Лекция 5. Этнокультуральные виды социального отчуждения личности




В основе квалификации поведения индивида как адаптивного, независимо от национальности, вероисповедания и места проживания, лежат понятия «психологическая культура» и «психическое здоровье».

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психологическая культура» включает в себя: «заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям».

Основу психологической культуры составляют:

- самопознание и самооценка;

- стремление к познанию других людей,

- умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения.

Все три компонента присутствуют в структуре психически здоровой личности, т.е. личности, обладающей психическим здоровьем.

Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных пси­хических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека».

Условием психического здоровья является благополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном).

К основным критериям психического здоровья относят:

- саморегуляцию поведения в соответствии с выбранными целями;

- адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;

- соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;

- социальную адаптивность;

- наличие здоровой рефлексии.

Все вышеприведенные понятия будут наполняться в зависимости от особенностей культуры, к которой принадлежит конкретный индивид. Этнокультуральные поведенческие девиации подробно рассматриваются в этнопсихологии.

Этнопсихология — наука, в рамках которой изучается психология различных этнических групп. Или: этнопсихология — «наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей».

Основными понятиями этнопсихологии являются:

- культура;

- раса;

- этнос, этническая общность, этническая идентичность;

- племя;

- народность;

- нация, национальный характер, национальные традиции.

Культура — «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

Раса — «исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения (европеоидная, монголоидная, негроидная)».

Этнос — «исторически сложившаяся этническая общность — племя, народ, нация».

Этническая общность — «совокупность, единство, целостность на основе исторически сложившейся этнической общности». Предполагает наличие общей территории, климатических и географических условий, «социально-экономического единства и языка населяющих ее людей, а также общность и специфичность культуры и быта и факт сознательного самовыделения себя в качестве самостоятельной общественной группы. Единство особенностей психического склада рассматривается в качестве важного показателя, характеризующего этническую общность».

Этническая идентичность — осознание и переживание личностью своей принадлежности к какой-либо этнической общности с одновременным принятием ее норм, критериев, ценностей на морально-этическом уровнях. Чувство этнической идентичности формируется в процессе социализации и включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, являясь динамическим образованием, поскольку в любом возрасте, под влиянием внешних обстоятельств, возможно его переосмысление и трансформация.

Племя — «этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием».

Народность — «общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры». Национальная народность, самобытность, находит свое выражение в национальном искусстве и особом психологическом складе принадлежащих к ней людей.

Нация — «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика».

Национальный характер — «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям». Другими словами: национальный характер — есть выделение типичных черт, присущих каждому индивиду, принадлежащему к данному этносу, и специфика их проявления. Например, стремление к размеренности во всем у немцев, чередование фаз активности и пассивности у русских. В структуру национального характера входят: «личностные самоопределения, этнические стереотипы, представления этноса о высших людских добродетелях и пороках; эмоционально-психическая сторона традиций, привычек, обычаев; структуры потребностей и вкусов; проявления психической энергии сознательного и бессознательного, выраженные в произведениях искусства и литературы, символах».

Национальные традиции — «сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации, прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого».

Таким образом, при анализе девиаций необходимо учитывать всю совокупность вышеперечисленных факторов.

Данная совокупность проявляется в субъекте в виде индивидуально-психологических особенностей на нескольких уровнях:

- коммуникативном;

- мотивационном (работоспособность, целеустремленность);

- волевом (устойчивость и длительность целенаправленных усилий);

- интеллектуальном (характер организации, скорость и гибкость мыслительной деятельности);

- познавательном (особенности внимания, восприятия, воображения);

- эмоциональном (динамика и способ выражения чувств и эмоций).

Кроме учета индивидуально-психологических особенностей и уровней их проявления при анализе структуры девиации в каждом индивидуальном случае следует учитывать стрежневые измерения культур, выделенные У. и К. Стефанами:

- индивидуализм-коллективизм;

- толерантность к отклонениям от культурных норм;

- степень потребности в формальных правилах и уровень избегания неопределенности;

- маскулинность-феминность;

- оценка человеческого существа в категориях «хороший — плохой»;

- степень дифференциации культуры;

- строгость эмоционального контроля;

- уровень дистантности в социальном общении;

- выраженность статусных различий;

- значение контекста при восприятии и интерпретации поведения;

- взаимоотношения «человек-природа» (господство, подчинение, гармония);

- временная ориентация (будущее, настоящее, прошлое);

- уровень предпочитаемой личной активности внутри культуры (быть, становиться, делать);

- культура вины или культура стыда.

Девиации возможно разделить на две группы: универсальные девиации (например, депрессия, которая, имея межкультуральные различия в способах проявления, встречается у представителей любой культуры) и культурно-специфические девиации, которые - возможно интерпретировать только в рамках конкретной культуры (например, публокток — внезапное неконтролируемое желание снять одежду и покинуть жилище: встречается у народов Гренландии и Аляски, возникает во время полярной ночи).

Деление на универсальное и культурно-специфическое возможно применить практически к любому уровню, на котором человек проявляет себя: эмоции, чувства, деятельность. Например, в результате многочисленных межкультурных экспериментов исследователями выделены и определены как межкультурные и вне исторические такие эмоций, как: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение. Результаты данных исследований положены в основу различных методов по оценке и измерению экспрессии.

 

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятию «психологическая культура».

2.Что составляет основу психологической культуры?

3.Раскройте понятие «психологическое здоровье». Что является основным условием психического здоровья?

4.Перечислите критерии психического здоровья.

5.В рамках какой науки изучается психология этнических групп?

6.Какие понятия являются основными в этнопсихологии? Дайте их определения.

7.Как соотносятся понятия «этническая общность» и «этническая идентичность»?

8.Перечислите «стержневые измерения культур», выделенные У. и К.Стефанами.

9.На какие две группы можно разделить девиации в этнопсихологии? Что лежит в основе этого деления?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: