Особенность старческой памяти




 

Человек, живущий без Бога, не видит собственных грехов. Он начинает осознавать их только с появлением в своем сердце веры. Именно вера лучами своего света озаряет самые сокровенные уголки души. Грешник, потрясенный картиной, представшей его взору, тотчас слезами омывает свои главные, смертные, грехи. Множество же менее страшных согрешений он очищает покаянием иногда долгие годы. Человеческая память несовершенна: не всё сразу вспомнишь. Только с течением времени с помощью Божией человек вспоминает свои давние грехи. И часто события, связанные с этими прегрешениями, предстают уже в совершенно другом свете.

Рабе Божией Ольге около восьмидесяти лет. Силы уже покидают ее, до храма она доходит только с помощью детей и внуков. Ольга понимает, что смерть не за горами, поэтому стремится очистить свою душу от всех грехов. Последние годы она жила очень благочестиво. Сейчас по человеческим меркам у Ольги серьезных согрешений нет, но вот в молодости они были. Ангел‑хранитель заботится об Ольге. Он постоянно напоминает ей о событиях ее жизни, которые произошли пятьдесят и более лет назад.

В старости человек часто не помнит, что произошло вчера, однако в его сознании с яркостью возникают картины далекой молодости. Говорят, это — особенность старческой памяти. Духовная сторона такой особенности очевидна: в старости человек не нуждается в больших объемах новой информации, зато перед лицом смерти ему необходимо вспомнить старые грехи и покаяться в них.

Вот и Ольга вспомнила вдруг, как однажды в молодые годы вместе со своим мужем решила устроить для соседей и знакомых званый ужин, в просторечье называемый гулянкой. Жили они тогда в одном из сел Казахстана в собственном доме. В назначенный день, который пришелся на крещенский сочельник, гости пришли, и веселье началось. В день, когда Церковь заповедует во всем проявлять воздержание и соблюдать строгий пост, собравшиеся в Ольгином доме ели, пили, плясали и горланили песни.

Внезапно посреди общего веселья у хозяйки заболела голова. Постепенно боль стала такой сильной, что Ольга впала в полуобморочное состояние. Песни и смех поутихли. Муж побежал доставать с чердака бутылку с нашатырным спиртом. Оставалась надежда, что Ольга, вдохнув его, придет в себя и гулянка продолжится. Однако на чердак муж не взобрался. Он оступился с верхней ступеньки лестницы и рухнул вниз. Удар пришелся на позвоночник. Внутри у мужчины что‑то хрустнуло, и подняться на ноги он уже не смог.

Ольга стонала от головной боли, ее муж корчился на земле со сломанным позвоночником — гулянка совсем расстроилась. Одни из гостей превратились в санитаров, другие с помрачневшими лицами стали расходиться по своим домам. Понемногу боль у Ольги стихла, мужа же доставили в больницу. Ему пришлось лечиться целый год.

Теперь, в глубокой старости, Ольга вспомнила это событие из своей прошлой безбожной жизни и с глубоким сожалением принесла перед Богом покаяние в том, что в день строгого поста устроила гулянку.

 

Внутренний голос

 

Поздно вечером за ужином собралась вся семья. Четырехлетняя Маша ела без аппетита. Через некоторое время после ужина все отправились спать. Только бабушка Людмила продолжила хлопоты по хозяйству. Читать молитвы на сон грядущий она начала, когда все ее домочадцы уже заснули. Посреди молитвенного правила Людмила вдруг услышала шаги в коридоре. Дверь в комнату приоткрылась, и ее дочь Татьяна с тревогой сказала:

— Мам, Маша сосет палец и как‑то странно чмокает во сне!

— Не волнуйся. Она за ужином плохо ела, поэтому легла спать голодная. Наверное, сейчас Маше снится еда, и она от этого чмокает. Вынь у нее палец изо рта, — успокоила Людмила дочку.

Татьяна ушла, но через пару минут вновь нарушила молитву матери:

— Мам, я у Маши палец изо рта вынула, но она всё равно громко чмокает!

Прервав молитвенное правило, Людмила пошла выяснять, что же происходит с внучкой. Чтобы не нарушать сон зятя, спавшего в одной комнате с Машей, свет Людмила не включила. Послушав в темноте, как Маша громко чмокает губами, бабушка сказала:

— Может быть, ей неудобно лежать? Таня, переверни ее на другой бок.

Дав совет, Людмила отправилась дочитывать вечерние молитвы. Татьяна же только взялась переворачивать Машу, вдруг явственно услышала внутренний голос: «Включи свет!» Она немедленно нажала на выключатель и, посмотрев на дочку, оторопела. Вся нижняя часть лица у нее была синего цвета. Татьяна испуганно закричала:

— Мама!!!

Когда Людмила прибежала на крик дочери, у внучки начались конвульсии. Тело девочки тряслось, а руки и ноги беспорядочно дергались во все стороны. Лицо Маши было искажено судорогами.

Зять, проснувшись, вскочил с постели, а Людмила кинулась к телефону вызывать «скорую помощь». Ожидая приезда медиков, Татьяна взяла дочку на свои руки. Ноги и руки девочки, словно безжизненные плети, свесились вниз. О том, что она еще жива, можно было догадаться только по конвульсиям, которые продолжали сотрясать ее маленькое тело. Неожиданно у Маши началась рвота, после которой она вдруг пришла в себя и открыла глаза. Девочку умыли, дали ей попить воды, и она приняла вид совсем здорового ребенка. Ни следа от синевы лица и никаких конвульсий. Когда в квартиру вошел врач, Людмила и Татьяна даже стали оправдываться перед ним, объясняя причину вызова «скорой помощи». Врач долго осматривал девочку и перед уходом сказал, что не нашел у нее никаких признаков какой‑либо болезни.

Когда Людмила пришла в церковь, она рассказала о случившемся мне и прихожанам нашего храма. Мы все решили, что внутренний голос, который приказал Татьяне включить свет, был от Бога или ангела‑хранителя. Видимо, от позывов к рвоте у Маши произошел спазм органов дыхания, и она была близка к асфиксии. Если бы Татьяна при выключенном свете просто перевернула Машу, то не увидела бы синий цвет её лица и не взяла бы ее на руки. Тогда девочка могла задохнуться.

Валентина, одна из наших просфорниц, выслушав рассказ Людмилы, сказала:

— Мне тоже случается слышать внутренний голос. Вернее, не то чтобы голос, а какой‑то внутренний толчок. Всякий раз, когда мы начинаем печь просфоры, забыв помолиться, в мою душу словно кто‑то стучит, и меня тотчас пронизывает мысль: «Так мы же не помолились!» После этого я всегда говорю другим просфорницам: «Давайте молиться!»

Конечно, не всякому внутреннему голосу можно доверять. А лучше сказать — вообще не надо доверять никаким внутренним голосам и тем более вступать с ними в беседу. Ведь ими часто пользуются нечистые духи, чтобы нас прельстить. Человеку, не обладающему духовным опытом, трудно различить происхождение этих голосов. Поэтому в целях безопасности святые отцы советовали не верить им.

Однако возникает вопрос: как нам себя вести, если в душе вдруг раздался внутренний голос? Каким образом можно отличить глас Божий от демонских внушений?

Когда в исключительных случаях, чаще всего при опасностях для жизни, душа слышит глас свыше, она тотчас без всяких рассуждений подчиняется своему Творцу. В этом случае человек мгновенно выполняет действие, которое ему было приказано совершить. Осмысление сложившейся ситуации и сказанного внутренним голосом наступает только после выхода из опасных обстоятельств.

С голосом от нечистого духа всё обстоит иначе. Бесовское внушение никогда не является безусловным приказом. Человеку всегда остается время на принятие самостоятельного решения. Он может выполнить или не выполнить совет, услышанный в собственной душе. Бесы не имеют власти нарушать свободу человеческой воли. Только Бог может приказывать Своему созданию так самовластно, что человек тотчас всецело подчиняется Его приказу, не теряя времени на раздумья в трудных для себя обстоятельствах.

Внутренний голос, звучащий в душе по велению Божию, отличается от бесовского внушения еще и тем, что сообщает о необходимости совершения конкретного действия в конкретной ситуации, причем это действие всегда ведет к благому результату для человека. Внутренний же голос от бесов призывает сделать нечто греховное, страстное или бессмысленное. Конечно, бесы могут посоветовать совершить и что‑нибудь доброе. Однако если человек это делает, он подчиняется воле демонов и попадает таким образом в ловушку.

Часто нечистые духи советуют делать добро с целью войти в доверие к человеку. Уловив душу простака, они потом губят ее. Для этого бесы, пользуясь внутренним голосом, пускаются в различные разговоры. Беседы с внутренним голосом — безусловный признак того, что человек попался на крючок и находится в состоянии духовной прелести. Божественные внушения — кратки, конкретны, даются человеку крайне редко и почти никогда не перетекают в продолжительные беседы.

 

«Молитва твоя услышана Богом»

 

N. вышла замуж за хорошего молодого человека. Вскоре у супругов родился сын. Однако после нескольких лет счастливой совместной жизни муж начал злоупотреблять алкоголем. Постепенно он превратился в запойного пьяницу. Напившись, супруг становился очень агрессивным и часто набрасывался на жену с кулаками.

N., хотя и жила в Сергиевом Посаде около Лавры, была человеком нецерковным. Тем не менее она верила в Бога и молилась Ему, особенно вечерами перед сном. Жизнь с пьяницей измучила N. Борясь за сохранение своей семьи, она стала молиться еще прилежней. С особым усердием N. просила об избавлении своего мужа от пьянства Богородицу. По ночам, орошая слезами постель, она взывала к Божией Матери:

— Пресвятая Богородица, помоги моему мужу избавиться от пьянства. Что нам делать? Как нам дальше жить?

N. умоляла Богородицу продолжительное время, и не напрасно. Однажды во сне ей явилась Пресвятая Дева. Одетая в одеяние темного цвета, со строгим выражением лица, Богородица сказала:

— Молитва твоя услышана Богом. Твой муж не будет пить вина в течение пяти лет. В это время твоя жизнь будет спокойной. Всё у вас будет благополучно. Но по истечении этого срока жизнь твоя вновь будет скорбной.

После этих слов видение закончилось.

Почти в то же самое время кто‑то из знакомых сказал N., что в борьбе с пьянством помогает мученик Вонифатий. В церкви этому святому надо заказать молебен. Так как имя Вонифатий было для N. совершенно не знакомым, она для памяти записала его на бумажке, с которой и пришла в Ильинскую церковь. Заказав молебен, N. купила свечу и спросила, где икона мученика Вонифатия? Ей ответили, что отдельной иконы этого святого в храме нет, и поэтому свечу надо поставить перед иконой «Всех святых».

N. подошла к указанной иконе, которая оказалась большого размера. Всё ее пространство было заполнено маленькими изображениями сотен святых. N. поставила свечу на подсвечник и вдруг увидела, что на нее устремлены глаза одного из святых. Это был мученик Вонифатий. Его изображение в этот момент стало большим по размеру и выделилось на фоне всей иконы. При этом мученик Вонифатий выглядел как живой человек. Несколько секунд N. с изумлением взирала на святого. Когда же видение исчезло и начался молебен, она обратилась к мученику Вонифатию с горячей молитвой от всего своего исстрадавшегося сердца.

Как и предрекла Богородица, вскоре муж N. перестал пить, и их семейная жизнь вошла в спокойное русло. В это время в стране произошла так называемая перестройка. Супруг занялся мелким предпринимательством. В семье появился достаток. Однако через пять лет мужчина опять пристрастился к спиртному.

N. вновь пошла в Ильинский храм и заказала молебен мученику Вонифатию. Она ожидала, что снова увидит его необычное изображение на иконе. Но на этот раз ничего чудесного не произошло. N. попыталась рассмотреть изображение мученика Вонифатия на иконе. Однако она даже не смогла разыскать его среди множества мелких фигурок святых. N. поняла, что при всей помощи свыше ее муж должен сам найти в себе силы бросить пьянство. Видимо, Господь, видя ее безысходное отчаяние, дал ей возможность в течение пяти лет духовно окрепнуть, теперь же она должна в терпении нести свой крест.

Прошло несколько лет. N. стала глубоко верующим церковным человеком. Вслед за ней потянулся к Церкви и ее муж. У него случались срывы, он прикладывался к бутылке, но это становилось всё более и более редким явлением. В последнее время супруг N. совсем перестал злоупотреблять вином, и есть надежда, что с помощью Божией он больше не вернется к этой душепагубной страсти.

 

Китайская роза

 

В цветочном магазине Нину Васильевну пленила маленькая китайская роза. Женщину очаровало то, что весь зеленый кустик был сплошь покрыт цветами. Нина Васильевна, не задумываясь, купила горшок с розой и поставила его в своей комнате напротив иконы Божией Матери «Умиление».

Когда растение выросло, оно приняло необычный вид: его ствол приобрел форму креста. Обычно китайская роза имеет кустообразный вид, а здесь — правильный четырехконечный крест. Иногда из этого удивительного ствола на свет появлялись новые веточки, но вскоре они засыхали и отпадали. Со временем ствол китайской розы приобрел изрядную толщину. Удивительным было еще и то, что бутоны появлялись только на концах крестообразного ствола. Причем в исключительно большом количестве. На самом же стволе никогда не было ни одного бутона.

Нина Васильевна жила вместе со своими старенькими родителями. Случилось, что ее отец серьезно заболел. Полечившись некоторое время в больнице, он вернулся домой. Нина Васильевна решила, что отцу будет удобнее находиться в ее более просторной комнате. Постель с больным поставили рядом с иконой «Умиление», висевшей в углу. Состояние отца было тяжелым, и он, не поднимаясь, лежал целыми днями на постели, в изголовье которой стоял комод. Нина Васильевна, считая, что цветы положительно влияют на микроклимат и на здоровье больного человека, поставила на комод, поближе к отцу, горшок с китайской розой.

Однако после перемещения цветы стали осыпаться. Если раньше китайская роза цвела почти беспрерывно, то теперь бутоны падали даже не распустившись. Нина Васильевна собирала их с пола, выкидывала в форточку и думала, что состояние отца, видимо, совсем плохо, коль его болезнь так негативно действует на растение.

Отцу неожиданно стало лучше, и он вернулся в свою комнату. Тогда Нина Васильевна сняла розу с комода и вновь поставила ее в угол перед иконой «Умиление». Как‑то она подобрала на полу засохший бутон и вместо того, чтобы, как обычно, выбросить его в форточку, положила на полочку перед иконой. На следующий день, подойдя к образу Божией Матери, Нина Васильевна обомлела. Вместо засохшего бутона лежала распустившаяся роза. Цветок был большого размера, ярко окрашен, и на его лепестках блестели капельки росы!

Обычно сдержанная, Нина Васильевна радостно вскрикнула и побежала в другую комнату показывать цветок матери.

«Наверняка это чудо произошло от иконы, — подумала Нина Васильевна. — Почему я раньше выкидывала бутоны на улицу? Надо было их класть к иконе». Тотчас она подобрала еще один сухой бутон и положила его перед иконой. На следующий день вновь перед образом Божией Матери лежала расцветшая роза! Большая, яркая, и ее лепестки опять были покрыты капельками росы!

Восхищению Нины Васильевны не было предела. Она стала свидетельницей настоящего чуда. И очень захотела увидеть его в третий раз. Нина Васильевна, конечно, знала мнение святых отцов о том, что если человек стал участником чудесного события, то он должен за это благодарить Бога, но ни в коем случае не желать нового чуда. Чудеса — это исключительные события, и человеку не надо привыкать к ним. Однако желание, захватившее Нину Васильевну, было настолько сильным, что она не выдержала и положила перед иконой третий сухой бутон.

На третий раз бутон не расцвел. Однако с тех пор Нина Васильевна перестала выкидывать сухие цветки в форточку и стала складывать их перед иконой. Вскоре ее отец умер. Нине Васильевне с матерью пришлось переехать на другую квартиру. Похороны и суета переезда пошатнули духовное равновесие женщины. Разбирая вещи на новом месте, недосчитались китайской розы. Во время переезда она куда‑то пропала.

 

Воспоминания о детстве

 

На склоне лет Мария часто вспоминает свое далекое детство, которое прошло в селе Гагаринская Новоселка Ярославской области. Младенцем Марию крестили в местной Богородице‑Рождественской церкви. В этот храм девочку, совсем еще кроху, водила на богослужения бабушка. Здесь Мария произнесла свои первые молитвы Богу.

В начале Великой Отечественной войны, когда Марии было шесть лет, чекисты решили срочно сделать из церкви тюрьму. Она понадобилась им для заключенных, которых этапами гнали с запада на восток перед отступающей Красной армией.

Когда с высокой колокольни сбрасывали колокола, толпа, собравшаяся вокруг храма, выла от восторга, несмотря на начавшуюся войну. Маша смотрела на смеющихся взрослых и еле сдерживала себя, чтобы не разрыдаться. Ее детскую душу особенно поразило поведение директора школы, которая при виде разгрома храма так ликовала, что была готова пуститься в пляс.

Когда начали крушить иконостас и киоты, Маша подошла к входу в церковь. Многие дети забежали внутрь и вскоре стали выходить из храма с кусками золоченой резьбы в руках. Маша видела, какими красивыми игрушками обзавелись ее друзья, но не взяла себе даже самого маленького золотого кусочка. Дома у деревенской девочки не было ни одной игрушки, однако она не хотела брать из церкви ничего.

Иконами, вынутыми из иконостаса и киотов, односельчане выстлали скотный двор.

Очень быстро храм обнесли колючей проволокой и с четырех углов поставили сторожевые вышки. Через несколько дней храм, ставший тюрьмой, наполнился заключенными.

Мужики стали уходить на фронт, и вскоре их жены уже рыдали, получая похоронки.

 

«Вымой руки!»

 

Елена несколько лет работала врачом‑ревматологом в одной из московских поликлиник. Однажды она вела обычный прием больных. В кабинет входил пациент, рассказывал о своей болезни и располагался на кушетке. Елена мыла руки, ощупывала суставы, снова мыла руки и садилась заполнять историю болезни.

Осмотрев очередного больного, Елена села за стол и взяла авторучку. Вдруг в ее душе раздался голос: «Вымой руки!» Нисколько не удивившись такому внутреннему приказу, женщина подумала: «Да, на самом деле я же забыла вымыть руки. Ну, ничего, вот заполню историю болезни и вымою их». Елена принялась писать, но вновь услышала внутренний голос: «Вымой руки!» Женщина насторожилась: приказ звучал четко, ясно и не был ее собственными мыслями. Он явно принадлежал какому‑то другому существу. «Что со мной происходит?!» — со страхом подумала Елена, продолжая заполнять историю болезни. Однако в ее душе в третий раз раздалось: «Вымой руки!»

Еще сильнее испугавшись, Елена подумала: «Я, наверное, схожу с ума!» Она вскочила со стула и пошла к раковине мыть руки. И тотчас на ее рабочее место рухнула огромная оконная рама, выпавшая из расшатанных крепежей. Раздался сильный грохот. Елена обернулась и замерла в испуге: если бы она промедлила еще мгновение, то погибла бы или получила серьезные травмы.

Поликлиника было типовым панельным зданием постройки семидесятых годов прошлого века. Огромные окна занимали чуть ли не всю наружную стену кабинетов. Рамы в оконных проемах фиксировались особыми крепежами, которые почти везде уже разболтались. Для проветривания помещений рамы приходилось открывать с большой предосторожностью, чтобы они не упали с шарниров.

Случившееся произвело на Елену огромное впечатление. Она прекрасно поняла, что спасена чудесным образом. Женщина немедленно пошла в храм благодарить Бога. Прежде она иногда заходила в церкви ставить свечи, но ее вера не была осмысленной. В этот же раз Елена впервые в жизни обратилась к Богу с живой молитвой.

С тех пор Елена считает день чудесного спасения моментом обретения настоящей веры и началом своего воцерковления.

 

* * *

 

Родители Елены живут в Сергиевом Посаде. Елена вместе с мужем и детьми часто приезжает к ним из Москвы. Отчий дом расположен почти на окраине, в месте, больше похожем на село, чем на городской район. В позднее время улицы здесь пустынны и плохо освещены. Этим пользуются грабители, нападающие на одиноких прохожих.

Однажды осенним вечером Елена возвращалась из храма в родительский дом. Проходя по темным улицам, она почувствовала себя совершенно беззащитной перед возможным нападением злоумышленников. Поэтому Елена позвонила по сотовому телефону мужу и попросила его выйти ей навстречу. Не успела женщина положить телефон в сумочку, как за ее спиной раздались шаги.

Стараясь сохранять спокойствие, Елена продолжила свой путь. Однако звук шагов стремительно приближался к ней. Елена определила, что ее догоняет, видимо, довольно крупный мужчина. «Наверное, сейчас будет меня грабить», — пронеслась отчаянная мысль. Она хотела было обернуться, но тотчас поборола в себе это желание: не надо показывать преступнику свою слабость и страх. Тем не менее через пару шагов Елену охватила паника. Ее рука потянулась за телефоном, чтобы еще раз позвонить мужу. Однако она не сделала этого. «Какой смысл звонить домой?» — подумала Елена. Муж уже вышел навстречу, а старики родители, услышав ее испуганный голос, перепугаются сами. К тому же вид дорогого телефона может еще больше распалить незнакомца.

До родного дома было далеко. Мужа не видно. На улице ни души. Что же делать? Елену охватила дрожь. Дорога, которой она шла, вела через овраг. Слыша за спиной шум неумолимо приближающихся шагов, Елена лихорадочно размышляла: «В овраге он на меня непременно нападет! Здесь хоть и безлюдно, но в домах горит свет: можно на помощь позвать. А там совершенно пустынное место. Сколько ни кричи — никто не услышит. Как же быть?!»

Внезапно Елену осенила мысль: «Надо молиться! Почему же я об этом забыла?!» Удивившись столь простому выходу из сложной ситуации, она в своем сердце воскликнула: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Тотчас позади Елены раздался громкий шлепок. Она резко обернулась. В нескольких шагах от нее на земле сидел крепкий мужчина. Споткнувшись, он, видимо, сильно ударился о землю. Его недоуменный, но пристальный взгляд был устремлен на Елену. Лишь мгновение она смотрела ему в глаза, а затем начала спускаться в овраг.

Неожиданно на Елену снизошло непоколебимое спокойствие. Продолжая читать про себя молитву, она шла пустынной дорогой и удивлялась той твердой уверенности, которую вдруг обрела ее душа. Муж, увидев Елену вполне невозмутимой, даже не заподозрил, какого страха она натерпелась несколько минут назад.

 

Из писем заключенных

 

При Троице‑Сергиевой Лавре и Московской духовной академии существует отдел по миссионерской работе среди заключенных. Сотрудники этого отдела ведут обширную переписку с осужденными. В письмах заключенных подчас можно встретить интересные и назидательные случаи из жизни их авторов.

 

* * *

 

«Мир Вам, братия Троице‑Сергиевой Лавры, с чувством искреннего уважения и почтения пишу Вам это письмо.

Зовут меня Сергей, мне сорок пять лет, осужден на девять лет. Год назад заболел туберкулезом и был отправлен на туберкулезную зону. Оттуда я и написал вам первое письмо, в котором рассказал о себе, как я пришел ко Христу и просил у вас православную литературу. Я всё получил и написал вам благодарственное письмо.

А дальше произошло следующее.

Мне было очень плохо, и как‑то во время лечебных процедур я дал обет Богу: «Господи, если Ты избавишь меня от этой болезни, я уйду в монастырь и всего себя посвящу на служение Тебе!»

В то, что за этим последовало, не верит никто. Через месяц мне сделали рентген, и легкие у меня оказались совершенно чистыми, как будто и не было никакой болезни. И вот я снова в нормальной зоне. До конца срока мне осталось четыре месяца.

Наказание, которое вынесли мне люди, девять лет лишения свободы, я отбыл, так что чист перед людьми, но не перед Богом. Смотрю на себя и не вижу ни одного белого пятнышка, я весь, как свинья, в грязи. Грехи мои превзошли главу мою. И только одна надежда, один лучик в царстве тьмы, — это Господь мой Иисус Христос!»

 

* * *

 

Виталий уверовал во Христа, будучи в заключении. Обретя веру, он стал проводить много времени за чтением духовной литературы. Как‑то раз он открыл книгу, в которой рассказывалось о Божественной литургии, и углубился в чтение. Неожиданно у него в памяти вспыхнуло воспоминание из далекого детства.

Виталий учился в пятом классе, когда поехал с родителями во Псков. Сюда на службу в армию был призван его старший брат Андрей. Целью поездки было присутствие на присяге новобранцев.

После торжественной церемонии начальство отпустило солдат в увольнение, чтобы они вместе с родственниками осмотрели город. Семья Виталия, знакомясь с достопримечательностями древнего Пскова, зашла в действующий храм, где совершалась литургия. Во время причастия верующие по очереди стали подходить к священнику, стоявшему с чашей на амвоне. Вдруг в храме появился голубь. Когда священник поднес лжицу со Святыми Дарами к устам одного из причастников, голубь подлетел, взял Христовы Тайны и отлетел в сторону. Виталий удивился. Когда же голубь стал подлетать и к некоторым другим причастникам, забирая Святые Дары перед их открытыми устами, мальчик развеселился. Показывая родственникам на голубя, он воскликнул:

— Посмотрите на голубя! Он дрессированный, как в цирке!

Родители одернули Виталия и приказали ему замолчать. Однако поведение голубя привело Виталия в такой восторг, что эмоции захлестнули мальчика, и родителям с большим трудом удалось заставить его прекратить шуметь в храме. Когда все вышли на улицу, Виталий начал в подробностях рассказывать своим родным об увиденном в храме. Однако они не поняли, о чем идет речь. Оказалось, что никто из них голубя не видел.

 

* * *

 

В 1975 году Валентине исполнилось двенадцать лет. В том же году умерла ее тетя. На девятый день после смерти все родственники отправились на деревенское кладбище помянуть усопшую.

Девочка вернулась с кладбища раньше всех. Войдя в дом, она изумилась: внутри, несмотря на закрытые ставни, всё было залито необыкновенным сиянием. Валентина испугалась и пошла за соседкой, бабушкой Настей. Выслушав девочку, соседка отправилась на помощь. Осматривая комнаты, она обнаружила, что сияние исходит от одной из икон. Бабушка Настя сказала Валентине, чтобы она не волновалась: в их доме обновляется старинная икона.

Три дня девочка наблюдала, как икона горела чудесным сиянием. Затем она стала совершенно новой.

Под влиянием этого чуда Валентина уверовала в Бога. Конечно, вера девочки нуждалась в укреплении, но ее родители, простые сельские труженики, не проявляли заботы о религиозном воспитании своего ребенка.

В тринадцать лет, по словам Валентины, в нее «вселился бес». Она стала вести распутный образ жизни. Как ни старались родители и учителя спасти девочку от пагубных увлечений, сделать это им не удалось. Первый раз Валентина оказалась в заключении еще несовершеннолетней. Свое сорокалетие она встретила в местах лишения свободы, отбывая срок в пятый раз.

Валентина познала глубину греха, принесла немало скорби многим людям и сама сполна испила чашу страданий. Закоренелая преступница, она нашла в себе силы подняться из бездны погибели. Искренне раскаявшись в своих прегрешениях, Валентина всем сердцем обратилась ко Христу. Сейчас она воспринимает бо́льшую часть своей жизни как период длительного беснования.

 

Рассказ прихожанина

 

Был у меня сослуживец. При советской власти мы с ним много лет проработали вместе. Он отличался сильным пристрастием к спиртному. Гулял от жены, совсем ее не стесняясь. Каких только оскорблений она от него не натерпелась. Все считали ее мученицей. Воспитанием своих детей он не занимался. Да и доставалось им от него тоже немало.

Мой сослуживец был коммунистом. Как‑то раз на партийном собрании разбирали его аморальное поведение и призывали покончить с алкоголизмом. Он обличений соратников по партии не стерпел и наговорил им грубостей. Те грозят:

— Мы тебя из партии исключим.

Он кричит:

— Я из вашей партии сам уйду, а пить буду, как пил!

Бросил свой партбилет на стол и ушел с собрания. Из партии его, конечно, тотчас исключили, но в те времена за подобный поступок могли и посадить. Однако он пребывал в столь помраченном от водки и распутства состоянии души, что ему всё уже было нипочем.

Я не видел его много лет, но недавно встретил. Смотрю — мой бывший сослуживец превратился из забулдыги в приличного человека. С чего бы это, думаю. Поздоровались, разговорились. Он рассказал, что его сын стал священником. Я, конечно, удивился: надо же, сын такого отца посвятил свою жизнь служению Богу! Он же, продолжая беседу, сказал, что через сына сам пришел к вере и в корне изменил свою непутевую жизнь. Я еще больше изумился: как такое могло случиться?

— Однажды, — рассказал мой знакомый, — изругал я сына последними словами. А он мне в ответ поклонился и попросил прощения. От этого во мне душа перевернулась. Не мог я себе и представить, что он, священник, у меня, подонка, когда‑нибудь прощения будет просить! Я ему всё детство искалечил, а он у меня прощения просит! С тех пор со мной что‑то произошло. Бросил я пить и гулять. В Бога уверовал. Другим человеком стал.

Подивился я таким словам. Если бы не он сам, а кто‑нибудь другой рассказал это про него, не поверил бы.

 

Одержимость

 

Муж N. бесноватый. Их семья живет на окраине Сергиева Посада в собственном доме и существует благодаря доходу от подсобного хозяйства. Последние годы муж занимается только тем, что пасет несколько своих коров на близлежащем поле и в лесу. Он не желает общаться с людьми и ведет очень замкнутый образ жизни. Когда его охватывают приступы беснования, он уединяется в своей комнате и воет по нескольку суток подряд. В это время N. читает Псалтирь. Периодически она слышит, как ее супруг в соседней комнате ругается и кричит ей: «Изыде! Изыде!»

Во время беснования мужчина становится необыкновенно сильным. Иногда он выносит на своих плечах из хлева корову и ставит ее где‑нибудь во дворе. Когда же он приходит в себя, то ничего не помнит. Так, однажды зимой, увидев корову посреди сугробов, он спросил домочадцев, кто вывел корову из хлева? Если приступ захватывает мужчину, когда тот пасет животных в поле или в лесу, он перетаскивает их на собственных руках через ручьи и лужи. Свой небольшой трактор во время припадков бесноватый самостоятельно переставляет с места на место. Его голос часто меняется: то он говорит тонким фальцетом, то визжит, как поросенок, то воет, словно волк. Нагрудный крест во время приступов одержимости он снимает.

Когда N. чувствует, что мужу становится совсем плохо и он близок к полному помутнению рассудка, она, кроме чтения за него Псалтири, кропит его святой водой. Увидев жену, вошедшую в комнату, муж начинает пятиться к стене. Когда капли святой воды попадают на него, он скрежещет зубами и забивается в угол. После окропления мужчина постепенно успокаивается и обессиленный валится на постель, на которой лежит без движений по три дня. В это время он ничего не ест и почти не пьет.

N. многократно предлагала мужу сходить в Троице‑Сергиеву Лавру на чин изгнания нечистых духов, но он отказывался. В Лавре N. советовали найти людей, которые бы насильно привели ее мужа на «отчитывание». Однако она пока не может решиться вести его в Лавру насильно. Да и где найти таких людей?

Мне самому пришлось наблюдать в Лавре картину не для слабонервных. Несколько мужчин тащили через лаврские ворота бесноватую женщину. Она кричала диким голосом, а всё ее тело сотрясалось и извивалось. Временами казалось, что одержимая вот‑вот вырвется из крепких мужских рук. К счастью, этого не случилось. Сквозь толпу оторопевших туристов мужчинам удалось дотащить бесноватую до храма, где совершался чин изгнания нечистых духов.

Мне так и хотелось посоветовать туристам зайти в храм и посмотреть, как изгоняются бесы из одержимых. Наблюдение за этим процессом помогло бы им постичь истину Православия. Священники какой другой религии изгоняют из бесноватых нечистых духов?

 

Энергетический удар

 

В Ярославле один из молодых сотрудников органов государственной безопасности увлеченно занимался восточными единоборствами. Постепенно на этом поприще он достиг значительных успехов. За свое мастерство офицер получил коричневый пояс. Стремясь к совершенству, он начал осваивать так называемый энергетический удар. То есть, когда рука наносит удар противнику, не соприкасаясь с его телом. Для молодого человека овладение этим боевым приемом стало мечтой жизни.

На своей работе талантливый спортсмен не был обделен вниманием начальства. Продвигаясь по служебной лестнице, он перешел работать в Москву, на Лубянку.

Как‑то вечером после окончания рабочего дня к офицеру подошел его товарищ, тоже увлеченный восточными боевыми искусствами, и предложил:

— В Елоховскую церковь привезли мощи святого. Народ туда валом валит со всей Москвы. Пойдем, подзарядимся. Представляешь, сколько энергии можно получить от мощей великого святого и какой энергетикой будут обладать наши удары?!

Молодой человек, будучи не крещен и малосведущ в церковной жизни, согласился на предложение своего товарища.

Шел 1991 год. Произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Перед перенесением их в Дивеевский монастырь они некоторое время находились в Елоховском соборе в Москве.

Когда сотрудники госбезопасности вошли в храм, они встали в длинную очередь, тянущуюся к мощам Преподобного. Стоять пришлось долго. Когда, наконец, подошли к гробнице, наблюдательные офицеры уже хорошо знали, как надо креститься, кланяться и прикладываться к мощам. Первым приложился инициатор похода в храм. Вторым — бывший житель Ярославля. Чтобы вобрать в себя от святого как можно больше энергии, он не только поцеловал мощи, приложился к ним лбом, но и обеими руками с силой оперся на гробницу. По выходе из храма его товарищ воскликнул:

— Чувствуешь, сколько энергии получил?!

Молодой офицер, не успев как следует оценить величину полученного энергетического заряда, ощутил какие‑то странные изменения в своем теле. А через несколько мгновений ему стало уже совсем не до того. Его руки начали быстро распухать и вскоре стали заметно толще.

На следующий день он пошел в ведомственную больницу. Врачи взяли анализы, провели необходимые исследования, посовещались между собой и сообщили больному, что причину отека установить не могут. На их взгляд, руки подверглись какому‑то неизвестному им воздействию. Медики предложили пострадавшему припомнить, не брал ли он за последнее время в свои руки какие‑либо опасные для здоровья вещества или не дотрагивался ли до каких‑нибудь необычных предметов?

Напрягать память молодому человеку не пришлось: он тотчас вспомнил, как руками вбирал энергию от мощей святого. Однако с медиками своими воспоминаниями офицер не поделился. Не поймут. Тем не менее распухшие руки надо было приводить в нормальное состояние, и он начал советоваться со знакомыми, что же ему предпринять. Среди людей, посвященных в его беду, оказалась верующая женщина. Услышав рассказ офицера, она изумилась:

— Так ты же совершил кощунство! Разве можно подходить к мощам великого святого с целью энергетической подзарядки для усиления ударов по противнику. Глупость какая‑то! Тебе надо срочно идти в храм и просить прощения у преподобного Серафима.

Увещевание подействовало, и офицер вторично направился в Елоховский собор. Здесь он снова встал в конец огромной оче<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: