюдце – блюдец.
Бананы, апельсины, мандарины, туфли, джинсы, дно, запястье, колено, кочерга, кружева, макароны, патрон, офицер, партизан, цыган, обои, полотенце, прожектор, бюллетень, качели, бигуди, носки, чулки, татары, грузины, монголы.
Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.
1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. 3. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 4. В этом тексте описывается о том, что человек мечтал открыть гениальное открытие много лет. 5. Мастер слова Кони в совершенстве владел речью и русским языком. 6. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 7. Зайдя в библиотеку, меня заинтересовало значение такой науки, как политология. 8. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 9. Заглянув в словарь и прочитав значение этого слова, мне стало интересно, одинаковы ли значения этого слова в других словарях. 10. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое похолодание и гололед. 11. Ряд депутатов вчерашнее заседание бойкотировал. 12. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех резервов.
Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Ан..отация, совес..ливый человек, чудес..ное превращение, влас..ные структуры, пр..амбула, пр..зидент, пр..тендент, пр..тензия, пр..мьера, пр..цедент, пр..рогатива, пр..валировать, пр..оритет, пр..митивный, кожан..ый портфель, лебеди..ая песня, глажен..ые брюки, рамки пр..личия, пр..мкнуть к движению, кол..он..а, кас..ет..а, об..лиск, програма, с..минар, оп..онент, юн..ый, воен..ачальник, гал..юцинация, г..рлянда, д..бютировать.
Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
Дом с мезонином
Это было (шесть)семь лет тому назад когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии в имени помещика Белокурова м.лодого человека который вставал очень рано ходил в по.евке по вече­рам пил вино и все жаловался мне что он н.где и н в ком н встречат счувствия. Он жил в саду во флигеле а я в старом бар­ском доме в гр.мадной зале с коло.ами где не было нкакой мебели кроме ш.рокого дивана на котором я спал да еще стола на котором я ра.кладывал пас..янс. Тут всегда даже в тихую по­году что(то) гудело в старых печах а во время гр.зы весь дом др.жал и к.залось трескался на части и было н.множко страш­но особе..о ночью, когда все десять больших окон вдруг освеща­лись молнией.
Обречеый судьбой на посто..ную пра.ность я не делал ре­шительно нчего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо на птицчитал все что пр.возили мне с почты спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бр.дил где(нибудь).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: