Результаты освоения курса «Литературное чтение»




Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит уни­версальный метапредметный характер. Данная программа обес­печивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

«Личностные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и ис­торию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демо­кратических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на ре­зультат, бережному отношению к материальным и духовным цен­ностям.

Метапредметные результаты освоения основной образо­вательной программы начального общего образования долж­ны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации; определение наиболее эффек­тивных способов достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно действо­вать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; в использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для решения ком­муникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространст­ве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, пе­редачи и интерпретации информации в соответствии с комму­никативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме изме­ряемые величины и анализировать изображения, звуки, гото­вить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графиче­ским сопровождением; соблюдение нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осоз­нанное построение речевого высказывания в соответствии с за­дачами коммуникации и составление текстов в устной и пись­менной формах;

 

10) овладение логическими действиями сравнения, анали­за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным поня­тиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительно­сти (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения ме­жду объектами и процессами;

15) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными мо­делями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования по лите­ратурному чтению с учётом специфики содержания предмет­ной области „Филология", должны отражать:

• понимание литературы как явления национальной и миро­вой культуры, средства сохранения и передачи нравствен­ных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

• формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, поня­тий о добре и зле, нравственности; формирование потреб­ности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

• понимание роли чтения, использование разных видов чте­ния (ознакомительное, изучающее, выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержа­ние и специфику различных текстов, участвовать в их обсуж­дении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен­тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с ис­пользованием элементарных литературоведческих понятий;

• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения об­разовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладе­ние им универсальными учебными действиями (УУД), которые
необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Основные содержательные линии программы Развитие навыков чтения

Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом го­ду обучения предполагает формирование целостных (синтетиче­ских) приёмов чтения слов (чтение целыми словами), интонаци­онное объединение слов в словосочетания и предложения, на втором году обучения — увеличение скорости чтения и введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание темпа чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интона­ционные средства выразительности). Учитывая разный темп обу­чаемости детей, необходимо организовать индивидуальную ра­боту с детьми, как с теми, кто пришёл в школу хорошо читающи­ми, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степе­ни сложности.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и не должна использоваться только как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребёнок-читатель постепенно осознаёт, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательско­го опыта, сформированное™ умения воссоздать словесные об­разы, соответствующие авторскому замыслу. Формирование пол­ноценного читательского восприятия является одной из важней­ших задач данного курса литературного чтения.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме: умение читать вслух и молча, вос­принимать содержание произведения на слух и читая самостоя­тельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на во­просы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.

Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого разде­ла проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими кни­гами, что позволяет расширять читательское пространство и обо­гащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.

Знакомство с литературоведческими понятиями

В 3-4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литерату­роведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературовед­ческими понятиями и представлениями в данном курсе литератур­ного чтения носит практико-ориентированную направленность.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «ви­деть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произ­ведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) выбрал писатель (поэт), как оно характеризу­ет героя и выражает отношение автора. Далее важно научить де­тей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи. Развивается один из основных видов рече­вой деятельности — говорение (устная речь). Практическое зна­комство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование вы­сказываний о своём отношении к произведению, героям и их по­ступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наи­зусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Добиться хорошего уровня литературного развития учащих­ся, научить их выразительно читать и понимать прочитанное можно, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произ­ведением (книгой), которые побуждают ребёнка вносить эле­менты творчества, выражать своё отношение к герою (произве­дению), по-своему интерпретировать текст. Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. В данном курсе широко используются практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание, оформление обложек), игровые приёмы (работа с кроссворда­ми, дидактические литературные игры), а также письмо (допи­сывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных ха­рактеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер. Формы орга­низации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.

Содержание курса

3 класс (136 ч)

В 3-4 классах произведения группируются по жанровому авторскому принципу. В учебники включены произведения, вв­едшие в золотой фонд классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разде-1Ы, посвященные творчеству Л. Толстого, помогут детям уви­деть, насколько богата палитра писателя: художественные сю­жетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произ­ведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенно­сти басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетическо­го восприятия произведения и духовно-нравственного воспита­ния. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздейству­ет на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует пред­ставления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на бо­лее сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Чита­тельское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определённые отношения, вызы­вающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: