Уклонение ликвидационной комиссии от расчета с кредиторами и завершение ликвидации должника




После истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (далее — ПЛБ). ПЛБ должен включать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения. ПЛБ утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим, решение о ликвидации юридического лица.

Если стоимость имущества юридического лица, по данным ПЛБ, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В частности, ликвидационная комиссия обязана совершить действия по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ, п. 2 ст. 224 ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Невыполнение ликвидационной комиссией указанных норм является основанием для отказа регистрирующим органом во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 226 Закона о банкротстве).

В то же время существует риск того, что ликвидационная комиссия не учтет или скроет задолженность перед кредитором и не обратится в суд с заявлением о признании должника банкротом, а завершит процедуру добровольной ликвидации, подав заявление в регистрирующий орган о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией должника.

Для пресечения подобных действий со стороны ликвидационной комиссии предусмотрена возможность после удовлетворения судом требований, предъявленных кредитором к ликвидационной комиссии, направить в регистрирующий орган информацию о наличии соответствующего судебного решения с приложением его копии. Это позволит налоговому органу реализовать его право на отказ во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

Если регистрационная запись о ликвидации должника все же была внесена, то оспорить ее можно только в том случае, если кредитор реализовал установленный законом порядок предъявления требований к ликвидационной комиссии. Признание недействительной регистрационной записи о ликвидации должника влечет за собой восстановление регистрационной записи о государственной регистрации и восстановление полномочий ликвидационной комиссии, которая теперь будет обязана учесть задолженность перед кредитором при осуществлении процедуры ликвидации и в связи с отсутствием имущества у должника направить заявление о признании должника банкротом.

Однако даже если кредитор добьется успеха и вынудит ликвидационную комиссию обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, то положительный эффект от затраченных усилий может оказаться минимальным.

Так, если с заявлением о банкротстве обращается сама ликвидационная комиссия в ходе процедуры ликвидации, то банкротство должника осуществляется по упрощенной схеме, предполагающей признание должника банкротом и открытие процедуры конкурсного производства. При этом в заявлении о признании должника банкротом ликвидационная комиссия обязана указать кандидатуру конкурсного управляющего либо наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий (ст. 37 Закона о банкротстве).

Учитывая высокую на сегодняшний день коррупционную составляющую института арбитражных управляющих, велик риск того, что такой конкурсный управляющий будет защищать исключительно интересы должника, игнорируя или нарушая права его кредиторов.

В этой связи для пресечения подобных действий со стороны ликвидационной комиссии эффективным считается превентивное инициирование в отношении должника процедуры банкротства по заявлению кредитора.

Соответствующее право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве)8. При этом размер взысканных денежных средств должен быть не менее 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве).

Следует также отметить, что нахождение юридического лица в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом9 при наличии внешних признаков банкротства. Согласно разъяснениям абз. 2 п. 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при установлении арбитражным судом на заседании по проверке обоснованности требований кредитора к должнику факта образования должником ликвидационной комиссии и недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов к такому должнику применяется упрощенная процедура банкротства — банкротство ликвидируемого должника, в соответствии с которой принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства и утверждения конкурсного управляющего полномочия ликвидационной комиссии прекращаются, а шансы кредитора на удовлетворение его требований к должнику увеличиваются, поскольку правовые механизмы Закона о банкротстве позволяют вернуть выведенное должником имущество и осуществить его реализацию для удовлетворения требований кредиторов.

Так, в соответствии с новой редакций Закона о банкротстве конкурсному управляющему предоставлено право оспаривать сделки должника, подпадающие под критерии подозрительных (ст. 61.2 Закона о банкротстве). Практика применения указанных положений Закона о банкротстве еще не получила широкого распространения. В то же время критерии отнесения сделки к категории подозрительных позволяют включать в эту категорию практически любые сделки, совершенные должниками за соответствующий период времени, и эффективно их оспаривать.

Оспаривание подозрительной сделки позволяет восстановить данное имущество в составе конкурсной массы должника, за счет стоимости которой будут погашаться требования кредиторов.

В заключение необходимо отметить, что существующее правовое регулирование процедуры ликвидации должника не предусматривает для кредитора приемлемых механизмов контроля за действиями ликвидационной комиссии, а существующие способы защиты могут быть реализованы лишь после фактического нарушения прав кредиторов.

В этой связи кредиторам требуется уделять пристальное внимание каждому действию ликвидационной комиссии, пресекать возможные нарушения своих прав, а если нарушение будет допущено, незамедлительно использовать оптимальные способы защиты.

Кроме того, в некоторых случаях кредиторам следует переводить ликвидацию должника из правового поля добровольной ликвидации в правовое поле процедуры банкротства, поскольку правовые механизмы процедуры банкротства позволяют гораздо эффективнее осуществлять защиту интересов кредиторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: