Что не завещал Станиславский




 

Есть театры, статус которых приравнен к национальным музеям: «Малый Театр», «Театр Е.Вахтангова», МХАТ… Эти театры свято чтят традиции, завещанные их основателями. Отличаются они друг от друга своими самобытными актерскими школами, формой сценической игры. Но есть одно, что их объединяет: трепетное отношение к своей истории. Музыкальный театр им.Станиславского исторически входит в эту шеренгу великих. В прошлом он был известен своими оригинальными балетами, доступными пониманию самой широкой публики, спектаклями, в которых главенствовал принцип танцующего актера, утверждающего на сцене творческие заповеди великого режиссера. Хореографы В.Кригер, Н. Холфин, В.Бурмейстер, заложившие традиции балетного театра, а затем А.Чичинадзе, Дм. Брянцев, продолжили в своих балетах эту почетную творческую эстафету. Для меня это родной театр, в котором я танцевал и начинал свою карьеру хореографа.

Поэтому для меня особенно обидно видеть, как в настоящее время балетная сцена театра утрачивает свою уникальную репертуарную самобытность, превращаясь в прокатную площадку для демонстрации заезженных зарубежных, в основном одноактных балетов, ранее поставленных иностранными хореографами.

Да, были и редкие исключения – работы Иржи Килиана, Джерома Роббинса, Начо Дуато, некоторые балеты Джона Ноймайера, которые озарили на некоторое время жизнь балетной труппы.

Тенденция прокладки репертуарного курса театра в сторону Запада вызывает серьезное беспокойство. Тем самым театр отдаляется от родных берегов.

После ухода из жизни хореографов, хранивших театральные традиции, вакуум руководства балетом заполнили чужие театру люди, пришедшие со стороны, не требующие от артистов соблюдения заложенной их предшественниками художественной задачи. За последние годы в кресле художественного руководителя сменилось двое известных в мире балета человека, но ни С.Филин, ни И.Зеленский так и не смогли прочувствовать истинный дух театра Станиславского. Несомненно, балетная труппа стала профессиональнее, но теперь все реже и реже можно увидеть на сцене по-настоящему блистательные актерские работы.

Сегодня череда новых художественных руководителей, не имевших никакой генетической связи с театром, с его традициями, исторической памятью прославленного коллектива, пополнилась. Хотелось бы узнать, кто это незримый ангел, с подачи которого Управление Культуры Москвы, в ведомстве которого находится театр, пригласило нового худрука из Франции? Ролан Илер, в прошлом хороший танцовщик, возможно и человек неплохой, пришел в театр с программой, состоящей из подержанного зарубежного репертуара, чем продолжил начатое его предшественниками превращение театра в своеобразный «театр повторного балета». Подсаживая публику на заманчивые названия заморских постановок, руководство обрекает знаменитую театральную школу на забвение, превращает театр в прокатную площадку для залежавшихся работ западных хореографов. Не спорю, встреча с добротной, а лучше, с новой, талантливой хореографией, пришедшей из-за рубежа, очень полезна, но нельзя формальный перенос чужих спектаклей превращать в практику. Балетная труппа театра превратилась в своеобразный ксерокс, бездумно копирующий поставленные ранее на западных сценах балеты. Все это ведет к деградации труппы, отучая артистов творчески мыслить при работе с хореографом.

В российском балетном театре не было границ и преград для иностранных мастеров. Ярким примером этого является гениальный хореограф француз Мариус Петипа, который долгое время жил и творил в России. Однако дирекция императорских театров считала необходимым дать возможность работать рядом с ним и русскому мастеру балета, Льву Иванову. Чувство меры всегда отличало рачительных руководителей. Именно поэтому С.Дягилев, который мог привлечь к сотрудничеству иностранных хореографов, приглашал для постановки новых спектаклей еще не очень знаменитых в то время М.Фокина, Л.Мясина, Дж. Баланчина, давал возможность пробовать свои силы в сочинительстве В.Нижинскому.

Европа и Америка стоят на страже своего духовного суверенитета. Заботясь о развитии национальной культуры, они ввели квоты на демонстрацию и использование иностранной культурной продукции. Таким образом они создали приоритет творческого развития для своих национальных деятелей, способствуя их становлению, предоставляя им возможность громко заявить о себе. В том видится похвальное проявление патриотизма и защиты государства.

Что же у нас? Отвергая отечественных хореографов, предпочитая им громкие, а порой незнакомые иноземные имена, мы не даем родиться новым голейзовским, григоровичам, якобсонам… А как известно, научиться плавать можно только в воде.

Мы уже потеряли наш самобытный жанр эстрадного танца, который заменен царящим ныне на сценах и телеэкранах примитивом хип-хопа. На очереди самое страшное: утеря преемственности в балетном искусстве, разрыв связи педагог-ученик. Уйдет поколение мастеров-хореографов, за спиной которых, как в живописи, стояли и учились ремеслу их ученики. А ученикам, лишенным практики постановки больших танцевальных полотен, будет нечего сказать следующему поколению.

Что дальше? Дальше прекратится развитие отечественной хореографии, которую заменит бездумная, милая, бессодержательная дребедень, способная вызвать только любопытство, а не духовный катарсис, присущий русскому театру. Происходит выкорчевывание корней, соединявших нас с великим прошлым, традициями русского и советского балетных театров, исповедовавших духовность и содержательность.

И содержание, и содержательность всегда присутствовали как в балетах, так и в хореографических миниатюрах, наполняя их смыслом.

К сожалению, есть и более земная проблема, о которой я не могу не сказать. В это сложное для театров время, когда ведется отчаянная борьба за выживание, Музыкальным театром Станиславского тратятся огромные государственные деньги: на приглашение зарубежных хореографов и их постановочных команд. Не лучше ли поубавить количество зарубежных гостей, и повнимательнее вглядеться в творчество отечественных авторов?

Не спорю, показ работ зарубежных мастеров в театре Станиславского необходим. Нельзя полноценно владеть своей профессией, будучи незнакомым с выдающимися произведениями мировой сцены. И все же

вдумайтесь: вот уже 17 год, как на сцене «Станиславского» не рождался ни один оригинальный полноценный многоактный балет, поставленный специально на балетную труппу театра. (Последний, «Укрощение строптивой», был создан в 2000 году Дм.Брянцевым). Бытует мнение, что у нас нет талантливых хореографов. Это ложь. Утверждают это те люди, которые не хотят их появления. Театру давно пора обратиться к творчеству отечественных хореографов, организовать открытый конкурс на создание новых либретто и музыки, сочиненных специально для труппы.

В целях возрождения утраченных традиций необходимо пригласить в руководство балета мастера, исторически скрепленного работой в прославленном театре. Он будет заботится о сохранении легендарной памяти прошлого, будет способен продолжить и приумножить в новых спектаклях великую славу театра.

Но это, конечно, при желании руководства. Куда интереснее и приятнее упорхнуть за рубеж, чтобы там налегке заключить контракт на постановку очередного заграничного «шедевра». Со временем меняются не только люди, но и театры. Это очевидно и неизбежно. И если городское Управление культуры сочло возможным одобрить для театра художественное направление, устремленное в сторону пропаганды зарубежной хореографии, было бы правомерно поставить вопрос о переименовании Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Великие основатели задумывали театр как лабораторию отечественной музыкальной сцены. К сожалению, я вынужден констатировать, что нынешнее состояние театрального дела совершенно не соответствует их завещанию.

Положа руку на сердце, искренне признаюсь: мое самое большое желание – это возможность гордиться своей страной, государством, которое среди своих провозглашенных приоритетов заявило бы о возрождении и поддержке отечественной хореографии, которая всегда была нашей славой, и которой восхищались зрители «планеты всей».

 

Юрий Пузаков

Лауреат Международного и Всесоюзного

Конкурсов, обладатель Высшей награды

VI Международного театрального форума «Золотой Витязь»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: