Понятие танцевально-двигательной терапии и её развитие




 

В начале XX века формируется особое на­правление - танцевальная психотера­пия. Танец начинает рассматриваться как явле­ние психики, проявляющееся через экспрессию.

Работы В. Райха, А. Лоуэнома, Ф. Александера рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:

1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека;

2) изменения в двигательном поведе­нии могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.

Система анализа движений была создана Рудольфом Лабаном, чехословацким танцовщиком, хореографом и преподавателем, который был наставником многих великих звезд современного танца. Р. Лабан исследовал процессы движения как в современных и народных танцах, так и в повседневной жизни. В разработанной системе основную роль играют два понятия – система форм-усилий и кинесфера. Для верного представления кинесферы Лабан предлагает представить куб, охватывающий все тело человека (см. рис. 2). Это пространство будет являться личной зоной человека, как бы продолжением его тела. В рамках данного пространства человек совершает все движения конечностями, головой и туловищем. Если же в личное пространство человека попытается кто-либо вторгнуться, это мгновенно вызовет у него дискомфорт. В зависимости от размеров выделяются три основных типа кинесфер – малая кинесфера (представляет собой окружность вокруг тела, диаметром с локоть), средняя кинесфера (диаметром в вытянутую руку человека) и большая кинесфера (диаметром с вытянутую ногу). Следует отметить, что диаметры данных кинесфер не постоянны и зависят от человека и той ситуации, в которой он находится. Основная цель метода анализа движений в работе с кинесферами – научить человека использовать каждый из диаметров кинесфер в зависимости от сложившейся ситуации.

Рис.1. – Кинесфера

 

 

Система форм усилий оказала большое влияние на развитие телесной психоте­рапии, танцевальной психотерапии и хореогра­фии позволила анализировать двигательное поведение человека с точки зрения 4-х факторов (пространства, времени, силы и течения).

В результате этих исследований танец начал рассматриваться не только как социокультурное явление, но и как социально-психологическое и психофизиологическое - как форма невербальной коммуникации и самовыражения. Всё это приве­ло к возникновению в США в конце 1940-х гг. нового психиатрического направления - танце­вальной психотерапии, где танец использовался как способ лечения психиатрических больных с так называемым «военным неврозом»[2].

Несколько позже танцевальная психотерапия стала применяться и при работе с нормальными и невротичными клиентами. Первыми танце­вальными психотерапевтами были профессио­нальные танцоры, поэтому появление самой тео­рии танцевальной психотерапии относится толь­ко к концу 1950-х годов и первоначально отли­чалось эклектичностью. В связи с тем, что каж­дый из психотерапевтов шёл своим путём, в со­временной танцевальной терапии была недоста­точно развита исследовательская практика. К 2000 г. в Американской ассоциации танцевальной терапии уже было более тысячи членов, хотя здесь всё ещё существовал недостаток система­тических исследований.

В это время профессиональной танцовщицей Мэрион Чейз, которую называли «первой леди» танцевальной психотерапии, были разработаны такие основные понятия: «кинестетическая эмпатия» (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) и «ритмическая групповая активность» (совместное движение группы под единый ритм). Позже эти понятия легли в основу двух основных методов танце­вальной психотерапии. У М.Чейз был талант контактировать с замкнутыми пациентами и пробуждать их жизненную энергию. Основным умением танцевального психотерапевта, как учила М. Чейз, является его инстинктивная ра­дость от движения, только тогда он сможет пере­дать, «заразить» ею клиента, а основной его це­лью является поощрять клиента двигать своё те­ло.

Последовательница М. Чейз, Труда Шоуп сосредоточила свою психотерапевтическую ра­боту на спонтанном, катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследо­вании скрытых конфликтов, которые были ис­точниками психического и физического напря­жения. Она утверждала: любой внутренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое те­лесное переживание влияет на внутреннее само­ощущение[3].

Под влиянием работ К. Юнга Мэри Уайтхаус начинает анализировать процессы бессознатель­ного, используя технику «активного воображе­ния» и понятие «архетипического движения». Она считала, что танец - это путь к бессозна­тельным переживаниям личности; выраженные в танце, они становятся доступными для катарсического высвобождения и анализа. Целью тера­певта является помощь клиенту в поисках «под­линного движения», которое есть проявление Самости (по К. Юнгу, самость - регулирующий центр психики и в то же время целое психики. Самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием. Опыт самости и непрерыв­ный процесс самореализации являются целью индивидуации).

Теория К. Юнга оказалась очень продуктив­ной для танцевальной психотерапии. Ее взяли на вооружение такие танцевальные психотерапевты «второй волны», как Пенни Левис, Кэролин Грант Фэй, Джоан Чодороу. В 1999 г. Д. Мак-Нили объясняет такую легкую адаптацию теории Юнга к танцевальной психотерапии тем, что она «не антителесная, она является проводником к телу». Кроме того, сам Юнг использовал танец как прямое выражение бессознательного в активном воображении и как «вытанцовывание снов».

В конце 1950-х гг. в США были созданы первые обучающие про­граммы, разработанные М. Чейз, Б. Эван, Т. Шоуп, М. Уайтхаус. Но только в 1966 г. была учреждена Американская ассоциация тан­цевальной психотерапии (ADTA), которая рас­сматривает танцевальную психотерапию как це­ленаправленное использование любых аспектов танца для помощи в физической и психической интеграции личности[4].

Особое развитие в танцевальной психотера­пии получило психодинамическое направление, которое рассматривало действия участников групп в русле психоаналитической теории и вве­ло понятие катарсиса. Наиболее известными представителями психодинамического направле­ния являются Джери Сэлкин, автор метода «тело-эго», Альберт Пессо, разработавший психо­моторный тренинг, и Пэнни Бернштейн, который использует танцевальный ритуал, а также тео­рию Юнга и гештальт-подход для помощи кли­ентам в преодолении кризиса возрастного разви­тия. Опираясь на функции первобытного ритуа­ла, в первую очередь на функцию индивидуали­зации, в безопасной обстановке группы П. Бернштейн создает критические ситуации, дающие личности опыт преодоления, борьбы, координа­ции с другими и противопоставления себя дру­гим.

В целом в американской танцевальной пси­хотерапии выделяется два основных направле­ния: психодинамическое и непсиходинамическое. Между первым и вторым направлениями много общего. И тот, и другой подход использу­ют танец как средство самовыражения и об­щения, и в том и в другом подходе apriori считается, что манера и характер движений отражают личностные особенности человека. Отличие этих подходов - в «интерпретативном» характере психодинамического подхода и в расстановке акцентов. Если в психодинамическом направле­нии основная работа сосредоточена на отреагировании подавленных чувств и отношений, на повторном переживании последовательных эта­пов развития и т. д., то в непсиходинамическом подходе акцент ставится либо на развитии экспрессивного репертуара, либо на свободном вы­ражении чувств в зависимости от теоретических взглядов танцевального терапевта[5].

В Германии наиболее известна теоретиче­ская концепция и гуманноструктурированная танцевальная терапия (HDT), созданная Понтером Аммоном, которая базируется на по­зитивном определении бессознательной лично­сти и на теории многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье и дезин­тегрированными - в болезни. Для Г. Аммона цель терапии - в интеграции различных измере­ний личности в тождественность человека. Её фундаментальными аспектами являются: инди­видуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние; коммуникация через тело и движение танцора; обратная связь группы, данная танцору после его танца. В пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществ­ляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет громадный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для са­мого танцора, но и для группы. Цель HDT дости­гается с помощью следующих методических приемов: одинокий, отдельный, обособленный (single) спонтанный танец, выбор одежды для танца, танец с использованием музыки или без неё, танец с использованием барабана, медита­ция в группе в начале и медитативный танец в конце сессии.

Танцевально-двигательная терапия (DMT) в Великобритании возникла на совершенно иной, чем американская, почве и поэтому вынуждена была решать на ранних этапах своего становле­ния иные задачи. Она определила свой статус как отдельная дисциплина, найдя своё место между физиотерапией и трудотерапией. Сегодня танце­вально-двигательная терапия является одним из видов арт-терапии, имеющим свои собственные валидные обучающие процедуры, супервизирование профессиональной практики и свое науч­ное исследование.

Главными элементами DMT являются: лич­ность (терапевта, клиента), психотерапевтиче­ский процесс и движение как форма невербаль­ной коммуникации. X. Пейн подчеркивает, что катарсическая природа танца освобождает на­пряжение, вызванное стрессом, принося облег­чение. Танцевальное движение является прино­сящим удовольствие расходом энергии, в отли­чие от обычных движений, которые являются релаксацией и сублимацией. Эту идею X. Пейн подтверждает многочисленными исследования­ми, которые показали, что:

во-первых, эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как тран­квилизатор;

во-вторых, энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций;

в-третьих, разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации;

в-четвёртых, уменьшение тре­вожности в танцевальных группах было значи­тельнее, чем в спортивных и музыкальных груп­пах. Поэтому DMT предпочтительна в лечении стресса и ряда психосоматических нарушений.

Ещё одной особенностью танцевально-двигательной терапии в Великобритании являет­ся то, что она не отрицает взаимосвязи между характеристиками движений и личностными пе­реживаниями[6].

Так, в исследовании X. Пейн было показано, что при работе с детьми и подростками, характе­ризующимися аутизмом, психотическими нару­шениями, делинквентным поведением, основной целью терапии явилось вовлечение их в творче­ский, строящий взаимоотношения опыт. Она пишет, что опыт синхронного танца с целой группой даст чувство совместности, принадлеж­ности, являющееся терапевтическим для данного контингента участников. Также, кроме синхрон­ного танца с группой, X. Пейн был использован метод совместного движения с терапевтом (сле­дование по пятам, подражание, отзеркаливание) и техника подстрочного комментария к движе­нию, которая побуждала детей говорить о том, что они чувствуют, способствуя установлению контакта с самим собой и с другими.

Ж. Мак Дональд в работе с «ограниченными» пациентами также сосредоточила терапевтиче­ские цели на гармоничном совместном движе­нии. Она подчеркивает, что танец, как ритмиче­ское движение, дает опыт структурирования пространства и собственных движений, коорди­нации с другими. Танец и движение позволяют таким клиентам получить доступ к своим чувст­вам и, наоборот, через определенные, заданные структуры движений пережить определенные чувства; в-третьих, танец, который с успехом может осуществить человек с ограниченными умственными способностями, является для него своеобразным опытом успешного действия, спо­собом развития самоэффективности.

Э. Ноак разрабатывает юнгианский подход в DMT, делая акцент на исследовании сознатель­ных и бессознательных аспектов отношений и взаимоотношений личности, проявляющихся в движении и танце. Особое значение она придает круговому танцу. Э. Ноак приписывает раннему круговому танцу функции сохранения, выжива­ния, целостности рода. Интерпретируя круговой танец как алхимическое превращение (по К. Юн­гу), она рассматривает его как священный акт, помогающий личности увеличить чувство кон­троля и уверенности. В греческом же танце она видит мифологическую основу и божественную энергию.

Б. Микумс в работе, посвященной коррекции нарушенных отношений в диаде «мать-ребенок», сообщает о значительном улучшении взаимоотношений в парах после курса DMT (возникновение чувств открытости, развитие бо­лее позитивного отношения ребенка к матери и т. д.). Теоретической основой ее работы явилась «концепция диалога», а основными целями -поощрение детско-материнских интеракций, осознание межличностных образцов поведения, демонстрация позитивных отношений, обучение матери следовать за ребенком (а не вести), раз­витие способности матери защищать ребенка. Б. Микумс использует диадный танец матери и ре­бенка как способ диагностики и коррекции кон­троля, заботы, эмпатии, взаимной идентифика­ции, стиля взаимодействия[7].

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми - инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце -Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA)[8].

С 1995 года существует обучающая программа по ТДТ и в Москве. Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, танцевальная терапия возникла из объе­динения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, но на сегодняшний день единой теории танцеваль­ной терапии не существует.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: